Публикации
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классы)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классы)
Автор: Опанасюк Мария Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классы)
Автор: Опанасюк Мария Сергеевна
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯКОМПЛЕКСНОГО НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классы)Пояснительная записка. Нейродефектологическое обследование представляет собой комплексную диагностику мозговой организации: исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений высших психических функций и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или функциональным состоянием определенных отделов мозга либо с индивидуальными особенностями морфо – функционального состояния мозга в целом. Разработанные протоколы комплексного нейродефектологического обследования, ориентированы на выявление особенностей функционирования определенных областей головного мозга, межзонального взаимодействия, работы анализаторных систем. Этапы обследования составлены в соответствии с законами миелинизации нервных волокон в отделах головного мозга. Каждый диагностический блок ориентирован на определенную область мозга. Данный протокол удобен в использовании за счет минимального количества дополнительного раздаточного материла (счетные палочки, клей, ножницы, ручка). Для проведения обследования достаточно распечатать готовый протокол с заданиями по возрасту (классу) обучающегося. Сроки применения диагностического материала – начало учебного года (сентябрь – октябрь).Структура нейродефектологического обследованияI блок – затылочная область:Нацелен на диагностику зрительного восприятия и гнозиса, работу зрительной анализаторной системы. Включает задания, позволяющие оценить особенности бинокулярного зрения, уровень мыслительных операций, свойства внимания, зрительную память, состояние мелкой моторики.II блок – височная область:Диагностирует особенности аудиального восприятия. Предложенные задания позволяют оценить фонетико – фонематическое развитие (центр Вернике), дифференциацию и анализ неречевых шумов, аудиальную память.III блок – теменная область, мозжечок:Диагностирует состояние общей моторики. Задания позволяют определить скоординированность движений, навык зрительно – пространственного анализа и синтеза. IV блок – лобная доля:Диагностирует особенности мышления, логики, графо – моторного навыка, экспесстивной речи - вербального показателя развития мышления (центр Брока). Задания позволяют оценить уровень сформированности навыка кодирования и декодирования информации, мыслительных операций, планирования последовательности действий для достижения цели (префронтальная область), развития мелкой моторики (премоторная область), понимание скрытого смысла, установление причинно – следственных связей.V блок – правое и левое полушария головного мозга:Диагностирует межзональное взаимодействие полушарий мозга. Выполнение заданий требует активации теменно – височно – затылочных долей, лобной доли.VI блок – общая функциональность мозговой организации:Диагностирует сформированность учебных навыков в соответствие с возрастными требованиями. Задания в протоколах начинаются с вопросов, нацеленных на установление контакта и оценки общей социально – бытовой осведомленности. Обследование необходимо проводить не менее, чем в 4 этапа, с интервалом 1 – 7 дней. Рекомендуемая схема диагностики:1 этап: I блок2 этап: II и II блоки3 этап: IV и V блоки4 этап: VI блокНачало учебного годаПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯкласс Обучающийся:______________________________________________Ответь на вопросы: Назови фамилию и имя______________________________________ Когда у тебя день Рождения?_________________________________ Сколько тебе лет?__________________________________________ Сколько тебе лет будет через год? ____________________________ Через два? _______________________________________________ Как зовут твоих родителей __________________________________ Кем работают твои родители?________________________________ В каком городе ты живешь?__________________________________ Назови свой домашний адрес ________________________________ У тебя есть брат или сестра? __________ Кто старше?__________ Что делает врач?____________________________________________ Учитель?___________________________________________________ Каких животных ты знаешь? ________________________________ Каких птиц?________________________________________________ Кто больше: корова или коза? ________________________________ Кто меньше: птица или муха?_________________________________ Чем отличается кукла от человека?