Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Автор: Щетинина Светлана Александровна
L/O/G/O«Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников»Нравственно-патриотическое воспитание детей –одна из основных задач дошкольного воспитания.Стандарт дошкольного образования требует от педагога объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества (ФГОС ДО глава1, п.1.6).Становление основ патриотического сознания детей заложено в основной образовательной программе ДОУ. Эти задачи решает образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». В тесной интеграции с другими образовательными направлениями, которые отвечают за познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.Одной из наиболее известных программ по нравственно-патриотическому воспитанию является российская программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л.Князева, М.Д.Маханева). Цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства -от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра; формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к духовному наследию прошлого; создании возможностей непосредственно с ними соприкоснуться.Обзор парциальных программ по нравственно-патриотическому воспитаниюПрограмма «Наследие»(авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева) направлена на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества и предназначена для дополнительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста (старшая группа –5-6 лет). В программераскрыто содержание работы по ознакомлению с ближайшим и природным окружением, краеведению, формированию патриотических чувств, семейной и гражданской принадлежности.Программа «Я —человек» (автор С.А. Козлова) Цель программы —дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представления об окружающем мире, представление о себе как представителе человеческого рода; о людях живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. Программа направлена на формирование у ребенка мировоззрения —своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.Обзор парциальных программ по нравственно-патриотическому воспитаниюРабота по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, краю, стране, уважение к традициям и обычаям;воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему иных ценностей);формировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края, единство эстетических чувств и нравственных ценностей;пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства.Педагогическая дискуссия•Почему на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств нужно начинать с дошкольного возраста?•Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?•Какие методы и приемы Вы считаете наиболее приемлемыми в работе по воспитанию патриотических чувств?Наблюдения на экскурсиях и целевых прогулках(трудовая жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы,воздвигаемые новостройки и т.п.). Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей.Беседы о стране, родном городе, его истории.Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов.Участие в общественных и календарных праздниках.Показ иллюстраций, фильмов, слайдов. Организация тематических выставок. Использование фольклорных произведений: пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр, прослушивание музыкальных произведений.Ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.).Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении ( труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.).Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах.Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни.Направления работы по нравственно-патриотическому воспитанию«Путешествие в историю»формирование интереса детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.(«Путешествиевпрошлоевещей»;«Игрынашихбабушек»;«БогатыриЗемлирусской»)«Вижу чудное раздолье…»расширение представлений детей о природных ресурсах родного края, воспитание чувств ответственности, бережного отношения к природе. (Посадка розария, «Аллея можжевельников» в честь 70-летия Победы, сбор гербария, походы)«Быт и традиции»расширение знаний о жилище русского народа; пробуждать интерес к национальному костюму; формировать представление о народных праздниках.(Проектная деятельность: альбомы «Быт и традиции русского народа»)Направления работы по нравственно-патриотическому воспитанию«Моя Родина -Россия» знакомство детей с государственной символикой России, экскурсии в музеи и др.