Публикации Презентация к уроку музыки в 6 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Презентация к уроку музыки в 6 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов"
Автор: Аникеева Наталья Вячеславовна

урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчествекомпозиторовМузыкальный материал: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»; хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.Оборудование: магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».ХОД УРОКА1 : организационный моментЗдравствуйте, ребята. Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске).- Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?Фолькло́р ( folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые  и бытующие в народных массах  (, , , , , ),  (, инструментальные  и пьесы),  (, , ), , ,  и . Фольклор – совокупность духовной и материальной культуры народа.2: повторение пройденного материалаФОЛЬКЛОР делится на две группы обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся:·         календарный фольклор (, масленичные песни, веснянки),·          семейный фольклор (семейные рассказы, , свадебные песни, ),·         окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).Определяют следующие Признаки фольклора.( - не записывается, устный; - вариационен;- привязан к определённой местности - нет автора и т.д.).Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования. Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр) 3: изучение нового материалаИз ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха. На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.Свадьба – не только личный, но и общественный праздник, именно публичностью регистрировался брак. До принятия христианства на Руси свадебные обряды – единственное подтверждение брака. Свадьба, известная нам, сложилась в XIII – XIVвеках, в начале XVI века свадьба игралась по строго установленному чину. Словосочетание «сыграть свадьбу» донесло до наших времён отношение к этому обряду как к серьёзной игре. Главное действующее лицо в ней – невеста. Свадебная игра длилась несколько дней и начиналась со сватовства. Уже в первые моменты свадебной игры начинали звучать свадебные песни.Свадьба состояла из нескольких этапов: сватовство, смотрины, сговор, девичник, расплетение косы, собственно день свадьбы с застольем и послесвадебные обряды. Для каждого из этапов характерно исполнение определённых песен, соблюдение определённых правил. Для девушки свадьба – всегда расставание с родным домом, уход в чужую семью – в семью мужа, Это начало новой, неизвестной жизни, уход в чужой мир, и потому свадебные обряды были в чём-то близки похоронным.Это, собственно, и определило такой жанр свадебных песен как причитания. Перед прощанием или в ходе прощания, семья девушки и невеста поют о счастливом времени, с которым приходится расставаться, и о грустной разлуке, которая наступает. В свадебных причитаниях невеста не только выражает свои переживания по поводу окончания «вольной» девичьей жизни, но и исполняет определённую обрядовую роль.Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы ЗыкинойБеседа по итогам прослушивания- Какое настроение создаёт эта песня?- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери) Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на доске) Что вы видите?- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске).- Что вы видите на этих картинах?- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»? Жениха и невесту, семейную пару в лирических песнях символизируют неразлучные Утушка и Селезень или особенно любимые на Руси лебедь с лебедушкой.Утка и лебедушка – символы вечной женственности, каждый из которых отражает сложные перипетии женской судьбыСцены свадьбы в операх русских композиторов.Ярким примером величальной песни является русская народная свадебная величальная песня «Плывёт, плывёт лебёдушка». Именно её ввёл взял для своей оперы «Хованщина» М.П.Мусоргский, для того , чтобы усилить эмоциональное воздействие изображаемого свадебного обряда на зрителей.Послушайте свадебный обряд из оперы «Хованщина»  М.П.Мусоргского•Что роднит эту музыку с народными песнями?•Какие интонационные особенности народной песни слышны в этом фрагменте?Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.Слушание: хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;- Определите образное содержание прослушанной песниОтветы детей. Образ песни – лирический, торжественный, величавый.Мелодия – распевная. Протяжная широкого дыханияПо обрядовой функции, поэтическому содержанию и художественным особенностям величальные песни - это один из самых ярких жанров свадебного обряда. Не случайно, именно эти светлые свадебные эпизоды, воспроизведены во многих русских операх. Они являются значимыми моментами в развитии действия. К свадебному обряду обращались и М.И.Глинка, и А.С.Даргомыжский, и Н.А.Римский-Корсаков. Предлагаю вам прослушать ещё одну величальную свадебную песню «Разгулялися, разливалися, воды вешние по лугам…» из оперы «Жизнь за царя» М.И.Глинки.Ответы детей. Образ песни – лирический, торжественный, величавый.Мелодия – распевная. Протяжная широкого дыхания…- Вы сами определили, что жанр этой песня величальная, а, между тем, она не является подлинно народной. Глинка сочинил свою мелодию, стилизовав её под народную, сохранив все черты, характерные для свадебной величальной песни.Лирическая песня, величальная песняИтог: обращение к народному творчеству помогает слушателю почувствовать национальную принадлежность музыки. 4: домашнее заданиеЗаписать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.5 : подведение итогов урокаСветлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки. - Существует интонационная общность этих произведений? ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.