_____________________________ Нарисуй круг. На что он похож? Нарисуй квадрат. На что он похож? Нарисуй прямоугольник. На что он похож? I БЛОКПосмотри на картинку. Что ты видишь? Сложи из отдельных фигур Найди нужный фрагмент Соедини фигуры с теми предметами, на которые они похожи: Внимательно посмотри на рисунок. Запомни детали. Вспомни:Кто выступал в цирке? На чём играл слон? Мышонок на картинке – мальчик или девочка? Какого цвета платье у мышки? Что на голове у слона? Посмотри на картинку и ответь на вопросы: Кто стоит первым (по порядку?) Кто последний? Кто стоит между слоном и мишкой? Кто стоит около ёжика? Кто выше всех? Кто ниже всех? Кто внутри? Кто снаружи?Сколько предметов ты видишь? Что не дорисовал художник? Дорисуй. Сложи из счетных палочек по образцу: II БЛОКСколько звуков в слове КОТ__, КРОТ___? Запомни и повтори слова: Кукла, мяч, мишка, пирамидка, конструктор, машинка, кубики, лошадка, ведерко, формочкиIII БЛОКПокажи: верх, низ, середину листасвой левый глаз и правое ухо.правый глаз и левое ухо на др. человеке.Сделай так же: IV БЛОКЧего не бывает? Покажи низкое дерево Как назвать второе?Широкая лента должна быть красной, а узкая – синей. Какая будет красной, а какая – синей? Определи время Какое сейчас время суток?_____________________________________ Что бывает раньше: обед или ужин?____________________________ Какое сейчас время года?_____________________________________ Почему ты так считаешь?_____________________________________ Какие времена года ты знаешь?________________________________ Назови дни недели по порядку:__________________________________ Какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Найди лишний предмет Назови лишнее слово: яблоко, банан, груша, помидор. Зачеркни лишний предмет в каждой строчке Назови одним словом Слон, кошка, собака, корова. Чашка, тарелка, вилка, стакан. Дорисуй недостающую фигуру Определи закономерность. Дорисуй нужный элемент. Продолжи строчку Обведи. Нарисуй по клеточкам самостоятельно. Зачеркни все буквы Н А Н П Р С А Н Р Л И К С И Н В А П К У Д Щ Ю Н Р А В О Н Г Щ И ФV БЛОКНарисуй рыбку: тело синим цветом, голову – красным, плавники - зелёным. Нарисуй рыбку из геометрических фигур: Тело – овал, верхний плавник – маленький треугольник, нижний плавник – маленький круг, хвост – большой треугольник.VI БЛОКРасшифруй слово по первым буквам картинок Поставь знаки >, <, =. 3 5 5 8 6 9Реши примеры 2+4= 7-3=Реши задачу: Маша получила 2 пятёрки, а Коля – 4 пятёрки. Сколько пятёрок получили ребята вместе? Решение:______________________________Ответ:_______________________ Ответь на вопросы: Чем мы сегодня занимались?______________________________________ _______________________________________________________________Какое задание было самым интересным?____________________________ __________________________________________________________________Какое задание было самым сложным?______________________________ __________________________________________________________________Примечания:_________________________________________________________________________________________________________________________Начало учебного годаПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯкласс Обучающийся:________________________________________________Ответь на вопросы: Назови фамилию и имя. Когда у тебя день Рождения? Сколько тебе лет? Сколько тебе лет будет через год? Через 3? Как зовут твоих родителей? Кем работают твои родители? В каком городе ты живешь? Назови свой домашний адрес. У тебя есть брат или сестра? Кто старше? Что делает врач? Учитель? Каких животных ты знаешь? Каких птиц? Чем отличается кукла от человека? I БЛОКПосмотри на рисунок. Что ты видишь? Сложи из отдельных фигурВнимательно посмотри на рисунок. Запомни детали. Вспомни:На чём сидит заяц? В какую сторону повёрнута его голова? В какую сторону повёрнуто его туловище? Что у зайца на лбу? Что у него в ухе? Что он держит в лапе? Сколько шишек на ёлке? Где спрятался волк? Сколько грибов на рисунке? Что было на небе? Сколько предметов ты видишь? Пользуясь подсказкой, узнай - что не дорисовал художник? С помощью счетных палочек сложи по образцу. Что получилось? II БЛОКСколько звуков в слове КОТ__, ПИСЬМО___, ЯБЛОКО___? Повтори слоги: Па-па-баЗы-сы-зыТу-тю-туСобери слово из отдельных звуков М У Х А Й А М АЗапомни и повтори слова: Лес, волк, дерево, ветка, белка, листва, дупло, кора, ствол, заяц.III БЛОКВстань на балансиратор. Закрой глаза. Вытяни руки в стороны. Подогни ногу. Поменяй опорную ногу. Дотронься до носа кончиком пальца правой руки. Покажи: Верхний левый угол, нижний правый угол, середину листасвой левый глаз и правое ухо.правый глаз и левое ухо на др. человеке.Сделай так же: IV БЛОКЧего не бывает? Определи время Какое сейчас время суток? Что бывает раньше: обед или ужин? Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь? Какие времена года ты знаешь? Назови дни недели по порядку. Какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Что лишнее? Яблоко, банан, груша, помидор. Самолет, машина, автобус, трамвай. Зачеркни лишний предмет в каждой строчке Назови одним словом Слон, кошка, собака, корова. Чашка, тарелка, вилка, стакан. Определи закономерность Перед тобой картинки, расположенные в строгом порядке. Определи, по какому принципу подобраны картинки. Побери картинку из нижнего ряда в пустой прямоугольник.