Публикации Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка
Автор: Галиуллина Елена Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Верхняя Матрёнка  Добринского муниципального района Липецкой области.Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языкаУчитель английского языка МБОУ СОШ серхняя МатренкаГалиуллина Е.А.2022-2023 учод Функциональная грамотность является одним из центральных понятий в образовательном процессе современного мира. Необходимость «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий» нашло отражение и в обновленных ФГОС 2021г.
  • «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев).
  • Основные компоненты функциональной грамотности:математическая грамотность читательская грамотность финансовая грамотность естественнонаучная грамотностьдополнительные компоненты: креативное мышление, глобальные компетенцииТак как основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.Основная задача учителя – стимулировать учащихся к речемыслительной активности, создавая такие учебные ситуации, которые будут способствовать их спонтанной речи.На уроке английского языка мы формируем, развиваем и совершенствуем такие компоненты функциональной грамотности, как: глобальные компетенции, креативное мышление, естественнонаучная и читательская грамотности. Важным моментом является и практическая направленность уроков.Проанализировав задания из учебника, непосредственно с которым я работаю, я нашла примеры, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.Естественнонаучная грамотность - формулировать ценностное отношение к живой природе, к своему организму, вырабатывать целевые и смысловые установки в своих поступках по отношению к природе, здоровью и здоровью окружающих Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Реализуется через работу с текстом.Чтение смысловое : прогнозирование, чтение, рефлексия.Задачи: 1) - найти в тексте и извлечь информацию, сообщенную в явном виде (понимать основное содержание) - найти в тексте и извлечь информацию, сообщенную в явном виде (извлекать запрашиваемую информацию) - найти в тексте и извлечь информацию, сообщенную в явном виде (умение читать графическую информацию)2) - интегрировать и интерпретировать идеи и информацию текста (связывать отдельные единицы информации в единое целое)3) - осмыслить и оценить содержание и форму текста (умение применять житейский опыт и знания, высказывать мнение, основываясь и на прочитанном тексте, и на внетекстовых знаниях.) - осмыслить и оценить содержание и форму текста (создать письменное высказывание ) (Примеры упражнений представлены на слайдах)Глобальные компетенции - заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития мира. Ученик рассматривает английский язык как средство изучения окружающего мира. Компетенции 21 века (Soft Skills): 4СCommunication (общение) – умение общаться, налаживать контакты, договариваться с собеседником.Collaboration (сотрудничество) – умение сотрудничать, включает общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией; способность действовать с учетом позиции другого, уметь согласовывать свои действия; организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работа в группе. Creative Thinking (креативность) – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания и эффектного выражения воображения.Critical thinking (критическое мышление) – определение границ своего знания/незнания. Понимание, что за этими границами есть вопросы, ответы на которые еще предстоит получить. Умение формулировать эти вопросы. Нельзя не сказать и о Cultural awareness (культурная осведомленность) — основополагающий элемент межкультурной компетентности, на которой базируются другие надстроечные элементы. Она включает в себя два качества: первое важнейшее качество – это осведомленность о своей собственной культуре; второе качество – это осознание другой или иной культуры. Digital literacy (цифровая грамотность) – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Assessment for learning (рефлексия) — помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Autonomy (автономия) – способность обучающегося самостоятельно ставить цель деятельности, планировать свои действия, выбирать способы учебной деятельности и формы работы, осуществляя при этом рефлексию, самоконтроль и самокоррекцию, а также нести полную ответственность за результаты своей учебной деятельности. Эти компоненты тоже присоединяются к функциональной грамотности.Таким образом, функциональная грамотность – это готовность и способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого спектра проблем и жизненных задач в различных сферах общения, деятельности и социальных взаимоотношений. Это способность к обобщению, синтезу, интеграции и переносу знаний, умений и навыков.Применяя задания на формирование функциональной грамотности на уроках, учителя не только способствуют повышению мотивации детей, но и расширяют их кругозор, развивают творческие способности, помогают осознать ценности современного мира. Всё это необходимо для гармоничного развития личности ребенка и его дальнейшего взаимодействия с обществом.