Публикации Опыт работы по методике Марии Монтессори

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт работы по методике Марии Монтессори
Автор: Седельникова Татьяна Викторовна

Из опыта работы

на тему:

«Работа по методу Марии Монтессори»

 

Всякая новая педагогическая система начинается с особенного взгляда на взаимодействие ребенка и взрослого. В мировой педагогической культуре можно насчитать множество ярких, необычных подходов к воспитанию. Среди наиболее самобытных – система итальянского педагога и психолога Марии Монтессори. Изучив педагогическую технологию, работы Марии Монтессори у меня возник огромный интерес к ее системе, которая позволяет формировать в детях уверенность в себе, самостоятельность, независимость, умение жить в гармонии с миром, чего часто не достает нашим детям.

Для достижения цели в работе по системе Марии Монтессори я наметила последующие перед собой задачи:

а) раскрыть индивидуальность каждого ребенка и обеспечить высокий уровень его интеллектуального развития;

б) адаптировать систему Марии Монтессори с учетом социокультурных условий, традиций России;

в) создать учебно-воспитательный процесс для полноценного развития познавательной деятельности (элементарных математических представлений), развитие чувств.

В основу своей работы по системе Марии Монтессори я взяла материалы практической жизни, которые учат ребенка быть независимым, помогают заботиться о себе и окружающем мире.

Каждый материал предназначен, для развития какого – либо одного чувства – зрения, слуха, осязания, обоняния и т.д. Все материалы постоянно усложняются: например, с помощью первой коробки цветных табличек ребенок знакомиться с тремя основными цветами, учится подбирать их пары; в следующей коробке количество цветных табличек увеличивается до 10, а затем до 22, добавляются дополнительные цвета; третья коробка знакомит ребенка с их оттенками.

Пространство своей группы я организовала особым образом. Вся мебель, где расположен материал по Марии – Монтессори низкая, полки открытые. Все устроено так, чтобы ребенок мог легко выбрать себе занятие. Создание развивающей среды – это сложное дело.

Возможность свободной работы в пространстве группы дает детям возможность проявить самостоятельность. Каждый Монтессори – материал отличается от подавляющего большинства других дидактических материалов как раз тем, что с ним ребенок может работать сам.

Поэтому мои дети не будут ждать, когда им дадут какое – нибудь задание или покажут, как надо что-то делать. Они смело знакомятся с незнакомыми им предметами, осваивают их, пытаются понять, для чего они предназначены.

Все баночки, все коробочки всегда стоят на своих местах. Многие спрашивают, как нам удается организовать такой порядок. Дети сами ставят все на место – по той же причине, из своей природной любви к порядку. Ребенок точно знает, где ему взять нужную вещь и куда он ее положит после того, как позанимается.

Я в своей работе исхожу от реально возникшей ситуации. Это касается не только Монтессори – материала и права ребенка выбирать, с чем  когда он хочет и может работать. Это, что, может, еще важнее, касается жизни ребенка в группе.

Я готовлю ребенка не к школе, а к жизни в достаточно сложном и противоречивом мире. Даю малышу возможность получить социальный опыт, соответствующий его развитию. Конечно, ребенок живет своей жизнью и не должен приспосабливаться к нашей. Я стараюсь создать своеобразную подготовительную среду для развития навыков социальных контактов и извлечь из нашей с детьми упражнения, помогающие адаптации ребенка в его окружении. Я иду по той же дорожке, что и при интеллектуальном развитии ребенка, от конкретного опыта и ощущений к абстрактным правилам жизни, которые со временем станут для ребенка нормами и ценностями.

Эта система соответствует требованиям сегодняшнего дня – подготовка людей, мыслящих свободно, неординарно, владеющих способами решения разнообразных задач, действующих логично и самостоятельно. Надо сказать, что она в корне изменила мое отношение к воспитанию детей.

Изменяется роль воспитателя. Я не контролирую и не указываю на ошибки, а наблюдаю и прихожу им на помощь, когда она нужна.

Метод наблюдения покоится на одном главном основании, на свободе детей в их самопроизвольных непосредственных проявлениях.

Работу  по методу Марии Монтессори начала пять лет назад.

Что изменилось в группе?

В группе установилась спокойная, дружелюбная атмосфера, взаимопонимание, поддержка. Умение двигаться, приобретенное ими в группе, стало полезно в жизни.

Марии Монтессори писала: «Зачем же терять бесполезные слова, если воспитать можно гораздо более эффективно  отношением».

Девиз Марии Монтессори – «Помоги мне это сделать самому». Стал и моим девизом в работе.

Упражняя детей в проявлении заботы о самом себе: одеваться и раздеваться, причесываться, застегивать и расстегивать одежду, мыть руки, чистить обувь, стирать и прочие самостоятельные действия по самообслуживанию, в проявлении заботы об окружающей среде, уборка мусора, подметание пола, накрывание на стол, аранжировка цветов, уход за ними, посадка растений и прочее.

Мария Монтессори писала: «Если хорошо подумать, упражнения в практической жизни – настоящая гимнастика, так что само повседневное окружение является школой совершенствования всех движении… Скатать ковер, почистить пару ботинок, вымыть раковину или пол, накрыть на стол, открыть и закрыть ящик и крышки, двери и окна, убрать комнату, аккуратно поставить стул, закрыть занавеску, переставить какую-то мебель и т.д. – это упражнения, при которых либо все тело, либо то или иное движение совершенствуется. С помощью обычной работы ребенок учится двигать и руками и кистями, а мускулатура развивается быстрее, чем при гимнастике».

Работая, по методу Марии Монтессори я начала упражнять детей с самого простого:

  • Переливать воду из одного сосуда в другой.

  • Пересыпать с помощью ложки.