Определи закономерность и продолжи строчку Продолжи строчку Срисуй по клеточкам Зачеркни все буквы Н А Н П Р С А Н Р Л И К С И Н В А П К У Д Щ Ю Н Р А В О Н Г Щ И Ф Н Р А В О Н А Н П Р С А Н Р Л И К С С А Н Р Л И К С И Н В А П Щ Ю Расшифруй слово по первым буквам V БЛОКНарисуй рыбку: тело синим цветом, голову – красным, нижний плавник – зеленым, верхний – желтым.Нарисуй рыбку из геометрических фигур: Тело – овал, верхний плавник – маленький треугольник, нижний плавник – маленький круг, хвост – большой ромб.VI БЛОКВычисли равенства и неравенства. Поставь знаки >, <, =. 3+4 и 9-5 5+3 и 8 3-3 и 8-0 Реши задачу: У рака 10 ног, а у пчёлки на 4 меньше. Сколько ног у пчёлки?_________________________________________________________________Ответ:____________________________________________________________Найди все четырёхугольники: Прочитай слова. Составь из этих слов предложение. Запиши его. собаки, были, Сильвы, у, щенки__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответь на вопросы: Чем мы сегодня занимались?______________________________________ _______________________________________________________________Какое задание было самым интересным?____________________________ __________________________________________________________________Какое задание было самым сложным?______________________________ __________________________________________________________________Примечания:_________________________________________________________________________________________________________________________Начало учебного годаПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯкласс Обучающийся:_______________________________________________Ответь на вопросы: Назови фамилию и имя. Когда у тебя день Рождения? Сколько тебе лет? Сколько тебе лет будет через 4 года? Как зовут твоих родителей. Кем работают твои родители? В каком городе ты живешь? Назови свой домашний адрес. У тебя есть брат или сестра? Кто старше? На сколько? I БЛОКПосмотри на картинку. Что ты видишь? Сложи из отдельных фигур.Внимательно посмотри на рисунок. Запомни детали. Ответь на вопросы: Сколько человек изображено на картинке? На чем сидит бабушка? Чем играют дети? Что висит на стене? Что в руках у мамы? Что делает бабушка? 7. Сколько чашек на столе?8. У папы усы или борода?9. С какой стороны сидит девочка – слева или справа?10. Какая причёска у девочки?Сколько предметов ты видишь? Что лишнее? Вставь нужный фрагмент в целую фигуру: Определи место расположения II БЛОКСложи ПЕРВЫЕ слоги и назови новое словоДорога машинаБогатый лопата топитьЗапомни и повтори слова: Класс, парта, пенал, ручка, линейка, доска, рюкзак, дневник, карандаш, клей.III БЛОКВстань на балансиратор. Закрой глаза. Вытяни руки в стороны. Подогни ногу. Поменяй опорную ногу. Дотронься до носа кончиком пальца правой руки. Покажи: свой левый глаз и правое ухо.правый глаз и левое ухо на др. человеке.Сделай так же: IV БЛОКОпредели время Какое сейчас время суток? Что бывает раньше: обед или ужин? Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь? Какие времена года ты знаешь? Назови дни недели в правильном порядке Какой сегодня день недели/ будет завтра/был вчера? Определи закономерность и дорисуй недостающую фигуру Прослушай рифмы и найди ошибки. Прочитай первую пару слов. По этому образцу допиши недостающие слова в остальных парах. Вертолёт – небоПодводная лодка –____________________________________Дом – полКастрюля –___________________________________________Берёза – деревоСирень –______________________________________________Лиса – лисёнокКорова – ______________________________________________Хоккей – шайбаФутбол –______________________________________________Корова – молокоПчела –_______________________________________________Рассмотри каждую строку в таблице. Найди закономерность и нарисуй нужное количество звездочек в последней строчке. Определи закономерность и продолжи строчку Срисуй по клеточкам Впиши в каждый прямоугольник первую букву слова, нарисованного на картинке. Подумай, в каком порядке нужно прочитать слово, чтобы получилась кличка щенка? Зачеркни все буквы Н, а буквы К обведи в кружок. А Н П Р С А Н Р Л И К С И Н В А П К У Д Щ Ю Н Р А В О Н Г Щ И ФНайди среди букв названия тех блюд и продуктов, которые нужны человеку для поддержания здоровья Расшифруй слова: Найди лишнее V БЛОКНарисуй рыбку, голова которой смотрит направо. Раскрась тело синим цветом, голову – красным, нижний плавник – зеленым, верхний – желтым. Нарисуй рыбку из геометрических фигур: Тело – овал, верхний плавник – большой ромб, нижний плавник – маленький круг, хвост – четырёхугольник.VI БЛОКПрочитай текст. Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.