Публикации
. Теоретические основы формирования оценочной деятельности у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: . Теоретические основы формирования оценочной деятельности у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Автор: Виктория Сергеевна Павлюкова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: . Теоретические основы формирования оценочной деятельности у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Автор: Виктория Сергеевна Павлюкова
Формирование метапредметных умений младших школьников в оценочной деятельностиВ современных условиях отечественного образования инициатором своей учебной деятельности, активным субъектом образовательного процесса, самостоятельно или во взаимодействии с другими субъектами процесса обучения расширяющим границы своего знания, умения и способностей, присваивающим новый социальный опыт и стремящимся к саморазвитию и самосовершенствованию является сам ученик. Способность учащегося эффективно действовать не только в учебной, но в других сферах деятельности при решении актуальных жизненных задач обеспечивается формированием и дальнейшим развитием метапредметных умений (универсальных учебных действий), которые закладываются в начальный период обучения ребенка в школе. Умение младших школьников оценивать свои действия и результаты своего продвижения вперед выступает в качестве пускового механизма формирования их метапредметных умений благодаря тому, что рождает у обучающихся новый учебно-познавательный мотив, побуждающий их к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений; к сознательному и активному присвоению нового социального опыта; к полноценной самореализации и эффективному осуществлению различного рода деятельности; к саморазвитию и самосовершенствованию. Представляем разработанную нами методику поэтапного формирования метапредметных умений младших школьников в оценочной деятельности [1]. При определении этапов данной методики учитывалось следующее. 1. Очередность формируемых учебных действий. Так, из четырех основных блоков метапредметных умений (универсальных учебных действий) нами выделены две группы: а) учебные действия, которые являются приоритетными, формируемыми на начальном этапе обучения, без них практически невозможно освоение всех остальных общих способов действий; б) УУД, являющиеся относительно независимыми, формирование которых может осуществляться на различных этапах обучения. К первой группе отнесены регулятивные универсальные учебные действия, ко второй – познавательные и коммуникативные УУД. 2. Последовательность включения общих способов действий, отражающая соответствующий этап их формирования. 3. Цикличность, предполагающая закономерность формирования метапредметных умений в рамках годичного цикла, этапами которого являются учебные четверти. При этом сам учебный год выступает основным элементом цикла, внутри которого на определенном уровне формируются метапредметные умения. 4. Невозможность одновременного формирования всех метапредметных умений. Важно отметить, что формирование метапредметных умений, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся необходимо осуществлять в рамках целостного образовательного процесса в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в метапредметной деятельности, при организации форм учебного сотрудничества и решении важных задач жизнедеятельности учащихся. Изложенное определило последовательность и содержание разработанной нами методики. Для каждого этапа определены учебное содержание, критерии и показатели сформированностиметапредметных умений и оценочной деятельности учащихся. Основными этапами формирования метапредметных умений младших школьников в оценочной деятельности становятся следующие. 1. Ориентировочный этап – (1 класс) направлен на создание теоретической базы для формирования метапредметных умений младших школьников (учащиеся на специально подобранном материале осваивают деятельность оценивания). В ходе обучения вводятся модели оценочных действий, формируются приоритетные регулятивные учебные действия, в основе которых находится одно из возрастных новообразований младшего школьника – произвольность (как сознательная, преднамеренная, опосредованная регуляция действия в соответствии с изменяющимися условиями). На последующих этапах обучения в начальной школе работа по формированию регулятивных учебных действий учащихся продолжается. Данный компонент обобщенных способов учебных действий совершенствуется, включается в состав других учебных действий и отрабатывается в их составе [14]. 2. Формирующий этап совпадает с переходом учащихся во 2-й класс и по своей продолжительности охватывает основную ступень обучения в начальной школе (2–4-й классы). Большое внимание на данном этапе уделяется включению школьников в оценочную деятельность через осуществление ими самооценки учебных достижений. Подчеркнем, что действиями самооценки учащиеся овладевали постепенно, сначала учитель и ученик определяли оценку сообща, затем ученик – самостоятельно. Младшие школьники овладевают умениями определять и воспринимать предмет оценки; устанавливать критерии оценки; сопоставлять предмет оценки с критериями оценки; каждой качественной оценке своей работы ставить в соответствии отметку по балльной шкале. Учащиеся также овладевают соответствующими эмоционально-оценочными суждениями («очень хорошо», «прекрасно», «великолепно» и т.