Публикации Социализация выпускника сельской коррекционной школы.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социализация выпускника сельской коррекционной школы.
Автор: Воробьёва Людмила Геннадьевна

Учебно-опытный участок – как средство социализации выпускника сельской коррекционной школы. “Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений” В.А. Сухомлинский Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, не может стать недобрым человеком. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. В Аверинской коррекционной школе Афанасьевского района, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, такой искрой является учебно-опытный участок. Сельскую школу, в которой ученики изучают сельскохозяйственный труд, невозможно представить без учебно-опытного участка. Здесь дети закрепляют, расширяют и углубляют знания по сельскохозяйственному труду. На учебно-опытном участке осуществляется теснейшая связь теории с практикой. Начиная с начальных классов, в процессе работы учащиеся приобретают полезные трудовые навыки. Одной из задач сельской коррекционной школы является формирование и подготовка социально-ориентированной личности выпускника в сфере сельскохозяйственного производства. Так как основная масса наших выпускников в дальнейшем проживают в сельской местности. А владение навыками сельскохозяйственного труда дает им также возможность вести личное подсобное хозяйство. Поэтому организация работы на учебно-опытном участке нацелена на изучение технологии посадки и выращивания культурных растений и ухода за домашними животными. Формирование навыка сельскохозяйственного труда - это не единственная возможность, которую дает учебно-опытный участок. Здесь реализуется образовательная программа по другим учебным предметам: биологии, природоведению, развитии речи, социально-бытовой ориентировки. Общая площадь учебно- опытного участка в школе составляет 5500 м.кв. На этой территории расположено несколько отделов:- Отдел овощных культур- Отдел плодово – ягодных культур- Цветочно- декоративный отдел- Коллекционный отдел- Защищённый грунт- Дендрарий- Опытническая работа Отдел овощных культур представлен всеми видами основных овощных растений. Здесь выращиваем капусту, морковь, свеклу, кабачки, лук, чеснок, картофель. В этом отделе школьники отрабатывают навыки обработки почвы, посадки, ухода и уборки картофеля, капусты, столовых корнеплодов, лука, чеснока. Все овощи используются для питания в школьной столовой. Часть овощей идет на корм животным на школьной ферме. Отдел плодово – ягодных культур. В этом отделе школьники знакомятся с различными видами ягодных кустарников: черной и красной смородиной, крыжовником, иргой, черноплодной рябиной, малиной. Изучают способы размножения ягодных кустарников и ухода за ними. Ухаживают за посадками клубники. Обрабатывают почву в приствольных кругах вишни, сливы, яблони. Отрабатывают навыки работы с садовым инструментом-секатором.Цветочно- декоративный отдел. Один их самых приятных уголков школьной территории. В этом отделе произрастает более 30 видов различных цветочно-декоративных культур, однолетников и многолетников(астры, агератум, бархатцы, бальзамин, вербейник, георгины, гладиолусы, душистый горошек, «Золотой шар», ирис, ипомея, космея, календула, кохия, люпин, ландыш, львиный зев, лаватера, лилия тигровая, мальва, настурция, нарцисс, орлик, петуния, прунелла, пион «Марьин корень», подсолнух декоративный, сентябринка, синюха голубая, сальвия, тюльпаны, фасоль вьющаяся, флоксы, хоста, шток-роза, цинния, цинерария, целозия.) Такое обилие цветочно-декоративных культур обусловлено тем, что в школе в течении последних двух лет разработаны и реализуются проекты по озеленению территории школы. В их реализации участвуют педагоги, школьники и сотрудники школы. В 2012-2013 у.г. один из проектов был признан победителем на уровне области. Коллекционный отдел дает нам возможность обновлять гербарий зерновых культур (пшеница, ячмень, овёс), бобовых (горох столовый, горох бобовый, фасоль). Ежегодно изготавливаем коллекции семян, которые используем затем на уроках сельскохозяйственного труда, биологии, природоведения. Защищённый грунт в настоящее время представлен двумя теплицами, общей площадью 36 кв.м. Весной используем для выращивания рассады капусты и цветочно-декоративных культур. Затем высаживаем томаты и огурцы. Используем отдел при закреплении и углублении знаний по выращиванию томатов, огурцов, капусты. Дендрарий. Береза, дуб, липа, клен остролистный, клен американский, сирень, калина, ясень, акация, сосна, ель. Декоративные кустарники: барбарис, лапчатка, снежноягодник, спирея. Такие виды растений можно увидеть в школьном дендрарии. Приходят сюда дети наблюдать листопад, увидеть разнообразные формы листьев. Зимой школьники развешивают в дендрарии кормушки и подкармливают зимующих птиц. Опытническая работа Воспитывать у детей ответственность за порученное дело, добиваться результатов своего труда - это задачи, которые педагог может решать на опытных делянках. Можно ли получить хороший урожай моркови, если за ней не ухаживать? Можно ли из глазков и ростков картофеля вырастить клубни? Как лучше размножать смородину, отводками или черенками? Такие проблемные вопросы ставит педагог перед школьниками, а значит, на эти вопросы надо отвечать. Так начинается постановка нового опыта. Привить любовь к труду, систематическому и производительному, можно, если ученик принимает в нем непосредственное участие. Выполняя работу, он узнает и проверяет свою физическую и психологическую пригодность к этому виду труда. Систематический труд постепенно вырабатывает потребность в нем, а затем появляется желание выполнить работу по-своему, хорошо, чтобы почувствовать радость труда. Школа обязана раскрывать перед учащимися мир существующих профессий. Выпускник коррекционной школы должен быть конкурентоспособен как для продолжения своего образования, так и для определения своего места в трудовой деятельности. Кроме того, через общение с природой, землей, растениями, цветами, животными может осуществляться коррекция у детей с различными отклонениями. Они могут прийти в согласие с самими собой, избавиться от агрессии, сформировать и развивать такие качества как доброта, сострадание, умение заботиться о других.