О чём ты прочитал? Что произошло в лесу? Чем закончился рассказ? Выпиши из седьмого предложения только имена – существительные. _________________________________________________________________________________________________________________________________Образуй от данных имён существительных глаголы: Зелень –____________________________________________________ Свет –_____________________________________________________ Рассказ –___________________________________________________Выполни математические задания Реши примеры Сравни длины, вставив вместо многоточия ... знаки "<", ">" или "=": 5 м 3 см ... 4 м 5 см.13 мм ... 1 см 3 мм16 м 5 мм ... 14 м 1 смРеши задачу: В портфеле у Маши лежит 23 тетради. А у Саши - на 12 тетрадей меньше,чем у Маши. Сколько тетрадей у ребят вместе? ______________________________________________________________Ответ:_____________________________________________________________Посчитай, сколько четырёхугольников на картинке? Ответ:____________________________________________________________Начало учебного годаПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯкласс Обучающийся:_________________________________________________Ответь на вопросы: Назови фамилию и имя. Когда у тебя день Рождения? Сколько тебе лет? Сколько тебе лет будет через 17 лет? Каким ты себя представляешь, через 17 лет? Как зовут твоих родителей. Кем работают твои родители? В каком городе ты живешь? Назови свой домашний адрес. I БЛОКПосмотри на рисунок. Что ты видишь? Сложи из отдельных фигур Внимательно посмотри на рисунок. Запомни детали. Ответь на вопросы:Сколько блюдец на рисунке? Сколько чашек на рисунке? Какой рисунок на чашках? Какая прическа у девочки? В какой руке полотенце? Какой рисунок на полотенце? Чем украшен фартук? Длинный или короткий рукав у кофточки? 9. Какая эмоция на лице девочки?10. Есть ли челка у девочки?Соотнеси по образцу Из каких частей состоит этот кораблик? Сколько предметов ты видишь? Назови. II БЛОКСложи ВТОРЫЕ слоги и назови новое слово еда свеча намочил гореЗапомни и повтори слова: Класс, парта, пенал, ручка, линейка, доска, рюкзак, дневник, карандаш, клей.III БЛОКВстань на балансиратор. Закрой глаза. Вытяни руки в стороны. Подогни ногу. Поменяй опорную ногу. Дотронься до носа кончиком пальца правой руки. Определи место расположения Сделай так же: IV БЛОК •Определи времяКакое сейчас время суток?_____________________________________ Что бывает раньше: обед или ужин?_____________________________ Какое сейчас время года? ___________________________________ Почему ты так считаешь?______________________________________ Какие времена года ты знаешь?_________________________________ Назови дни недели по порядку_________________________________ Какой сегодня день недели?____________________________________ Какой будет завтра?___________________________________________ Какой был вчера?_____________________________________________ Какой сейчас месяц?___________________________________________ Какой будет?_________________________________________________ Назови осенние месяцы________________________________________ Прослушай рифмы и найди ошибки. Хоть и добрый Дед Мороз, Зимой щиплет нас за нос!Нам всего февраль принёс – Вьюгу, оттепель, мороз!В декабре – то, между прочим, День всегда короче ночи.Определи закономерность и дорисуй недостающий фрагмент Продолжи строчку Срисуй по клеточкам Найди лишний предмет в каждой строчке Найди лишнее слово: Слон, жираф, хобот, тигр Береза, ветка, ствол, лист Собака, котенок, кот, хомяк Назови одним словом: Мяч, скакалка, гантели, ракетка Дождь, снег, туман, роса Зачеркни все буквы И, а Н обведи в кружок. А Н П Р Е Э С А Н Р Л И К С И Н В А П К У Д Щ Ю Н Р А В О Н Г Щ И Ф С З Е Н П Р Г О Л В П Н Е Т А К Б Ю З Д В П Р Н О И Т Ы С Ф Ч У К Е Н Э Е Г Р Ч Е Т Н Г Р А В С В М И Р Т Т П Р Ж Д И М П Р Н Г Щ Ш У З Е Е Ф И З Э А П К У Д Щ Ю Н Р П Н Е Т А К Б Ю З Н Е З ЭРасшифруй поговорку. Объясни её смысл. Ответ:__________________________________________________________V БЛОКНарисуй рыбку. Раскрась тело сиреневым цветом, нижний плавник – оранжевым, верхний плавник – бордовым. Нарисуй рыбку из геометрических фигур. Используй ромб, полукруг, треугольник, овал. VI БЛОКПрочитай рассказ и ответь на вопросы. Плохо Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:— Как вам не стыдно!— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики. — Вот это и плохо! — гневно ответила женщина. Почему рассказ называется «плохо»? ____________________________________________________________________________________________________________________________Разбери слова по составу: РаскрывалСердитоМаленький Выпиши пятое предложение. Подчеркни главные члены предложения, подпиши части речи. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Выполни математические задания Реши примеры и уравнения в) 491 – 273 = б) 186 + 375 =Реши задачу: В пекарне из 21 кг муки испекли 7 тортов. Сколько килограммов муки необходимо, чтобы испечь 12 тортов?____________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_____________________________________________________________ПРИЛОЖЕНИЕ (танграм)