Публикации Доклад на тему: «Развитие учебной мотивации у обучающихся в рамках дополнительного образования в школе»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад на тему: «Развитие учебной мотивации у обучающихся в рамках дополнительного образования в школе»
Автор: Муханова Евгения Геннадьевна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 9 для обучающихся с ОВЗ»______________________________________________________________________________140300 Московская обл. г. Егорьевск, ул. Владимирская, д. 1а.тел.: 3-95-50 ДОКЛАД на тему: «Развитие учебной мотивации у обучающихся в рамках дополнительного образования в школе» Учитель профильного труда: Муханова Е.Г. Егорьевск, 2023 «Когда мы занимаемся творчеством,Наше сердце раскрывается И переливается цветамиРадости и счастья!!!»К. Паустовский ВведениеВ XXI веке в основу педагогической деятельности общеобразовательной школы заложена концепция формирования всесторонне и гармонично развитой творческой личности. Для раскрытия потенциальных способностей детей кроме классно – урочной системы обучения, основным компонентом обучения является внеурочная деятельность. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится занятиям в кружках различной направленности.Одна из главных задач современного образования - повышение качества обучения, воспитания учащихся, поэтому руководитель кружка дополнительного образования ставит перед собой основную цель - создание благоприятных условий, направленных на саморазвитие, самореализацию, самоорганизацию учащихся, способных принять активное участие в различных видах деятельности, отвечающих современным требованиям, направленным на воспитание всесторонне развитой личности ребенка.Обучающиеся должны уметь: - ставить цель и добиваться ее; - общаться; - адаптироваться к ситуации; - ориентироваться в мире; - самостоятельно добывать и применять знания; - заботится о других и о своем здоровье. Мой педагогический стаж начался достаточно недавно - 2 года назад. Я, конечно же, как и другие педагоги, заинтересована в повышении качества своей педагогической деятельности. Проводя самоанализ, я пришла к выводу, что ключом к качественному усвоению учащимися знаний, умений, навыков и компетенций является собственная заинтересованность детей в этом. Иными словами замотивирован ребёнок в данном виде деятельности или нет. И тут я задалась вопросом, как повысить интерес к занятиям ДПИ? Как найти подход к каждому ученику? На уроках ДПИ у нас самые благодарные слушатели, но как с их взрослением не потерять искру, горящую в глазах? Причины, по которым дети приходят на занятия в кружок, совершенно разные. Есть дети, которые пришли целенаправленно заниматься декоративно-прикладным искусством, ориентируясь на получение готового творческого продукта. Однако тут я начала понимать, что одни создают этот продукт, чтобы получить удовольствие от процесса созидания и реализации своих замыслов, другим важно достичь результата, а удовольствие получить уже от признания важности своей работы взрослыми. Третьим важно пообщаться со сверстниками или со мной, а творческий продукт не так важен для них. Четвертым важна атмосфера благожелательности и доверия на занятии. Это, как правило, касается детей, имеющих сложности социальной адаптации в новом коллективе. И удовлетворив эту потребность, у них появляется интерес к творчеству. Вот уже получается некая система мотивов. Проанализировав все это, я поняла, что для реализации целей и задач, проводимых мною творческих занятий, важно учитывать мотивационную сферу каждого ребенка индивидуально.1.Виды мотивацииПсихологами и педагогами предлагаются разные классификации мотиваций. Остановлюсь на классификации мотивов по А. К. Марковой, так как предложенные ею виды мотивов я могу пронаблюдать среди своих обучающихся. Согласно этой классификации выделяют внешнюю (социальную) и внутреннюю (познавательную) мотивации. Различие внешней и внутренней мотивации заключается в критериях награды за осуществляемую активную деятельность.При внешней мотивации и сама награда будет внешней по отношению к учащемуся. Когда же мотивация является внутренней, то вознаграждением за нее будет являться активность сама по себе, желание приобретать какие-либо умения и навыки, самостоятельно решать поставленные перед собой задачи. Становится очевидным, что внутренняя мотивация является наиболее предпочтительной и приводит к более устойчивому и качественному результату. Однако и формировать ее сложнее, и требуется больше времени, усилий и понимания тонкостей психологической организации ребёнка.