Публикации МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классы)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классы)
Автор: Опанасюк Мария Сергеевна

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯКОМПЛЕКСНОГО НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классы)Пояснительная записка. Нейродефектологическое обследование представляет собой комплексную диагностику мозговой организации: исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений высших психических функций и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или функциональным состоянием определенных отделов мозга либо с индивидуальными особенностями морфо – функционального состояния мозга в целом. Разработанные протоколы комплексного нейродефектологического обследования, ориентированы на выявление особенностей функционирования определенных областей головного мозга, межзонального взаимодействия, работы анализаторных систем. Этапы обследования составлены в соответствии с законами миелинизации нервных волокон в отделах головного мозга. Каждый диагностический блок ориентирован на определенную область мозга. Данный протокол удобен в использовании за счет минимального количества дополнительного раздаточного материла (счетные палочки, клей, ножницы, ручка). Для проведения обследования достаточно распечатать готовый протокол с заданиями по возрасту (классу) обучающегося. Сроки применения диагностического материала – начало учебного года (сентябрь – октябрь).Структура нейродефектологического обследованияI блокзатылочная область:Нацелен на диагностику зрительного восприятия и гнозиса, работу зрительной анализаторной системы. Включает задания, позволяющие оценить особенности бинокулярного зрения, уровень мыслительных операций, свойства внимания, зрительную память, состояние мелкой моторики.II блок – височная область:Диагностирует особенности аудиального восприятия. Предложенные задания позволяют оценить фонетико – фонематическое развитие (центр Вернике), дифференциацию и анализ неречевых шумов, аудиальную память.III блок – теменная область, мозжечок:Диагностирует состояние общей моторики. Задания позволяют определить скоординированность движений, навык зрительно – пространственного анализа и синтеза. IV блок – лобная доля:Диагностирует особенности мышления, логики, графо – моторного навыка, экспесстивной речи - вербального показателя развития мышления (центр Брока). Задания позволяют оценить уровень сформированности навыка кодирования и декодирования информации, мыслительных операций, планирования последовательности действий для достижения цели (префронтальная область), развития мелкой моторики (премоторная область), понимание скрытого смысла, установление причинно – следственных связей.V блок – правое и левое полушария головного мозга:Диагностирует межзональное взаимодействие полушарий мозга. Выполнение заданий требует активации теменно – височно – затылочных долей, лобной доли.VI блок – общая функциональность мозговой организации:Диагностирует сформированность учебных навыков в соответствие с возрастными требованиями. Задания в протоколах начинаются с вопросов, нацеленных на установление контакта и оценки общей социально – бытовой осведомленности. Обследование необходимо проводить не менее, чем в 4 этапа, с интервалом 1 – 7 дней. Рекомендуемая схема диагностики:1 этап: I блок2 этап: II и II блоки3 этап: IV и V блоки4 этап: VI блокНачало учебного годаПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
  • класс
  • Обучающийся:______________________________________________
  • Ответь на вопросы:
  • Назови фамилию и имя______________________________________
  • Когда у тебя день Рождения?_________________________________
  • Сколько тебе лет?__________________________________________
  • Сколько тебе лет будет через год? ____________________________
  • Через два? _______________________________________________
  • Как зовут твоих родителей __________________________________
  • Кем работают твои родители?________________________________
  • В каком городе ты живешь?__________________________________
  • Назови свой домашний адрес ________________________________
  • У тебя есть брат или сестра? __________ Кто старше?__________
  • Что делает врач?____________________________________________
  • Учитель?___________________________________________________
  • Каких животных ты знаешь? ________________________________
  • Каких птиц?________________________________________________
  • Кто больше: корова или коза? ________________________________
  • Кто меньше: птица или муха?_________________________________
  • Чем отличается кукла от человека?_____________________________
  • Нарисуй круг. На что он похож?
  • Нарисуй квадрат. На что он похож?
  • Нарисуй прямоугольник. На что он похож?
  • I БЛОК
  • Посмотри на картинку. Что ты видишь?
  • Сложи из отдельных фигур
  • Найди нужный фрагмент
  • Соедини фигуры с теми предметами, на которые они похожи:
  • Внимательно посмотри на рисунок. Запомни детали.
  • Вспомни:
  • Кто выступал в цирке?
  • На чём играл слон?
  • Мышонок на картинке – мальчик или девочка?
