Публикации "Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр в образовательной деятельности».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр в образовательной деятельности».
Автор: Дарья Фёдоровна Клочкова

Тема статьи: Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр в образовательной деятельности».Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми в системе на основе перспективного планирования по всем возрастным группам. Малыши обладают непроизвольным вниманием, поэтому необходимо эмоционально воздействовать на их чувства и интересы, используя эффективные формы взаимодействия «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок», наглядность (красочные картинки, иллюстрации, мягкие игрушки, театр на фланелеграфе, схемы и др.).Ознакомление с новой игрой происходит на музыкальных занятиях. Игры используются в интегрированных занятиях, переносятся в самостоятельную деятельность детей в группе. Воспитателей знакомим с содержанием музыкально-дидактических игр, обучаем правильной методике преподнесения этого материала. Совместно с воспитателями определяем, кому из детей необходима индивидуальная помощь, составляем план последовательного внесения дидактического материала.. Одним из средств повышения качества воспитательно-образовательного процесса является применение информационно-коммуникационных технологий. Использование мной информационно-коммуникационных технологий осуществляется как в непосредственно образовательной музыкальной деятельности, так и в индивидуальной работе с дошкольниками.Сегодня современные технические средства позволяют создавать новые музыкально-дидактические игры, но с теми же задачами, как например, развивать звуковысотный, ладовый, ритмический, динамический, тембровый слух.Разработанные мной интерактивные музыкально-дидактические игры для дошкольников: «Дождик», Игра «Тиг и Лео космонавты» «Песенка диатонических колокольчиков», «Громко – тихо»  активно использую в своей педагогической работе. Они направлены на развитие у дошкольников музыкального слуха: ритмического, динамического, звуковысотного, тембрового, ладового. Например, игра «Андрей-воробей», «Дождик», «Листочки», «Песенка колокольчиков» развивают у детей чувство ритма, восприятие ритмической пульсации, сильной доли в размерах: двухдольном, трёхдольном и четырёхдольном. Игра «Мальчик с пальчик» направлена на развитие звуковысотного слуха, «Тихо-громко» -  динамического.     Введение звучащих жестов (одновременное простукивание, похлопывание ритмического рисунка мелодии, шуршание ладошками), пропевание и озвучивание песен с помощью музыкальных инструментов, заинтересовывает дошкольников. Такое музыкально-игровое действие увлекает их и проявляется в их самостоятельной деятельности.     К числу конкретных задач, решаемых в процессе работы над данными играми, относятся:- формирование у детей представлений о долгих и коротких звуках, громких и тихих, высоких и низких;- развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их;-  развитие музыкально-ритмической памяти;- координирование слова с движением и игрой на музыкальных инструментах;- развитие способности к творческой импровизации.     При разработке интерактивных музыкально-дидактических игр я использовала музыку, песни Е. и С. Железновых, взятые из интернета. Эти музыкальные произведения просты по смыслу, короткие по времени и достаточно ритмичны для детского восприятия.     Для того чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные свойства музыкальных звуков. Созданию навыков музыкально-сенсорного и зрительного восприятия способствует поэтапное освоение интерактивных музыкально-дидактических игр.     На первом этапе дошкольники знакомятся с музыкальным произведением, составляющим основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства (долгие и короткие, громкие и тихие, высокие и низкие). Знакомятся с образами игры (о ком или, о чем музыкальное произведение).На втором этапе дети знакомятся с внешним видом интерактивной музыкально-дидактической игры, её содержанием, правилами, игровыми действиями. Педагогом объясняется назначение больших и маленьких карточек (долгих и коротких звуков соответственно), ярких и бледных по цвету (сильных и слабых ритмических долей), с помощью которых дети будут действовать. Параллельно идет усвоение музыкально-сенсорных навыков, необходимых для игры. Этот этап может длиться на протяжении нескольких занятий, т.к. задачи освоения игр будут усложняться.На третьем этапе осуществляется перенос полученных музыкально-игровых действий в самостоятельную деятельность детей, при помощи дидактического раздаточного материала по теме интерактивной музыкальной игры.Пример работы с детьми над развитиеммузыкального ритмического слухав ходе интерактивной музыкально-дидактической игры «Дождик».Цель: развитие музыкального ритмического слуха детей.Первый этап освоения игры.Задачи: упражнять детей в различении долгих и коротких звуков, координировать слово со звучащими жестами.Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация интерактивной музыкально-дидактической игры со встроенным звучанием песни «Дождик» Е. и С. Железновых.Методика проведения.Детям сообщают, что они прослушают маленькую ритмическую песенку про дождик. Все внимательно смотрят на экран и слушают песню «Дождик». Педагог обращает внимание, как капельки дождя капали, ровно в одном темпе или темп менялся. Затем взрослый предлагает поймать капельки ладошками, т.е. прохлопать ритмично песенку. Сам педагог при этом может считать ритм. При неудачном исполнении звучащих жестов детьми, взрослый может показать правильное озвучивание ритма.Второй этап освоения игры.