д.); учатся дифференцировать уровень успешности изучения учебного материала. Овладению данными умениями сопутствует не менее важный процесс «научения» думать, размышлять, принимать либо отвергать то или иное суждение, самостоятельно реагировать на внешние оценки, высказывая и отстаивая свои суждения; адаптации к неудаче или успеху, критическому отношению к своей деятельности и оценкам других людей. Все это, в свою очередь, способствует формированию коммуникативных свойств личности школьников, к которым относятся действенное общение; риторические умения (построение фраз, умение убеждать и т.п.); умение вести диалог, ставить вопросы; умение слушать и слышать, вести спор, приводить аргументы; умение вставать на точку зрения другого; умение работать в команде для достижения общей цели. Таким образом, работа по совершенствованию действий самооценки в оценочной деятельности предполагает усиление коммуникативного компонента обобщенных способов действий, которые отрабатываются посредством оценочного диалога между субъектами оценочного взаимодействия, направленного на поиск результата учебной деятельности школьников. Отметим также существенное влияние аргументативно-оценочных действий на формирование познавательных учебных действий. Отсюда следует, что на данном этапе пристальное внимание также уделяется формированию и отрабатыванию в деятельности оценивания познавательных и коммуникативных УУД младших школьников [12]. 3. Рефлексивный (заключительный) этап по своей продолжительности занимает второе полугодие 4-го года обучения в начальной школе. Особую значимость на данном этапе приобретает работа по формированию рефлексивных умений сопоставления прогнозируемых и реально полученных результатов, а также анализ причин успехов и неудач в учебной деятельности и поиск путей преодоления трудностей. Как известно, возникновение и развитие рефлексии является базовым возрастным новообразованием личности младшего школьника, движущей силой формирования УУД и основой оценочной деятельности. Данный этап был посвящен совершенствованию первично приобретенных УУД и применению усвоенных общеучебных действий в учебной деятельности и в различных реальных ситуациях для решения жизненных проблем. Этому существенно способствует систематическое использование на уроках заданий и упражнений, тесно связанных с жизненной практикой и реальными проблемами ученика. Применение усвоенных обобщенных способов действий в учебной деятельности прослеживается учителем посредством создания сложных ситуаций реальной жизни. Поскольку все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для формирования обобщенных способов действий, то данная методика может применяться в преподавании разных дисциплин. Ее потенциал реализуется в использовании соответствующего содержательно-методического материала, специфика которого предполагает активное взаимодействие учеников и учителя: сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т.д. Содержательно-методическое наполнение формируется из дидактических заданий, ориентированных на развитие оценочных умений; специальных упражнений и заданий, дифференцированных по уровням успешности и ориентированных на самопроверку и самооценку; заданий и упражнений, находящихся в тесной связи с непосредственной практикой и реальными жизненными проблемами учащегося. Заметим, что содержательно-методическое наполнение процесса формирования универсальных учебных действий в оценочной деятельности является для младшего школьника не только средством тренировочной практической работы, требующей применения имеющихся знаний, отработки конкретного вида учебного действия, но и объектом познания. Согласно разработанной нами методике, значительная роль в процессе формирования метапредметных умений младших школьников в оценочной деятельности отводится родителям. Поэтому мы организовали также систему работы с родителями учащихся, включающую индивидуальные консультации, проверку тетрадей школьников и т.д. Приобщение родителей к процессу оценивания способствовало их погружению в учебный процесс, помогало увидеть реальные трудности и успехи детей, представленные не в форме готовой отметки учителя, а в виде результатов учебного труда, оценить которые предстоит совместно с ребенком.. Такая работа сближала родителей с детьми, повышала уверенность ребенка в собственных силах и значимость результатов его труда [11]. Об эффективности методики поэтапного формирования метапредметных умений младших школьников в оценочной деятельности свидетельствуют полученные результаты. Так, в классах, где была апробирована данная методика, существенно повысилась комфортность обучения: у учащихся сформировалось ясное понимание смысла их пребывания в школе; возросла мотивация к обучению и познанию; повысилась работоспособность и организованность; возросла способность к самостоятельному получению новых знаний и овладению новыми умениями; усилилась ответственность за процесс и результат непрерывного самообразования; сформировалась мотивация саморазвития, самосовершенствования, достижения. Учащиеся быстрее и легче адаптируются к жизненным условиям, умеют находить решения в нестандартных ситуациях. Наблюдается повышение уровня развития мыслительных операций. Школьники более осознанно воспринимают отметку. Отмечается динамика сформированности самооценки и снижение уровня тревожности. Возросли показатели сформированности метапредметных умений младших школьников.