Публикации
"Развитие творческих способностей детей в рамках реализации ФГОС НОО"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие творческих способностей детей в рамках реализации ФГОС НОО"
Автор: Иванова Анастасия Андреевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие творческих способностей детей в рамках реализации ФГОС НОО"
Автор: Иванова Анастасия Андреевна
Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО Работу выполнила учитель начальных классов Иванова А.А.Саратов, 2023Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.Истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.Ребенок в творческой трудовой деятельности стремится выразить своё «я». Все дети хотят создать ту или иную творческую работу, но не всегда могут проявить себя в конечном результате. Поэтому я стараюсь развивать не только творческие способности ученика, но и правильно доступно донести учебный материал. В результате правильно проводимого обучения школьники быстрее привыкают к обстоятельствам, у них повышается интерес к знанию, к науке, рождается стремление к дальнейшему совершенствованию в рисовании и трудовой деятельности.Великий немецкий художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер оставил теоретические труды, представляющие большую ценность как в области методики обучения, так и в области постановки проблем искусства. Разбирая вопросы творчества, Дюрер считал, что в искусстве нельзя полагаться только на чувства и зрительные впечатления, а необходимо опираться на точные научные знания. Не всегда словесные пояснения помогают ученику получить полную картину представления о данной трудовой деятельности, поэтому я показываю своими руками, как делать ту или иную художественную работу. Кроме демонстрации наглядных пособий необходимо задавать ученикам вопросы, чтобы убедиться, достаточно ли ясно усвоили они правила исполнения конкретной задачи.Приобщая детей к трудовой деятельности, я предоставляю им больше возможностей для самостоятельного творчества. Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Моя задача состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.Работая с детьми, я должна раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду. Для того чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.В процессе реализации ФГОС мной выявлено, что одним из наиболее продуктивных направлений развития творческих способностей детей в трудовой деятельности является учебно-исследовательская деятельность, которая способствует:-развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы;-созданию предпосылок для развития научного образа мышления; -освоению творческого подхода к любому виду деятельности;-становлению сферы общения внутри детского коллектива, между учащимися;-обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;-формированию развивающей образовательной среды для ребенка.Основные формы учебно-исследовательской деятельности младших школьников:-объединения учащихся по интересам;-олимпиады;-выставки и др.Еженедельно в классе проводятся выставки детского творчества.В октябре проводится традиционный конкурс поделок из природного материала.Конкурс поделок из природного материала «Осенняя фантазия» вызывает особый эмоциональный отклик и у детей, и у родителей. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И одним из важнейших предметов здесь является урок трудового обучения. В начальной школе на уроках трудового обучения дети выполняют такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.Труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.Наиболее эффективно развиваются творческие способности, в художественном труде посредством аппликации.В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений.В процессе занятий у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.Аппликация – очень хороший способ для развитиямелкой моторики. С помощью аппликации у школьников развиваются творческие способности, художественный вкус, внимание, память, абстрактное мышление.Развитие творческих способностей – сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи.Мне как учителю для реализации творческих задач необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Каждый вид занятий требует своей методики, своего специфического подхода к делу. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство.ЛитератураАзарова Л.Н. «Как развивать творческую индивидуальность младших школьников». Начальная школа.- 1998 г.-№4. Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», 2007 г. Зак А .З. «Методы развития способностей у детей», 1994 г. Миронов Н.П. «Способность и одаренность в младшем школьном возрасте». Начальная школа.- 2004 г. - № 6. Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников». 1988 г. Хуторский А..В. «Развитие творческих способностей», 2000 г. Шадриков В.Д. «Развитие способностей». Начальная школа».- 2004 г, № 4 Борзова В.А., Борзов А.А.«Развитие творческих способностей у детей». 1998 г. Субботина Л.Ю.«Развитие воображения у детей» . ПриложениеПЛАН РАБОТЫНАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