Публикации АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Автор: Ирина Леонидовна Макарова

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХПомочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу и самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современного образования.Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики Основные задачи активизации познавательной деятельности  обучающихся:1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению,  положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение;2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности;5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда обучающихся.Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание преподавателя к использованию способам и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.Способы активизации познавательной деятельности обучающихся
  • Применение нетрадиционных форм урока
  • - нестандартные уроки, необычные по замыслу (деловые игры; уроки - пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки)2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения- Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). - Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога4. Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).- Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса5. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся- Организация групповой формы общения6. Применение новых и современных информационных технологий- Применение видеофрагментов, карты, 3Д изображения, картосхемы и др.Заключение- Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача преподавателя – повышение в структуре мотивации обучающихся удельного веса внутренней мотивации учения.Высокая познавательная активность возможна только на интересном уроке, когда обучающемуся интересен предмет изучения и способы работы педагога