  • Какого цвета платье у мышки?
  • Что на голове у слона?
  • Посмотри на картинку и ответь на вопросы:
  • Кто стоит первым (по порядку?)
  • Кто последний?
  • Кто стоит между слоном и мишкой?
  • Кто стоит около ёжика?
  • Кто выше всех?
  • Кто ниже всех?
  • Кто внутри? Кто снаружи?
  • Сколько предметов ты видишь?
  • Что не дорисовал художник? Дорисуй.
  • Сложи из счетных палочек по образцу:
  • II БЛОК
  • Сколько звуков в слове КОТ__, КРОТ___?
  • Запомни и повтори слова:
  • Кукла, мяч, мишка, пирамидка, конструктор, машинка, кубики, лошадка, ведерко, формочкиIII БЛОК
  • Покажи:
  • верх, низ, середину листасвой левый глаз и правое ухо.правый глаз и левое ухо на др. человеке.
  • Сделай так же:
  • IV БЛОК
  • Чего не бывает?
  • Покажи низкое дерево
  • Как назвать второе?
  • Широкая лента должна быть красной, а узкая – синей.
  • Какая будет красной, а какая – синей?
  • Определи время
  • Какое сейчас время суток?_____________________________________
  • Что бывает раньше: обед или ужин?____________________________
  • Какое сейчас время года?_____________________________________
  • Почему ты так считаешь?_____________________________________
  • Какие времена года ты знаешь?________________________________
  • Назови дни недели по порядку:__________________________________
  • Какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра?
  • Найди лишний предмет
  • Назови лишнее слово: яблоко, банан, груша, помидор.
  • Зачеркни лишний предмет в каждой строчке
  • Назови одним словом
  • Слон, кошка, собака, корова.
  • Чашка, тарелка, вилка, стакан.
  • Дорисуй недостающую фигуру
  • Определи закономерность. Дорисуй нужный элемент.
  • Продолжи строчку
  • Обведи. Нарисуй по клеточкам самостоятельно.
  • Зачеркни все буквы Н
  • А Н П Р С А Н Р Л И К С И Н В А П К У Д Щ Ю Н Р А В О Н Г Щ И ФV БЛОК
  • Нарисуй рыбку: тело синим цветом, голову – красным, плавники - зелёным.
  • Нарисуй рыбку из геометрических фигур:
  • Тело – овал, верхний плавник – маленький треугольник, нижний плавник – маленький круг, хвост – большой треугольник.VI БЛОК
  • Расшифруй слово по первым буквам картинок
  • Поставь знаки >, <, =.
  • 3 5 5 8 6 9
  • Реши примеры
  • 2+4= 7-3=
  • Реши задачу:
  • Маша получила 2 пятёрки, а Коля – 4 пятёрки. Сколько пятёрок получили ребята вместе? Решение:______________________________Ответ:_______________________
  • Ответь на вопросы:
  • Чем мы сегодня занимались?______________________________________
  • _______________________________________________________________
  • Какое задание было самым интересным?____________________________
  • __________________________________________________________________
  • Какое задание было самым сложным?______________________________
  • __________________________________________________________________Примечания:_________________________________________________________________________________________________________________________Начало учебного годаПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
  • класс
  • Обучающийся:________________________________________________
  • Ответь на вопросы:
  • Назови фамилию и имя.
  • Когда у тебя день Рождения?
  • Сколько тебе лет?
  • Сколько тебе лет будет через год? Через 3?
  • Как зовут твоих родителей?
  • Кем работают твои родители?
  • В каком городе ты живешь?
  • Назови свой домашний адрес.
  • У тебя есть брат или сестра? Кто старше?
  • Что делает врач? Учитель?
  • Каких животных ты знаешь?
  • Каких птиц?
  • Чем отличается кукла от человека?
  • I БЛОК
  • Посмотри на рисунок. Что ты видишь?
  • Сложи из отдельных фигур
  • Внимательно посмотри на рисунок. Запомни детали.
  • Вспомни:
  • На чём сидит заяц?
  • В какую сторону повёрнута его голова?
  • В какую сторону повёрнуто его туловище?
  • Что у зайца на лбу?
  • Что у него в ухе?
  • Что он держит в лапе?
  • Сколько шишек на ёлке?
  • Где спрятался волк?
  • Сколько грибов на рисунке?
  • Что было на небе?