  • Застегивать застежки.

  • Чистка ботинок, металла.

  • Убирать пыль, мусор со стола.

  • Нанизывать бусы различной величины.

  • Сортировать природный материал и так далее.

Все эти материалы, собранные для упражнений в повседневной жизни по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечают детским потребностям.

Дети особенно любят упражнения, которые встречаются в их жизни дома. Дети быстро научились раздеваться, одеваться, застегивать и расстегивать застежки, шнуровать обувь, мыть руки, переливать воду из одного сосуда в другой, пересыпать зерно, успешно работают с бельевыми прищепками и.т. д.

Основой сенсорного воспитания является принцип «от простого к сложному», для каждой сферы практической деятельности имеются материалы различной степени сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое. Ребенок занимается с одним материалом до тех пор, пока вдоволь не насладится им и не перейдет на следующую ступень трудности.

В Монтессори – материалах сконцентрированы возможности уточнения сенсорики. Работая с этими материалами, ребенок фиксирует контраст, распределяет по парам, дифференцирует, различает форму, величину, цвет, вес предметов, т.е. производит сложную работу интеллекта – анализ и синтез.

Для развития чувств в работе я использую:

1. Блоки цилиндры.

2. Розовую башню.

3. Коричневую лестницу.

4. Красно-синие штанги.

5. Цветные таблицы.

Для развития слуха:

1. Шумящие цилиндры.

2. Колокольчики.

Для развития осязания:

1. Дощечки гладкие - шершавые.

2. Пары шершавых табличек.

Для развития вкуса:

1. Вкусовые баночки.

Для развития обоняния – баночки с запахами.

Для развития стереогностического чувства – геометрические тела.

Использую и другие материалы, помогающие ребенку в утончении чувств. В моей группе дети успешно работают с кубиками «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат» Б.П.Никитина.

Каждый из них содержит в себе возможность контроля над ошибками, что позволяет ребенку самостоятельно работать без помощи воспитателя.       Материал в группе в единственном экземпляре. С помощью, которого дети имеют представления и навыки собирать по принципу увеличения – уменьшения, подбирать пары цветов, их оттенки и различают цвет; различают шершавые и гладкие поверхности, подбирают по степени их шершавости, определяют ткань: толстая – тонкая, грубая – нежная, рыхлая – прочная, называют ткани; различают шумы: громкий – тихий, и звуки: высокий – низкий; различают вес предметов, различают предметы: плоский – объемный; различают «горячий – теплый – холодный», «сладкий  горький – соленый – кислый», самостоятельно режут бумагу и ткань и т.д.

Монтессори – материал для развития чувств, представляющий собой «материализованные абстракции». Именно эти материалы открывают ребенку путь к математическому познанию мира.

Размышляя над логикой и внутренними смыслами упражнений с математическим материалом Марии Монтессори, нетрудно заметить, что в основе лежит понятие «материализованных абстракций», а сам предмет математики рассматривается, прежде всего, как позиция человека, как способ овладения миром с помощью познания, действия и эмоционального участия.

«Математика – это легко», - говорю я детям. Это знакомо и осязаемо. Числа учат так же, как и язык, и потому математика – наука универсальная, по сути дела, вселенская.

Поначалу материал имел конкретный опыт обращения с многочисленными предметами, а позже перешли к абстрагированию на основе приобретенных знаний.

Дети брали красно – синие штанги и получали представление о числе и переходили к счету, у них возникло понятие о структуре десятичной системы. Материал изготовлен так, чтобы была ясно видна связь арифметики и геометрии. Плоские геометрические фигуры – вкладыши, геометрические тела применялись в материалах для развития чувств, опосредованно я знакомила с геометрией.

При организации упражнений детей с математическим материалом я следовала нескольким правилам:

  • Представляла детям математику не как готовый предмет, а как самостоятельную деятельность человека.

  • Я не передавала идеи, а повторно открывала их с детьми.

  • Путь к познанию лежит через связи, а не через отдельные явления.

  • Понимание нужно, а не навыки.

Работая с математическим материалом, дети научились выстраивать ряд от 1 до 10; узнавать цифры 1 – 10, 11 – 99, различали количества, четные и нечетные числа, выстраивали, читали десятичную систему в цифрах, определяли десятки, сотни, тысячи, записывали цифровые задания, выполняли сложение, вычитание и т. д

Главное в этом методе представление ребенку полной свободы, самовыражения и действий.

Работая по системе Монтессори, я достигла того, что дети стали более самостоятельные, так как каждый материал давал ребенку возможность проявить самостоятельность, что способствует независимости ребенка от взрослых.

Дети научились возможности контроля над ошибками. Дети сами находят свои ошибки, исправляют их.

Упражнения в практической жизни очень привлекали детей и даже родителей. Нельзя допускать, чтобы правила детского сада расходились с домашними. Я всегда стараюсь найти общий язык с родителями, которые, когда видят искреннюю заинтересованность в развитии их ребенка, как правило, охотно сотрудничают.

Я не устраиваю специальные, нравственные проповеди, не устраиваю и разборки поведения детей. Взрослые и дети живут в атмосфере добра, любви, веры и взаимопомощи. Даже дети младшего возраста доводят начатое дело до конца, не мешают работать другим, не разрушают чужой труд, выполняют договоренности, учу терпению и опекаю того, кто пока слабее.

Это колоссальная разница – не в развитости, а именно в самостоятельности.

Поразительно: но с дидактическими материалами, которые были придуманы сто лет назад, вот именно с этими кубиками, бусинками и цветными табличками с величайшим увлечением занимаются и сегодняшние дети! Так же, как в Доме ребенка у Марии Монтессори, и в наши дни в Монтессори – группе каждый ребенок по утрам поливает свой маленький цветок.