Публикации Особенности подготовки к ГИА в сельской школе. Из опыта работы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности подготовки к ГИА в сельской школе. Из опыта работы
Автор: Любовь Анатольевна Украинец

Особенности подготовки к ГИА в сельской школе. Из опыта работыУкраинец Л.А., учитель математики МБОУ «Архангельская СОШ»Губкинского района Белгородской областиОдна из особенностей сельской школы состоит в том, что школа представляет собой важную часть сельского социума и не может развиваться без него. То, что произошло сегодня в школе, к вечеру уже знает всё село. В сельской школе гораздо меньше учеников, чем в городской, что даёт учителям прекрасную возможность организовать личностно-ориентированный учебный процесс, как говорится, дойти до каждого ученика. В своей школе мы каждого знаем и каждого любим. Основная наша задача - дать детям прочные знания по всем предметам, подготовить к успешной сдаче государственной итоговой аттестации. Готовность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков и умений, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. Можно представить весь процесс обучения в виде дома, в строительстве которого принимают участие все члены семьи. А если речь идет о готовности к государственной итоговой аттестации, то в этом процессе принимают участие все члены нашего педагогического коллектива, а не только администрация школы, классные руководители и учителя-предметники выпускных классов, которые готовят учеников к итоговой аттестации. Несмотря на то, что в каждой школе с течением времени выработана своя система подготовки к ГИА, в этом вопросе есть и много общего. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ выделяют следующие составляющие:
  • информационная готовность (владение информацией о подготовке и проведении итоговой аттестации в полном объеме);
  • предметная готовность (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания различного уровня сложности);
  • психологическая готовность (состояние готовности или внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия).
  • Ориентируясь на данные компоненты, к актуальным вопросам подготовки к итоговой аттестации относятся:- Организация информационно-разъяснительной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.- Мониторинг качества обученности.- Психологическая подготовка к ГИА.Информационно-разъяснительная работа ориентирована на всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей.1. Содержание информационно-разъяснительной работы с педагогическим коллективом Организация ИРР с коллективом начинается с анализа итоговой аттестации за прошлый учебный год, что нами было сделано 31 августа 2019 года на первом заседании педагогического совета в нынешнем учебном году. В прошлом учебном году у нас были неплохие результаты ЕГЭ. Из 7 предметов, сдаваемых нашими выпускниками на ЕГЭ, по пяти ( профильная математика, обществознание, история, литература и химия) средний балл был выше средне-областного, из шести выпускников трое, т 50% получили по русскому языку выше 80 баллов. В 9 классе результаты были скромнее, по математике мы имели одну двойку, которую пересдали в дополнительные сроки. В течение учебного года проводятся инструктивно-методические совещания, совещания при директоре, заседания методического Совета, ШМО, на которых рассматриваются вопросы подготовки к ГИА и содержание нормативно-правовых документов по данному вопросу. При проведении школьных пробников каждый учитель побывал в роли организатора в аудитории, в роли проверяющего работы. Учителя школы регулярно посещают районные семинары, являются слушателями различных вебинаров,  занимаются самообразованием по вопросам готовности к государственной итоговой аттестации. Большие возможности для этого представляет сайт регионального Института развития образования, сайты « Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ» и другие. 2.Содержание информационно-разъяснительной работы с учащимися. 1) организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:- расписание экзаменов;- правила поведения на экзамене;- правила заполнения бланков;- правила и порядок подачи апелляций. 2) информационные стенды для учащихся: на первом этаже для 9 класса и на втором – для 11 класса оформлены в соответствии с требованиями: нормативные документы, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ОГЭ, расписание экзаменов, правила поведения на экзаменах и другая необходимая информация представлена в полном объеме.информационные стенды в классах для выпускников, на которых каждый учитель – предметник представляет нужную информацию. 3школьный сайт, на котором размещена вся необходимая информация по вопросам подготовки и проведения ГИА. Сайтом могут воспользоваться все участники образовательных отношений. Ответственный за школьный сайт регулярно размещает и обновляет тематическую информацию.3. Содержание информационно-профилактической работы с родителями учащихся. 1) родительские собрания:
  • информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ОГЭ, об особенностях подготовки к сдаче экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
  • Информирование о пункте проведения экзамена, вопросы проведения пробного и основного ОГЭ и ЕГЭ.
  • Вопросы дальнейшего обучения выпускников 9, 11 классов.
  • на сегодняшний день проведено 4 классных родительских собрания в 9, 11 классах по вопросам подготовки и проведения ГИА.