  • Сколько предметов ты видишь?
  • Пользуясь подсказкой, узнай - что не дорисовал художник?
  • С помощью счетных палочек сложи по образцу. Что получилось?
  • II БЛОК
  • Сколько звуков в слове КОТ__, ПИСЬМО___, ЯБЛОКО___?
  • Повтори слоги:
  • Па-па-баЗы-сы-зыТу-тю-ту
  • Собери слово из отдельных звуков
  • М У Х А Й А М А
  • Запомни и повтори слова:
  • Лес, волк, дерево, ветка, белка, листва, дупло, кора, ствол, заяц.III БЛОК
  • Встань на балансиратор. Закрой глаза. Вытяни руки в стороны. Подогни ногу. Поменяй опорную ногу. Дотронься до носа кончиком пальца правой руки.
  • Покажи:
  • Верхний левый угол, нижний правый угол, середину листасвой левый глаз и правое ухо.правый глаз и левое ухо на др. человеке.
  • Сделай так же:
  • IV БЛОК
  • Чего не бывает?
  • Определи время
  • Какое сейчас время суток?
  • Что бывает раньше: обед или ужин?
  • Какое сейчас время года?
  • Почему ты так считаешь?
  • Какие времена года ты знаешь?
  • Назови дни недели по порядку.
  • Какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра?
  • Что лишнее?
  • Яблоко, банан, груша, помидор.
  • Самолет, машина, автобус, трамвай.
  • Зачеркни лишний предмет в каждой строчке
  • Назови одним словом
  • Слон, кошка, собака, корова.
  • Чашка, тарелка, вилка, стакан.
  • Определи закономерность
  • Перед тобой картинки, расположенные в строгом порядке. Определи, по какому принципу подобраны картинки. Побери картинку из нижнего ряда в пустой прямоугольник.
  • Определи закономерность и продолжи строчку
  • Продолжи строчку
  • Срисуй по клеточкам
  • Зачеркни все буквы Н
  • А Н П Р С А Н Р Л И К С И Н В А П К У Д Щ Ю Н Р А В О Н Г Щ И Ф Н Р А В О Н А Н П Р С А Н Р Л И К С С А Н Р Л И К С И Н В А П Щ Ю
  • Расшифруй слово по первым буквам
  • V БЛОК
  • Нарисуй рыбку: тело синим цветом, голову – красным, нижний
  • плавник – зеленым, верхний – желтым.
  • Нарисуй рыбку из геометрических фигур:
  • Тело – овал, верхний плавник – маленький треугольник, нижний плавник – маленький круг, хвост – большой ромб.VI БЛОК
  • Вычисли равенства и неравенства. Поставь знаки >, <, =.
  • 3+4 и 9-5 5+3 и 8 3-3 и 8-0
  • Реши задачу:
  • У рака 10 ног, а у пчёлки на 4 меньше. Сколько ног у пчёлки?_________________________________________________________________Ответ:____________________________________________________________
  • Найди все четырёхугольники:
  • Прочитай слова. Составь из этих слов предложение. Запиши его.
  • собаки, были, Сильвы, у, щенки__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Ответь на вопросы:
  • Чем мы сегодня занимались?______________________________________
  • _______________________________________________________________
  • Какое задание было самым интересным?____________________________
  • __________________________________________________________________
  • Какое задание было самым сложным?______________________________
  • __________________________________________________________________Примечания:_________________________________________________________________________________________________________________________Начало учебного годаПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
  • класс
  • Обучающийся:_______________________________________________
  • Ответь на вопросы:
  • Назови фамилию и имя.
  • Когда у тебя день Рождения?
  • Сколько тебе лет?
  • Сколько тебе лет будет через 4 года?
  • Как зовут твоих родителей.
  • Кем работают твои родители?
  • В каком городе ты живешь?
  • Назови свой домашний адрес.
  • У тебя есть брат или сестра? Кто старше? На сколько?
  • I БЛОК
  • Посмотри на картинку. Что ты видишь?
  • Сложи из отдельных фигур.
  • Внимательно посмотри на рисунок. Запомни детали. Ответь на вопросы:
  • Сколько человек изображено на картинке?
  • На чем сидит бабушка?
  • Чем играют дети?
  • Что висит на стене?
  • Что в руках у мамы?
  • Что делает бабушка?