Психологи выделяют четыре вида внутренней мотивации:-мотивация по результату (ориентация учащегося на результат деятельности);-мотивация по процессу (заинтересованность учащегося в самом процессе деятельности);-мотивация на оценку (заинтересованность ребёнка в получении хорошей оценки или похвалы со стороны взрослых);-мотивация на избежание неприятностей (свидетельствует сама за себя).2. Особенности мотивационной сферы умственно отсталых обучающихсяТрудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках. Практика работы с умственно отсталыми детьми показывает, что рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию детей, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития. Наиболее результативной кружковая работа может стать для детей V-VIII классов, так как они уже в определенной мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих детей более четко определить интересы и наклонности.Мотивы учащихся школы для детей с особыми образовательными потребностями имеют свои специфические особенности и связанны не со стремлением достичь реально значимых результатов, а с необходимостью выполнения поставленной задачи, к решению которой у них, как правило, нет внутренней готовности. Мотивы деятельности бывают связаны только с конкретной ситуацией и не способствуют достижению учащимися далеких целей. Как правило, ученики не подчиняют свои действия, направленные на достижение конечной цели, требованиям задания.Мотивы деятельности, особенно имеющей практическую основу, характеризуются относительной устойчивостью. Сознание общественной значимости выполняемой работы или изготовляемой вещи — исключительно важный мотив, который изменяет отношение к заданию, положительно влияет на характер, способы выполнения и эффективность действий. Постепенно в ходе выполнения общественно значимых трудовых заданий у школьников формируются действенные и более далекие мотивы деятельности, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие их познавательных процессов и форм поведения.Различные мотивы деятельности по-разному влияют на отношение учеников к заданию, изменяют характер и эффективность их действий. В том случае, когда умственно отсталые школьники, занимаясь какой-то деятельностью, хотят продемонстрировать собственные умения, они руководствуются в основном личностными мотивами. Причем, желая показать свою умелость, школьники часто бывают, торопливы, поспешность ведет к появлению ошибок, на преодоление которых приходится затрачивать много времени. Это тормозит выполнение задания и снижает его качество, а также вызывает раздражение учеников и их недовольство. В итоге, у них снижается мотивация деятельности. В том случае, когда ученики выполняют общественно значимые задания, осознание серьезности работы заставляет их действовать не торопясь, аккуратно. Относясь со вниманием к каждой производимой операции, они пользуются более эффективными средствами и приемами, что позволяет достигнуть лучших результатов.О короткой мотивации деятельности умственно отсталых школьников свидетельствует их отношение к возникающим трудностям и к полученным результатам. Обычно, сталкиваясь с трудностями, ученики отходят от конечной цели и, добившись определенного результата, не соотносят его с условиями всей задачи, обнаруживая отсутствие критичности. Личная заинтересованность школьников в получении правильных результатов способствует появлению у них потребности в ответственном отношении к своим действиям, побуждает выполнять их продуманно, учитывая требования, предъявляемые к конечному результату.Незрелость мотивационной сферы умственно отсталых школьников обнаруживается и в том, что мотивы усваиваются ими формально, не становясь для них собственными мотивами и стремлениями.Одно из важных направлений коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми школьниками предполагает формирование у них разнообразных, устойчивых побудительных мотивов учения и мотивов морального порядка; создание таких условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности. Достижение успехов в большей мере зависит от положительного, эмоционально окрашенного отношения учащихся к учебной и трудовой деятельности, к педагогам, коллективу товарищей, родителей.3. Способы повышения мотивации учащихся с умственной отсталостью в ходе занятий декоративно-прикладным творчествомНадеяться на то, что учебная мотивация возникнет сама по себе, стихийно, не приходится. Это требует от учителя большой подготовительной работы к занятиям, напряженного труда во время их проведения, глубокого понимания особенности развития каждого ученика. Одним из путей успешного решения этой проблемы, является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения на уроке с применением мною следующих методов и приемов:- стимулирование познавательной активности на основе игровой мотивации деятельности; -организация помощи девочкам в преодолении проблем в процессе занятий с использованием личностно - ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов;- активное применение практических видов деятельности в процессе обучения;- формирование положительных межличностных отношений между всеми участниками занятий.