  • 2) индивидуальное консультирование родителей чаще бывает связано с вопросами ответственного отношения к подготовке к экзаменам, выполнения домашнего задания по предметам, посещения дополнительных занятий и консультаций по подготовке к ГИА (члены администрации, классные руководители, педагог-психолог).3) к профилактической работе можно отнести и приглашение на Совет профилактики. Данная форма работы используется в случае неисполнения родителями своих обязанностей по обучению или воспитанию детей, а так же, если учащиеся нарушают Порядок подготовки к ГИА. Кому-то эта форма работы может показаться недостаточно эффективной, но для нас это одна из возможных форм деятельности по пресечению родительского безразличия к обучению и подготовки учащихся к ГИА. А так же по принципу «капля камень точит» возможность добиться определенного результата в профилактической работе. Мониторинг предметной готовности (качество обученности) Особое внимание в процессе деятельности школы по подготовке учащихся к ГИА занимает мониторинг качества обученности по экзаменационным предметам. Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ включает следующие направления деятельности:1. внутришкольный контроль по вопросам качества обучения и повышения уровня обученности в вопросах подготовки к ГИА;2. проведение классно-обобщающего контроля выпускных классов;3. проведение стартовых административных работ по русскому языку и математике (сентябрь); 4. индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися;5. использование Интернет- ресурсов для подготовки к ГИА.6. проведение административных контрольных работ в форме и по материалам ОГЭ и ЕГЭ по экзаменационным предметам (по школьному графику). Мы практикуем проведение пробников по русскому языку и математике в первом и втором полугодии, и проведение пробников по предметам по выбору во втором полугодии. Пробные экзамены проводятся по субботам, что очень удобно, так как не нарушается учебный процесс. На сегодняшний день и в 9 и в 11 классах уже проведены пробные работы по математике и русскому языку. Кроме этого, мониторинг качества обученности включает в себя следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме ЕГЭ и ОГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного диагностического тестирования по предметам в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ.Вопросы внутришкольного контроля по вопросам качества обучения и повышения уровня обученности в вопросах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ запланированы, исходя из анализа результатов ГИА 2019 года. А анализ этот привел нас к одной главной мысли: «слабых» готовить на 3 балла или на преодоление порога успешности, «сильных» - на максимально высокий балл при сдаче ГИА. Классные руководители выпускных классов еженедельно проводят мониторинг посещения дополнительных занятий, поскольку несут за это персональную ответственность. Конечно, не посещающих дополнительные занятия учащихся сейчас намного меньше, чем было в 1 четверти, но они есть, и чаще всего это одни и те же ученики по всем предметам, так называемая группа риска. Таких учеников у нас много. В нынешнем учебном году из 8 выпускников 9 класса - 3 в данной группе, из 9 выпускников 11 класса – 2.Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к итоговой аттестации способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена и предполагает целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников и педагога-психолога, которого мы ввели в штатное расписание с этого года. Мы стараемся включать в эту группу и родителей выпускников, но не все они горят желанием нас слышать, принимать результативное и качественное участие в процессе подготовки к ГИА и оказывать школе нужное содействие в данном вопросе. В этом существенное отличие сельской школы от городской. Если в городской школе в 10 класс идут, в основном, дети, которые нацелены на получение высшего образования, которые, в основном, уже определились с выбором профессии, то в сельской школе таких детей единицы, в основном родители рассуждают таким образом, что он ещё маленький, куда же я его отправлю, пусть подрастёт, поумнеет. Когда начинаешь говорить о том, что у ребёнка слабый запас знаний, он не сдаст ЕГЭ, то слышишь в ответ «Все сдают и он сдаст. Не сдаст с первого раза, сдаст со второго». И если городские дети занимаются с репетиторами, то мы своих насильно заставляем ходить на неаудиторные занятия, на индивидуальные консультации. Обращаться к родителям нет смысла, для большинства родителей, главное, чтобы ребёнок помогал дома по хозяйству. А учёба для них – это дело второе. Мы пробуем новые формы работы. С целью повышения качества подготовки к ГИА мы ввели платные занятия, надеясь на то, что когда родители заплатят деньги, то будут спрашивать с детей, почему они не посещают занятия. Но толку не очень много. Если учащиеся 9 класса, практически, все записались и посещают платные занятия, то из 9 выпускников 11 класса записались и посещают занятия только двое. Классные руководители для каждого выпускника составили лист посещений дополнительных занятий по подготовке к ГИА, где расписаны по дням все занятия. Все родители под роспись ознакомлены с данными листами. По каждому предмету у учащихся есть так называемые технологические карты, которые вклеены в тетради. В картах отражены расписание ГИА, источники для теоретической информации, ссылки для самостоятельной работы, графа об отметке о прохождении темы. Данная карта позволяет ученику видеть перспективу подготовки к ГИА, планировать и контролировать свою самостоятельную работу, прогнозировать свою итоговую отметку и работать на неё.И заканчивая своё выступление, я хочу сказать, что какие бы мы не создавали условия в школе, какие бы не были наши учителя, несомненно, для получения хороших и отличных результатов очень значим сам контингент учащихся. В 2018 году у нас было всего 5 выпускников 11 класса. Все пять были мотивированы на продолжение обучения в ВУЗах, практически с начала года они знали, куда пойдут учиться. Их не нужно было заставлять что-то делать. Они сами не давали учителям покоя. Решали дома, подходили, если что-то не получалось. В итоге все они с отличными результатами сдали ЕГЭ, все 5 получили медали, все 5 поступили на бюджетные места, причём в престижные ВУЗы. Но до этого, в 9 классе их было 13. И остались только те, кому действительно нужно было учиться дальше. В идеале, должно быть так. Но так бывает, к сожалению, не всегда. Поэтому, нам есть над чем работать.