Публикации
Форма и методы формирования активной жизненной позиции у школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Форма и методы формирования активной жизненной позиции у школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Автор: Джалавян Исаак Петрович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Форма и методы формирования активной жизненной позиции у школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Автор: Джалавян Исаак Петрович
Форма и методы формирования активной жизненной позиции у школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельностиДжалавян Исаак ПетровичСтудент, группа ФБ - 19,Россия, г.ЕссентукиNeGorodivas@gmail.comЛопатина Татьяна Николаевнакандидат технических наук, доцент кафедры естественных дисциплин, Преподаватель, Ставропольский Государственных Педагогический Институт филиал в г.Ессентуки,Россия, г.ЕссентукиLopatina67@list.ruThe form and methods of forming an active life position among schoolchildren in the lessons of the basics of life safety Jalavyan Isaac Petrovich Student, group FB - 19, Russia, Essentuki NeGorodivas@gmail.com Lopatina Tatiana Nikolaevna Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Natural Sciences, teacher of the branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki, Russia, Essentuki Lopatina67@list.ruАннотация.В данной статье рассматривается тему формирования активной жизненной позиции у школьников на уроках общей безопасности жизнедеятельности. Эта тема является очень важной, поскольку формирование активной жизненной позиции учеников может способствовать сохранению их жизни и здоровья в различных ситуациях. В статье будет рассмотрено, что такое активная жизненная позиция, какие методы ее формирования существуют, а также каким образом их можно применить на уроках общей безопасности жизнедеятельности. Annotation. This article discusses the topic of the formation of an active life position among schoolchildren in the lessons of general life safety. This topic is very important because the formation of an active life position of students can contribute to the preservation of their life and health in various situations. The article will consider what an active life position is, what methods of its formation exist, as well as how they can be applied in the lessons of general life safety.Ключевые слова: форма и методы, жизненная позиция, формирование жизненной позиции у школьников, уроки ОБЖ в школе, преподавание ОБЖ, педагогика.Keywords: form and methods, life position, formation of life position among schoolchildren, life support lessons at school, life support teaching, pedagogy.Активная жизненная позиция – это позиция человека, который не ожидает, что все будет сделано за него, а сам старается принимать решения и действовать в интересах своей жизни и здоровья. Такой человек не боится принимать ответственность за свои поступки и готов преодолевать трудности. Формирование активной жизненной позиции учеников – это процесс, направленный на развитие у них навыков самостоятельного мышления, принятия решений, ориентации в сложных ситуациях и готовности к действиям в экстремальных ситуациях. Методы формирования активной жизненной позиции Существует несколько методов формирования активной жизненной позиции учеников. Рассмотрим наиболее эффективные из них: 1. Работа в группах. Работа в группах на уроках общей безопасности жизнедеятельности позволяет ученикам общаться друг с другом и обмениваться мнениями. Это помогает развивать навыки коллективного принятия решений, а также повышает уровень доверия между учениками. В рамках работы в группах можно проводить дискуссии, дебаты, ролевые игры и другие формы работы, способствующие формированию активной жизненной позиции. 2. Игровые методы. Игры, связанные с безопасностью жизнедеятельности, позволяют ученикам приобретать необходимые знания и навыки в процессе игры. В игровой форме можно проходить различные ситуации, тренировать реакцию на экстренные ситуации и принимать решения в условиях, максимально приближенных к реальным. Такие игры могут быть как физическими, так и интеллектуальными, например, игры-викторины. 3. Практические занятия. Практические занятия на уроках общей безопасности жизнедеятельности позволяют ученикам применить полученные знания в реальных условиях. Это может быть тренировка правильного поведения на улице, участие в спасательных работах и т.д. Такие занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. 