Задачи: продолжить осваивать интерактивную музыкально-дидактическую игру «Дождик», продолжить упражнять детей в различении долгих и коротких звуков, метрической пульсации, координировать слово со звучащими жестами, развивать ритмическую игру на музыкальных инструментах, упражнять в составлении ритмического рисунка при помощи карточек «Капельки».Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация интерактивной музыкально-дидактической игры со встроенным звучанием песни «Дождик» Е. и С. Железновых; раздаточный материал – карточки «Капельки» большие и маленькие; музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны.Методика проведения.Детям предлагают вспомнить попевку «Дождик». Под транслирование мультимедийной игры, дети поют попевку, прохлопывая вместе с педагогом ритмический рисунок. Далее можно предложить дошкольникам сыграть песенку на музыкальных инструментах колокольчиках и металлофонах. А при усложнении задачи, предложить исполнить «Дождик» выделяя сильную ритмическую долю в попевке.На последующих занятиях педагог предлагает изобразить ритмический рисунок первой фразы попевки, далее - последующих с помощью карточек «Капелек». Обращает внимание, что музыкальные фразы ритмически схожи. В дальнейшем заинтересовывает детей сочинить свою песенку про дождик и ритмический рисунок к ней.Третий этап освоения игры.Задачи: закреплять музыкальную игру «Дождик» в самостоятельной деятельности детей, развивать способности к творческой импровизации.Материалы и оборудование: набор карточек «Капельки» (большие и маленькие); музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны.Методика проведения.Освоение игры «Дождик» происходит в самостоятельной деятельности детей. Педагог вносит в музыкальный уголок группы набор карточек «Капельки» (большого и малого размера); музыкальные инструменты: колокольчики, металлофон. Дети самостоятельно играют в игру «Дождик», поют попевку, выкладывают ритмический рисунок, прохлопывают, проигрывают на музыкальных инструментах, придумывают свою музыку дождя.     Интерактивные музыкально-дидактические игры разработаны мной на основе принципов преемственности и взаимосвязи, ведет детей от простейших заданий к достаточно сложным импровизационным и творческим. Применение этих игр в музыкально-игровой деятельности дошкольников дает возможность самостоятельно составить ритмические, динамические, звуковысотные рисунки к знакомым песням. Красочные мультимедийные картинки, анимация увлекают детей, поддерживают эмоциональный интерес к игре и желание участвовать в ней. Интерактивные музыкально-дидактические игры дают возможность в ненавязчивой форме проверять знания детей в области художественно-эстетического развития, выявлять уровень музыкальных способностей дошкольников.Игра «Тиг и Лео космонавты»(для детей 5- 7 лет)МарсТиг и Лео на ракете всё летят, летят, летят, - дети плавно и медленно кружатся по всему залу, руки в сторону. Вместе с ними все ребята путешествовать хотят.Тиг и Лео взяли нас,Приземляемся на Марс.Планета Марс прекрасная, - дети смотрят видео и слушают текст.Оранжевая, красная.Будем мы сейчас играть,Красный цвет везде искать.Когда мы его увидим,Будем хлопать, дружно прыгать.А другой увидим цвет.То движений вовсе нет.Дети смотрят на экран. Когда Тиг или Лео показывают предмет красного цвета, дети начинают хлопать и одновременно подпрыгивать, когда они видят предмет другого цвета, то стоят смирно.СатурнТиг и Лео на ракете всё летят, летят, летят, - дети плавно и медленно кружатся по всему залу, руки в сторону. Вместе с ними все ребята путешествовать хотят.Тиг иЛео удивились,На Сатурн мы приземлились.У Сатурна есть кольцо,- дети смотрят видео и слушают текст.Изо льда, камней.И вращается оно,Всё быстрей, быстрей.Как кольцо вращаться будем,И Сатурн мы не забудем.Дети берутся за руки и образуют круг. Начинают медленно идти по кругу, с ускорением музыки, движение ускоряется.ЛунаТиг и Лео на ракете всё летят, летят, летят, - дети плавно и медленно кружатся по всему залу, руки в сторону. Вместе с ними все ребята путешествовать хотят.Мы увидим красоту,Приземлились на Луну.Нас лунатики встречают,В общий круг встать приглашают.дети образуют круг.Раз, два, три, четыре, пять,Начинаем танцевать.Танец «Лунатики»Вступление - Дети стоят в кругу и хлопают.
  • Все весёлые лунатики, - дети выставляют правую, затем левую ногу на пятку.
  • Любят от конфеток фантики. - те же движения. Зашуршали за спиной, - трём кулачками друг о друга за спиной. Впереди над головой.впереди, вверху.Проигрыш -повторяются движения последних двух строчек первого куплета.
  • Все весёлые лунатики, - дети маршируют на месте.
  • Маршируют как солдатики.те же движения.Зашагали все за мной, - поворачиваются друг за другом, идут маршируя по кругу.Левой, правою ногой.те же движения.Проигрыш -повторяются движения последних двух строчек второго куплета.
  • Все весёлые лунатики, - скользящие хлопки.
  • Любят рисовать квадратики.- те же движения.Нарисуем мы квадрат, - рисуем в воздухе квадрат.И лунатик будет рад.те же движения.Проигрыш -повторяются движения последних двух строчек третьего куплета.
  • Все весёлые лунатики, - покружились вправо.
  • Нарядились дружно в бантики.покружились влево. Завязали на руке, - делают руками «моталочку». На ноге и голове. - постучали руками по ножкам, погладили голову.Проигрыш -повторяются движения последних двух строчек четвёртого куплета.Земля.Тиг и Лео на ракете всё летят, летят, летят, - дети плавно и медленно кружатся по всему залу, руки в сторону. Вместе с ними все ребята путешествовать хотят.Тиг и Лео улыбнулись,Мы на Землю все вернулись.Дети садятся на места, смотрят видео и слушают стихотворение.Наш дом родной, наш общий дом –Земля, где мы с тобой живем!Ты только посмотри вокруг:Тут речка, там – зелёный луг,А где-то снег лежит горой,А где-то жарко и зимой…Одно у них названье есть:Леса, и горы, и моря –Всё называется ЗЕМЛЯ!