Публикации
Формирование логических универсальных действий младших школьников при изучении геометрического материала на уроках математики
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование логических универсальных действий младших школьников при изучении геометрического материала на уроках математики
Автор: Фадеева Галина Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование логических универсальных действий младших школьников при изучении геометрического материала на уроках математики
Автор: Фадеева Галина Сергеевна
Формирование логических универсальных действий младших школьников при изучении геометрического материала на уроках математикиПриоритетной целью российского образования на современном этапе развития является создание условий для получения учащимися качественного образования. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий (УУД).Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.Средством обобщения и систематизации знаний, основой выведения новых знаний с помощью имеющихся являются логические универсальные учебные действия, формированию которых в современном образовании придается огромное значение. Проблемой формирования логических умений занимались Е. В. Веселовская, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и другие.Младший школьный возраст, является благоприятным периодом для начала систематической и последовательной работы по развитию логического мышления. От уровня сформированности которого во многом зависит сознательность, эффективность усвоения основ наук, умение самостоятельно ориентироваться в постоянно растущем объеме информации, применять имеющиеся знания с максимальной пользой, создавать наиболее выгодные условия для приобретения новых знаний и для сообщения их другим. Перечисленные умения играют большую роль не только в процессе обучения, но и во всей жизнедеятельности человека.Овладение учениками логическими универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов, но в первую очередь формируются на уроках математики, так как именно в этой области знаний логические формы и отношения проявляются в явной форме – как предмет усвоения учащимися. Уроки математики являются наиболее благоприятными для систематического формирования логических понятий и действий, что дает большие потенциальные возможности для развития логического мышления младших школьников.Развитие логического мышления является объектом психологии, поэтому решение этой проблемы требует обращения к психологическим закономерностям развития мышления учащихся. Согласно данным психологии, для любого возраста характерна определенная структура психических процессов с ведущей ролью, наиболее интенсивно развивающейся в этот период функции, при этом новая функция развивается и начинает занимать доминирующее положение не иначе как через прежнюю. Логические компоненты мышления ребенка в младшем школьном возрасте развиваются на основе образных компонентов и функционируют во взаимодействии с ними, поэтому формирование логических универсальных действий учащихся данного возраста целесообразнее осуществлять на основе активизации образных компонентов мышления как основных носителей логических представлений в данном возрасте.Для рассмотрения данного объекта с точки зрения различных понятий младшим школьникам при обучении математике обычно предлагаются такие задания:Приведем примеры различных заданий к данному математическому объекту:а) расскажи все, что ты знаешь о числе 325; б) назови количество отрезков, треугольников, многоугольников на данном чертеже (рис. 1). Рисунок 1 – Чертеж к заданиюРассмотрите рисунок 3 и подсчитайте различными способами количество окон в доме.Рисунок 2 – Чертеж к заданиюТакже следует учесть, что учащихся не нужно учить решать только сложные задачи, необходимо научить их рассуждать над простыми заданиями. Примеры заданий:1. Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:а) имеет 4 стороны и 4 угла; б) имеет 3 стороны и 3 угла.2. Найди отрезок BC. Что ты можешь рассказать о нём?Рисунок 3 – Чертеж к заданию 3. Покажи четырёхугольники: а) с двумя прямыми углами (3 и 10); б) с тремя прямыми углами (такого нет); в) с одним прямым углом (6 и 5) и т.д.Рисунок 4 – Чертеж к заданиюРешая задачу развития компонентов мышления, необходимо учитывать, что развитие ученика в процессе обучения эффективно лишь при формировании личностно значимых знаний, а это невозможно без опоры на опыт ученика. Новая информация должна согласовываться с имеющимися у ребенка представлениями, понятиями, правилами выполнения действий, эмоциональными кодами – составляющими субъектного опыта ученика. Учащиеся еще до начала обучения в школе имеют жизненные представления об элементах логики, опыт логической организации информации, и этот субъектный опыт учащихся необходимо учитывать в процессе развития представлений об элементах логики.Итак, при организации логической подготовки учащихся младших классов необходимо учитывать не только функциональную направленность элементов логики, но и субъектный опыт учащихся, а также закономерности формирования и развития определенных компонентов мышления. Но использование субъектного опыта, активизация образных компонентов мышления наиболее эффективно при изучении геометрии, формировании геометрических понятий. Поэтому формирование логических универсальных действий у младших школьников целесообразно проводить при изучении геометрического материала. Кроме того, такая логическая подготовка на геометрическом материале возможна в силу достаточного числа разработанных геометрических заданий.