  • 7. Сколько чашек на столе?8. У папы усы или борода?9. С какой стороны сидит девочка – слева или справа?10. Какая причёска у девочки?
  • Сколько предметов ты видишь? Что лишнее?
  • Вставь нужный фрагмент в целую фигуру:
  • Определи место расположения
  • II БЛОКСложи ПЕРВЫЕ слоги и назови новое словоДорога машинаБогатый лопата топить
  • Запомни и повтори слова:
  • Класс, парта, пенал, ручка, линейка, доска, рюкзак, дневник, карандаш, клей.III БЛОК
  • Встань на балансиратор. Закрой глаза. Вытяни руки в стороны. Подогни ногу. Поменяй опорную ногу. Дотронься до носа кончиком пальца правой руки.
  • Покажи:
  • свой левый глаз и правое ухо.правый глаз и левое ухо на др. человеке.
  • Сделай так же:
  • IV БЛОК
  • Определи время
  • Какое сейчас время суток?
  • Что бывает раньше: обед или ужин?
  • Какое сейчас время года?
  • Почему ты так считаешь?
  • Какие времена года ты знаешь?
  • Назови дни недели в правильном порядке
  • Какой сегодня день недели/ будет завтра/был вчера?
  • Определи закономерность и дорисуй недостающую фигуру
  • Прослушай рифмы и найди ошибки.
  • Прочитай первую пару слов. По этому образцу допиши недостающие слова в остальных парах.
  • Вертолёт – небоПодводная лодка –____________________________________Дом – полКастрюля –___________________________________________Берёза – деревоСирень –______________________________________________Лиса – лисёнокКорова – ______________________________________________Хоккей – шайбаФутбол –______________________________________________Корова – молокоПчела –_______________________________________________
  • Рассмотри каждую строку в таблице. Найди закономерность и нарисуй нужное количество звездочек в последней строчке.
  • Определи закономерность и продолжи строчку
  • Срисуй по клеточкам
  • Впиши в каждый прямоугольник первую букву слова, нарисованного на картинке. Подумай, в каком порядке нужно прочитать слово, чтобы получилась кличка щенка?
  • Зачеркни все буквы Н, а буквы К обведи в кружок.
  • А Н П Р С А Н Р Л И К С И Н В А П К У Д Щ Ю Н Р А В О Н Г Щ И Ф
  • Найди среди букв названия тех блюд и продуктов, которые нужны человеку для поддержания здоровья
  • Расшифруй слова:
  • Найди лишнее
  • V БЛОК
  • Нарисуй рыбку, голова которой смотрит направо. Раскрась тело синим цветом, голову – красным, нижний плавник – зеленым, верхний – желтым.
  • Нарисуй рыбку из геометрических фигур:
  • Тело – овал, верхний плавник – большой ромб, нижний плавник – маленький круг, хвост – четырёхугольник.VI БЛОК
  • Прочитай текст.
  • Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
  • О чём ты прочитал? Что произошло в лесу? Чем закончился рассказ?
  • Выпиши из седьмого предложения только имена – существительные.
  • _________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Образуй от данных имён существительных глаголы:
  • Зелень –____________________________________________________ Свет –_____________________________________________________ Рассказ –___________________________________________________
  • Выполни математические задания
  • Реши примеры
  • Сравни длины, вставив вместо многоточия ... знаки "<", ">" или "=":
  • 5 м 3 см ... 4 м 5 см.13 мм ... 1 см 3 мм16 м 5 мм ... 14 м 1 см
  • Реши задачу:
  • В портфеле у Маши лежит 23 тетради. А у Саши - на 12 тетрадей меньше,чем у Маши. Сколько тетрадей у ребят вместе? ______________________________________________________________Ответ:_____________________________________________________________
  • Посчитай, сколько четырёхугольников на картинке?
  • Ответ:____________________________________________________________Начало учебного годаПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
  • класс
  • Обучающийся:_________________________________________________
  • Ответь на вопросы:
  • Назови фамилию и имя.
  • Когда у тебя день Рождения?
  • Сколько тебе лет?
  • Сколько тебе лет будет через 17 лет?
  • Каким ты себя представляешь, через 17 лет?
  • Как зовут твоих родителей.
  • Кем работают твои родители?
  • В каком городе ты живешь?
  • Назови свой домашний адрес.
  • I БЛОК
  • Посмотри на рисунок. Что ты видишь?
