Публикации
Дорога и дом в творчестве А.Т. Твардовского.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дорога и дом в творчестве А.Т. Твардовского.
Автор: Луиза Александровна Доценко
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дорога и дом в творчестве А.Т. Твардовского.
Автор: Луиза Александровна Доценко
Дорога и дом в творчестве А.Т. Твардовского.Образы дома и дороги – центральные для многих художественных миров. Но расшифровываются они по-разному, в зависимости от наполнения идеями и настроениями художников слова.Дом и дорога – ключевые мотивы творчества Твардовского. Конкретные, земные занятия, вбирая в себя все смыслы, стоящие за ними, приобретают у Твардовского философскую окраску, становятся символами жизни. Дом Твардовского – это и отчий дом на хуторе Загорье, и вся «мать-земля». Дорога – это и лесная тропинка, без которой не жить и не петь поэту, и дорога «в три тысячи верст шириной» - символ строительства новой жизни. Дорога вела поэта из дома в большую жизнь и обратно домой, к своим корням. Дом для поэта означал ту основу основ бытия, без которой невозможно жить. Не случайно первое опубликованное стихотворение «Новая изба» было о доме. Сквозь конкретность, зримость деталей проступает обобщенно-философское значение: дом- исток жизни, новый дом – новая жизнь. Через много лет он напишет: «Я счастлив тем, что я оттуда,// Из той земли, из той избы, // И счастлив тем, что я не чудо//Особой, избранной судьбы», где изба-дом – образ родины. Утрата дома вызывает у поэта горестное размышление о смысле жизни, становится символом несостоявшейся судьбы: « Ни внуков, ни своей избы, //Сиди в землянке, как в колодце.//И старость…»В раннем творчестве Твардовского почти в каждом стихотворении есть и дом, и дорога. Герои его стихотворений все время в движении: они идут, едут летят. Дом – стабильность, а дорога –поиск, как в «Стране Муравии», поиск лучшей жизни. Продолжая традиции русской литературы от сказочных путешествий былинных героев до странствия некрасовских персонажей из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», Твардовский вносит свое видение темы. «Путешествие Моргунка к мнимой стране счастья, - размышляет А.В. Македонов, - это и путешествие его к подлинным критериям и путям счастья, и вместе с тем путешествие к правде, к выбору между иллюзией и действительностью, к обоснованию и оценке мечты».Мотивы дома и дороги в период войны приобретают новые смысловые оттенки. Война со своей жестокостью обрушивается на дом, потеря которого страшна особенно для хозяина, она равна потере жизни. С этим связана антитеза «свое-чужое» - еще один постоянный мотив творчества Твардовского. Для бойца, защитника своей земли, дом- надежная опора: «Он – у себя, он, русский, - дома, //А дома лучше, чем в «гостях». Образ врага – «гостя» в доме, куда его не звали, повторяется, варьируется, развивается в военных стихах Твардовского. Он «гость недолгий», «бродяга полумира», «вор, ограбивший дом». Дом, который оказался в плену, дом, который служит врагу, потому что враг его «заставил», это все-таки дом, он часть родины. Дом - это и родная Смоленщина, и вся русская земля. Образы дома и дороги в этот период сливаются, замещают друг друга. Дом оказывается у дороги и в дороге, а дорога становится домом. Дом, разрушенный войной, оказывается символом борьбы, помогая бойцу в его битве с врагом: « Стой и гляди! И ты пойдешь//Еще быстрей вперед. //Вперед, за каждый дом родной». Дорога отступления трудна, потому что «горько по земле родной идти, в ночи таясь». Дорога в наступленье – «веселый труд», поэтому она – «в три тысячи верст шириной». И не случайно здесь использовано исконно русское слово «верста» Этим утверждается, что русский – дома. Поэт призывает сопротивляться врагу и дома: «Бей, семья деревенская, вора в честном дому», и на дороге: «Чтоб дорога трясиною//Пузырилась под ним». Для наших войск, изгоняющих врага, дорога может быть «прямой», и «кружной», и «трудной», но это «честная» дорога, поэтому поэт уверен: «Дойдем до места». Проспект, проселок, тропа, стежка – все эти определения дороги, данные Твардовским в одном только стихотворении «В Смоленске», не просто названия, все они, кроме первого, исконно русские. Они служат поэту для усиления чувства глубокого презрения к фашистам и столь же глубокой и нежной любви к Родине, к своему дому: «Мне каждой жаль тропы и стежки, //Где проходил он по земле».