«Моя малая Родина -Саратов»воспитание интереса к историческому прошлому города, любовь к своему народу. (Создание макетов г. Саратова, «Мой детский сад», патриотическая акция «Посылка солдату», экскурсии к памятникам города, посещение музеев, встречи с интересными людьми. КВН "Люби и знай свой край родной", мастер-класс "С чего начинается Родина?", выставки детских рисунков "Город будущего", "Город моего детства"; интеллектуальная викторина "Юные знатоки города"; конкурса чтецов -«Поэты Поволжья», "Милый сердцу уголок"; акции по благоустройству территории д/с "Любимый город -чистый город". Виртуальная экскурсия «Хоть полсвета обойдёшь, лучше края не найдёшь»).Направления работы по нравственно-патриотическому воспитанию«Дерево моей семьи» воспитание чувств любви к близким родственникам. (Составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи. Посиделки «Семья и родной дом», «Семья вместе, так и душа на месте», «От счастья ключи в семье ищи». Конкурсы «Папа, мама, я –спортивная семья», «Самая читающая семья». Выставки "Семейные реликвии» и др.)«Этих дней не смолкнет слава» воспитание чувств гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание быть похожими на сильных смелых российских воинов. (Игровые программы "Вперед к победе"; встречи с ветеранами).«Как чуден наш родной язык»приобщение детей к богатствам русской литературы, произведениям местных авторов.Направления работы по нравственно-патриотическому воспитанию«Руки –не для скуки»формирование знаний о народно-прикладном искусстве; знакомство с талантами русского народа. (Изготовление книжек –раскладушек, «Души и рук творенье» -поделки из природных материалов, коллективное творческое дело совместно с родителями «Пейзажи моего края», «Подарок ветерану»)Взаимодействие ДОУ с родителями по формированию патриотических качеств.Основные задачипривлечениеродителейкактивномуучастиювдеятельностидошкольногоучрежденияпопатриотическомувоспитанию.изучениесемейногоопытавоспитания:любвикродномудому,городу,уваженияктруду.просвещениеродителейввопросахпоформированиюпатриотическихкачествудетей.Формы работы с родителямиТрадиционные(совместныемероприятияпедагоговиродителейидетей«ШирокаяМасленица»,«Рождественскиепосиделки»,«Сказкиурусскойпечки»;родительскиесобрания«Посеятьвдетскихдушахдоброту»,«Широкастранамояродная»;Дниоткрытыхдверей«Достопримечательностинашегогорода»,«Улицыразные–старинныеиважные»;консультации«ЧтотакоеРодина?»,«Крепкасемья—сильнаРоссия»;газета«Покавседома»,«Древородамоейсемьи»).Нетрадиционные(семейныеклубы«Патриот»,«Врусскойсветёлке»;вечернародныхигризабав«Какигралинашибабушкиидедушки»совместныепроекты«ДружатдетивсейЗемли»,«Моидрузья»).Индивидуальные(беседы«СчегоначинаетсяРодина»,«Воспитаниепатриотическихкачествудошкольников»).Создание ПРС по нравственно-патриотическому воспитаниюДидактическиепособия(плангорода,накоторомдетибезтрудаузнаютсвойдетскийсад;макетыклиматическихиприродныхзонспредставителямифлорыифауныидр.,лабиринты,кроссвордыназнаниеродногогорода,края,страны,еёсимволов,настольныепечатныеигры«Профессии»,«Сказки»,«Зоологическоелото»идр.).Уголокпатриотическоговоспитания(символикастраны,области,родногогорода;альбомысфотографиямиродногогорода,столицыобласти,страны;книгипредприятийродногогорода;литературапопатриотическомувоспитанию).УголкиИЗО=творческиемастерские(изделийприкладногоискусства).УголкиФИЗО(атрибутыдляподвижныхнародныхигр)Музыкально-театральныеуголки(пособиясиспользованиемфланелеграфа,маскисказочныхперсонажей,различныевидытеатрапоРНС,музыкально–дидактическиеигры,музыкальныеинструменты,вт.ч.ифольклорные).Куклывнациональныхкостюмах,игрушкииатрибутыдлясюжетно-ролевыхигр,сделанныерукамивоспитателейиродителей.Фонотекасзаписямишелесталистьев,плескаводы,пенияптиц.Мини-музеи(«Русскаяизба»)«Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»Работа по внедрению технологий музейной педагогики в процесс формирования нравственно –патриотических ценностей протекает в несколько этапов: Дети знакомятся с понятиями «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее; для детей организуются виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира.Для родителей оформляются консультации, папки –передвижки, организуются виртуальные экскурсии на родительских собраниях.Дети и их семьи включаются в процесс создания тематического мини–музея: участвуют в сборе экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини-музея.II этапIIIэтапI этапДетям предъявляется готовый мини-музей, организуются экскурсии, игры с экспонатами музея. Происходит осознание детьми отличий мини–музея от музея настоящего, исследуются пути формирования экспозиции и прослеживается история каждого экспоната. Для родителей также организуются экскурсии по существующим мини–музеям, оформляется наглядная информация, способствующая повышению заинтересованности родителей воспитанников технологиями музейной педагогики.«Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»«Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»Виды оформления мини-музеев•Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости (музей камней, морских обитателей)•Вертикальное расположение (на полочках, стеллажах (музей народной игрушки, кукол))•На стендах (для легких экспонатов, которые могут крепиться к стене)«Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»Фольклорный мини-музей «Использование элементов музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Формыиметодысовместнойобразовательнойдеятельностисдетьмиврамкахмини-музеямогутбытьинтересныиразнообразны.Ихможнорассмотретьнапримерефункционированияфольклорногомини-музея,опираясьнаобразовательныеобласти:РечевоеразвитиеФольклорныймини-музей-своеобразнаяиллюстрациякнациональномуфольклору,онсоздаетособуюсредудлязнакомствадетейсустнымнароднымтворчеством,длявосприятияиосмысленияразличныхфольклорныхжанров(сказки,загадки,пословицы,поговоркиит.д.)ПознавательноеразвитиеОбращаяськэкспонатаммузеяможнознакомитьдошкольниковсисториейвещей,сявлениямиприроды,страдициями,обрядами,праздниками.Современныедетисмогутнагляднопредставитьсебебытиобычаиродногонарода.Социально-коммуникативноеразвитиеВфольклорныхмини-музеяхнаходятсвоеместопредметынародногобыта,которыечастоупоминаютсявсказках,былинах(ухват,веретено,коромысло,чугунок,лаптиит.д.)Расширениюсловаряспособствуетизнакомствоснациональнымкостюмом,снекоторымипредметаминароднойодежды.«Использование элементов музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Художественно-эстетическое развитиеОгромный художественно-эстетический потенциал дошкольников раскрывается в ходе знакомства с предметами декоративно-прикладного искусства, которое воздействует на чувственную сферу ребенка, развивает фантазию, вызывает эмоциональный отклик , стимулирует важные психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и общего развития детей, а также решает задачи нравственного воспитания: вызывает чувство уважения к Родине и своему народу, к труду народных мастеров, чувство гордости за их талант и трудолюбие.Музыкальная деятельность врамках фольклорного мини-музея приобретает особенное значение для дошкольников, ведь они по-настоящему смогут «погрузиться» в атмосферу народной культуры: облачиться в народный костюм, исполнить песню, станцевать танец или поиграть на народных музыкальных инструментах.«Метод проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»Проект связывает обучение с жизнью через наблюдение за окружающим и выражение личного отношения к увиденному, воспитывая любовь к родной земле и людям труда. База для проведения проектов:создание фонда краеведческой информации для педагогов, родителей и детей;составление рассказов для детей о малой родине, исторических фактах с переработкой их в соответствии с возрастом детей;организация развивающей предметно-пространственной среды с включением музейного пространства: комнаты истории города, уголка боевой славы, мини-музея по краеведению и др.;разработка игровых занимательных технологий на основе краеведческого материала города и края.«Метод проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»«Тематические акции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»Целью проведения тематических акций является воспитание у дошкольников чувства патриотизма, любви к Родине, семье, родным местам и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны.Чаще всего тема акции зависит от календарно-тематического планирования, в рамках работы над определённой темой объявляется –акция.(«Синичкина неделя», «Этих дней не смолкнет слава», «Георгиевская ленточка», «Поздравь ветерана», «Подари своё сердце», «Мы за чистый город», «Семейное древо»). В тематических акциях принимают активное участие как дети, так и их родители. Так как привлечение родителей к участию в акциях повышает их ответственность в деле гражданского воспитания и образования ребёнка.«Квест-игра» в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»Пользуется популярностью у детей и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.Примеры: Пройди по городу» (пройти по лабиринту определенный путь: сначала педагог рисует схему-лабиринт, затем ребенок может самостоятельно придумать условные обозначения и действовать с ними), игра-лабиринт «Дорога в детский сад или домой», «Путешествия по памятным местам», «Разбитая карта» -собирание карты города из частей, «Силуэт» -определение постройки по контуру и др.«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.ЛихачёвL/O/G/OСпасибо!