  • Сложи из отдельных фигур
  • Внимательно посмотри на рисунок. Запомни детали.
  • Ответь на вопросы:
  • Сколько блюдец на рисунке?
  • Сколько чашек на рисунке?
  • Какой рисунок на чашках?
  • Какая прическа у девочки?
  • В какой руке полотенце?
  • Какой рисунок на полотенце?
  • Чем украшен фартук?
  • Длинный или короткий рукав у кофточки?
  • 9. Какая эмоция на лице девочки?10. Есть ли челка у девочки?
  • Соотнеси по образцу
  • Из каких частей состоит этот кораблик?
  • Сколько предметов ты видишь? Назови.
  • II БЛОК
  • Сложи ВТОРЫЕ слоги и назови новое слово
  • еда свеча намочил горе
  • Запомни и повтори слова:
  • Класс, парта, пенал, ручка, линейка, доска, рюкзак, дневник, карандаш, клей.III БЛОК
  • Встань на балансиратор. Закрой глаза. Вытяни руки в стороны. Подогни ногу. Поменяй опорную ногу. Дотронься до носа кончиком пальца правой руки.
  • Определи место расположения
  • Сделай так же:
  • IV БЛОК Определи время
  • Какое сейчас время суток?_____________________________________
  • Что бывает раньше: обед или ужин?_____________________________
  • Какое сейчас время года? ___________________________________
  • Почему ты так считаешь?______________________________________
  • Какие времена года ты знаешь?_________________________________
  • Назови дни недели по порядку_________________________________
  • Какой сегодня день недели?____________________________________
  • Какой будет завтра?___________________________________________
  • Какой был вчера?_____________________________________________
  • Какой сейчас месяц?___________________________________________
  • Какой будет?_________________________________________________
  • Назови осенние месяцы________________________________________
  • Прослушай рифмы и найди ошибки.
  • Хоть и добрый Дед Мороз,
  • Зимой щиплет нас за нос!
  • Нам всего февраль принёс –
  • Вьюгу, оттепель, мороз!
  • В декабре – то, между прочим,
  • День всегда короче ночи.
  • Определи закономерность и дорисуй недостающий фрагмент
  • Продолжи строчку
  • Срисуй по клеточкам
  • Найди лишний предмет в каждой строчке
  • Найди лишнее слово:
  • Слон, жираф, хобот, тигр
  • Береза, ветка, ствол, лист
  • Собака, котенок, кот, хомяк
  • Назови одним словом:
  • Мяч, скакалка, гантели, ракетка
  • Дождь, снег, туман, роса
  • Зачеркни все буквы И, а Н обведи в кружок.
  • А Н П Р Е Э С А Н Р Л И К С И Н В А П К У Д Щ Ю Н Р А В О Н Г Щ И Ф С З Е Н П Р Г О Л В П Н Е Т А К Б Ю З Д В П Р Н О И Т Ы С Ф Ч У К Е Н Э Е Г Р Ч Е Т Н Г Р А В С В М И Р Т Т П Р Ж Д И М П Р Н Г Щ Ш У З Е Е Ф И З Э А П К У Д Щ Ю Н Р П Н Е Т А К Б Ю З Н Е З Э
  • Расшифруй поговорку. Объясни её смысл.
  • Ответ:__________________________________________________________V БЛОК
  • Нарисуй рыбку. Раскрась тело сиреневым цветом, нижний плавник – оранжевым, верхний плавник – бордовым.
  • Нарисуй рыбку из геометрических фигур. Используй ромб, полукруг, треугольник, овал.
  • VI БЛОК
  • Прочитай рассказ и ответь на вопросы.
  • Плохо Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:— Как вам не стыдно!— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики. — Вот это и плохо! — гневно ответила женщина. 
  • Почему рассказ называется «плохо»?
  • ____________________________________________________________________________________________________________________________
  • Разбери слова по составу:
  • РаскрывалСердитоМаленький
  • Выпиши пятое предложение. Подчеркни главные члены предложения, подпиши части речи.
  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Выполни математические задания
  • Реши примеры и уравнения
  • в) 491 – 273 = б) 186 + 375 =
  • Реши задачу:
  • В пекарне из 21 кг муки испекли 7 тортов. Сколько килограммов муки необходимо, чтобы испечь 12 тортов?____________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_____________________________________________________________ПРИЛОЖЕНИЕ (танграм)