4. Использование современных технологий. Современные технологии, такие как компьютерные игры, тренажеры и симуляторы, могут быть использованы на уроках общей безопасности жизнедеятельности. Они позволяют ученикам получить опыт, который может быть недоступен в реальной жизни. К примеру, симуляторы по пожарной безопасности могут помочь ученикам понять, как правильно и быстро эвакуироваться из здания в случае пожара. Применение методов на уроках общей безопасности жизнедеятельности Для того чтобы формировать активную жизненную позицию у учеников на уроках общей безопасности жизнедеятельности, необходимо использовать разнообразные методы и формы работы. В качестве примера, рассмотрим, как можно применить вышеописанные методы на уроках общей безопасности жизнедеятельности: 1. Работа в группах. Учитель может разделить учеников на группы и предложить им обсудить, какие ситуации могут представлять угрозу для их жизни и здоровья в повседневной жизни. Далее можно попросить каждую группу представить свои идеи и сделать общее заключение. 2. Игровые методы. Учитель может использовать игры-викторины, симуляторы и другие игры, связанные с безопасностью жизнедеятельности, для обучения учеников. Это поможет им запомнить правила и навыки безопасного поведения в интересной и увлекательной форме. 3. Практические занятия. Учитель может организовать практические занятия, на которых ученики могут попробовать на практике использовать свои знания и навыки безопасного поведения. Например, можно провести тренинг по правильному поведению на улице или пожарной эвакуации в школьном здании. 4. Использование интерактивных технологий. Учитель может использовать интерактивные технологии, такие как интерактивные доски или планшеты, чтобы сделать уроки общей безопасности жизнедеятельности более интересными и запоминающимися. Например, можно провести викторину на интерактивной доске, на которой ученики могут соревноваться и проверять свои знания. Кроме того, для формирования активной жизненной позиции учеников на уроках общей безопасности жизнедеятельности необходимо использовать следующие методы: 1. Развитие самостоятельности и ответственности учеников. Учитель должен поощрять учеников принимать на себя ответственность за свою безопасность и развивать у них навыки самостоятельности и самообслуживания. Например, ученики могут учиться самостоятельно проверять состояние электрических приборов или газовых плит. 2. Постановка целей. Учитель должен помочь ученикам поставить перед собой цели и задачи в области безопасности жизнедеятельности. Например, ученики могут поставить цель изучить правила поведения на дороге или научиться правильно пользоваться огнетушителем. 3. Развитие творческих способностей. Учитель должен поощрять творческое мышление и развивать творческие способности учеников. Например, можно предложить ученикам создать афишу или рекламный ролик, который будет популяризировать правила безопасности жизнедеятельности. Еще можно отметить, формирование активной жизненной позиции у школьников на уроках общей безопасности жизнедеятельности является важным заданием для учителя. Для этого необходимо использовать разнообразные формы и методы, которые позволят ученикам лучше усваивать материал и применять его на практике. Помимо традиционных методов обучения, важно использовать новые технологии и инструменты, которые сделают уроки более интересными и запоминающимися. Важно также развивать у учеников самостоятельность, ответственность, творческие способности и постановку целей. Однако, не стоит забывать, что формирование активной жизненной позиции у школьников – это процесс длительный и требующий постоянного развития. Для того чтобы ученики были действительно заинтересованы в изучении безопасности жизнедеятельности и становились активными участниками в обеспечении своей собственной безопасности, необходимо создавать условия для их постоянного развития и саморазвития. В заключение можно сказать, формирование активной жизненной позиции у школьников на уроках общей безопасности жизнедеятельности является важной задачей, которая требует от учителя использования разнообразных форм и методов обучения, а также постоянного развития учеников. Важно помнить, что знания и навыки, полученные на уроках, должны использоваться на практике, чтобы сделать жизнь более безопасной и защищенной. Список литературы:1. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. - 949 c.2. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, и др.. - М.: Школьная пресса; Издание 4-е, 2004. - 512 c.3. Спок Ребенок и уход за ним / Спок, Бенджамин. - М.: Знание, 1989. - 192 c.4. Сталькова, И.Л. Материнство / И.Л. Сталькова. - М.: Знание, 1987. - 615 c.5. Шанский, Н.М. В мире слов / Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 1985. - 255 c.