Публикации
Словесные и живописные портреты крестьянских детей
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Словесные и живописные портреты крестьянских детей
Автор: Абрамова Варвара Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Словесные и живописные портреты крестьянских детей
Автор: Абрамова Варвара Николаевна
МБОУ «Телейская СОШ» Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия) Конспект урока русской литературы в 6 классеТема урока: Словесные и живописные портреты крестьянских детей. (по рассказу ИС Тургенева «Бежин луг») Составила: Абрамова Варвара Николаевна –учитель русского языка и литературы 2023г Конспект урока русской литературы в 6 классеТема урока: Словесные и живописные портреты крестьянских детей. (по рассказу ИС Тургенева «Бежин луг»)Тип урока: освоение художественного текста.Цели урока:образовательные: - расширить представление учащихся о творчестве И.С. Тургенева; - сформировать умение составлять характеристику героя; - повторить понятие «портрет» развивающие: - развивать навыки связной устной речи; - развивать логическое мышление; - развивать умение работы с текстом; - развивать умение выражать собственную позицию, умение вести диалог;воспитательные: - воспитывать интерес и любовь к художественному слову;Оборудование : иллюстрации к рассказу « Бежин луг», выставка книг писателя, карточки , «Толковый словарь» С.И. Ожегова и В.И. Даля, таблица -ИКТ: презентация о писателе, портреты мальчиковВиды учебной деятельности: выборочное, творческое чтение текста рассказа, создание текстов устных ответов на основе самостоятельной работы, устное словесное рисование. Ход урока:-Орг.момент:Слово учителя: Здравствуйте, дети! (Звучит музыка «Ночные звуки»)– Ребята , закройте глаза и послушайте… Что вы представили? Что увидели?-Ответ учащихся (летнюю ночь, костер, мальчиков )Учитель : о чем мы будем говорить на уроке ,как вы думаете? (учащиеся: о рассказе «Бежин луг»)Учитель:Сегодня наш урок посвящён творчеству И.С. Тургенева. Мы поближе познакомимся с героями рассказа «Бежин луг», сопоставим портреты мальчиков и их рассказы, будем учиться составлять характеристику героя1этап: Фронтальный опрос «Чей портрет?»-«14 лет, улыбка, хорошо одет ?» (Федя)- «глаза ,рот большой, умен,12 лет?» (Павлуша) -«болезненное лицо,заботливый,12 лет?»(Илюша) - «задумчивый , печальный, блестящие глаза.10 лет ?»(Костя)- «кудрявая голова, веснушки,7 лет» (Ваня)Вывод: всего 5 мальчиков. Они стерегут лошадей, почти все одногодки. 2 этап:Давай вспомним значение литературного понятия «портрет»?-Портрет-это изображение внешности героя в произведении (его лица, фигуры, одежды). - По каким признакам можно характеризовать внешность человека? а) Составление плана описания внешности мальчиков План описания внешности:1.Возраст мальчика.2.Внешний вид.3. Выражение лица.4. Одежда. б) Сопоставление портретов мальчиков.- Что даёт нам описание внешности, о чём мы можем судить? (О том, какой достаток в семье мальчика. Об их характерах)-Федя из богатой крестьянской семьи, автор отмечает в описании его портрета богатую одежду, а одежда Павлуши состояла … из простой замашной рубахи да из заплатанных портов …, что говорило о его и его семье, как о бедной. Также бедным показан мальчик Костя. Портрет Павлуши.- Найди и прочитай описание Павлуши - Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).- Почему на глаза обращает внимание писатель?Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?Портрет Илюши.- Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он. («Тупая, болезненная заботливость…»)- Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?Вот одна из составляющих мира детства крестьянских детей 19 века.задание «Узнай героя»:«У него был печальный и задумчивый взор. Лицо было невелико. Губы едва можно было различить». (Костя)- Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? (у него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать. Почему печальный взор?- Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев? (Ваня)- В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что автор словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.-Что общего у этих детей?- Мальчики очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать. -Они деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они дети крепостных крестьян и для них не существует школ.- В чём отличие этих мальчиков?- У них разные характеры.-Что мы можем сказать о характерах мальчиков?- Обратите внимание, что И.С. Тургенев особое внимание уделяет выражению лиц мальчиков…Павлуша глядел умно и прямо ……лицо Илюши выражало какую-то тихую, болезненную заботливость……Костя возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным видом…(На доске прикрепляются таблички с именами мальчиков, под ними будут помещены таблички «Черты характера.)-Павлуша – смелый, уверенный, умный.-Костя – задумчивый, печальный, любопытный.- Федя - гордый, любопытный.-Илюша - смирный, спокойный, пугливый, заботливый.- Ваня - тихий.( Презентация:под портретами появляются таблички с чертами характеров мальчиков)3этап:Работа по группам «В мире фольклора»Учитель : о чем говорили мальчики? ( Ответы: страшные истории о домовой, встреча Гаврилы с русалкой, Ермил и барашек,покойный барин,гадание Ульяны, леший..)Каждая группа вытягивает карточку и рассказывает одну историю.Вывод: мальчики суеверны,боятся страшных историй, но таинственное всегда притягивает.Их рассказ очень увлекательный и правдаподобный.4 этап: «В мире природы»Учитель: какова роль природы?(Учащиеся находят отрывки из текста - пейзаж) «Был прекрасный июльский день..»«Летняя ночь..»«Безлунная ночь»«Утро зачиналось»Вывод: природа- настроение.5 этап: «Живопись»Учитель: давайте , посмотрим репродукции известных художников. Обратите внимание на портрет, на одежду ,(Картины «Свидание», «Тройка»)В чем их сходство с мальчиками из рассказа «Бежин луг»?6 этап: Творческая работаУчитель: давайте сопоставим «Какие они дети 19 века и дети 21?»Учащиеся: говорят свое мнение (устно)Вывод : Не зря говорят «Дети –цветы жизни».Прошло 170 лет,но дети всегда остаются детьми.Они веселые, жизнерадостные, дружелюбные.И я желаю ,чтобы у вас было счастливое детство и чистое небо над головой!- Домашнее задание.Перечитайте дома фрагменты рассказа.Отметьте в тексте, как реагируют мальчики на изменения в природе и какие черты характера при этом у них проявляются.