Для формирования положительного отношения к учению так же использую следующие направления работы: - забочусь о создании общей положительной атмосферы в ходе занятий детей кружковой работой; - большое внимание уделяю созданию у обучающихся ситуации успеха в учебной деятельности; - педагогический процесс насыщаю развивающими играми и интересными заданиями; - формирую внутренний оптимистический настрой у обучающихся, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей. Для развития познавательных интересов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): - учитываю возрастные особенности, мотивы и ведущие виды деятельности; - создаю эмоциональный тонус познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью при помощи доверия к познавательным возможностям обучающихся, соревнования, поощрения; - использую различные виды педагогической оценки; - стимулирую познавательный интерес с помощью технологии обучения, включающей многообразие приёмов занимательности (иллюстрации, игра, кроссворды, ребусы, шутки, творческие задания и т.д.). Также нельзя не упомянуть роль личности педагога в формировании мотивации к учению, особенно на занятиях декоративно-прикладным творчеством. Ведь зачастую ребёнка привлекает творческий потенциал педагога: наглядно-иллюстративный материал, который подобрал или разработал педагог, вызывает первичный интерес у ребёнка и желание сделать такую же работу самостоятельно. Также, учащегося может привлечь высокий интеллектуальный уровень педагога, разносторонность интересов, чувство юмора.Ну и, конечно же, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, формирование ситуации успеха для каждого ребёнка, формирование положительной самооценки придают огромный стимул для создания мотивационной сферы обучающихся.Итак, мотивация занимает важное место среди компонентов учебной деятельности. Через мотивацию педагогические цели быстрее становятся психологическими целями учащихся.Мотивация способствует формированию положительного отношения учащихся к учебному предмету и пониманию его ценностной значимости для личностного развития. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Сформированность мотивационной сферы является важным показателем качества образовательной деятельности.4. Перспективный план развития кабинета декоративно-прикладного искусства с целью повышения мотивации учащихся к занятиям декоративно-прикладным творчествомВ условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего пути. Получение ребенком такой возможности означает включение его в различные виды занятий по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными возможностями. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Искусство и другие виды детского творчества помогают детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире. Цель программы кружка «Мастерицы»: ориентирована на развитие мотивации к обучению средствами декоративно-прикладного искусства, передача детям творческого опыта через приобщение к различным видам декоративно-прикладного творчества, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий, содействующих творческому развитию за счёт максимального обогащения их личного опыта в процессе организации деятельности по декоративно-прикладному искусству.Основными видами кружковой работы являются: создание текстильных кукол, вышивка атласными лентами, выполнение картин в технике «Изонить», освоение техники «Макраме».Структура познавательных процессов ребёнка такова, что его интересует все яркое, новое, необычное и то, что вызывает эмоции. Поэтому огромную роль в мотивации обучающихся к занятиям играет правильная и грамотная организация кабинета декоративно-прикладного творчества. В настоящее время, в рамках национального проекта «Доброшкола» кабинет декоративно-прикладного искусства нашего образовательного учреждения оснащен новой мебелью, современным мультимедийным оборудованием, смарт-доской и наглядными пособиями для изучения различных областей декоративно-прикладного искусства. Четко продуман дизайн кабинета.Использование средств информационно-коммуникативных технологии  (ИКТ) является актуальной проблемой и необходимым условием для современного образовательного процесса, когда главным становится развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности, так как  формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поэтому в ближайшее время я планирую освоить прикладные программы и приемы работы со средствами ИКТ, которыми оснащен кабинет ДПИ. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, позволяет  ему с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знанийИКТ используются как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия. Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет педагогу работать дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.Использование ИКТ  при обучении декоративно-прикладному искусству открывает перед детьми огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.Свою работу с использованием мультимедийного оборудования и смарт доски предполагаю вести в следующих направлениях:
  • Использование медиа-ресурсов как источника информации (подбора иллюстративного и дополнительного материала из различных источников для непосредственно образовательной деятельности, работы детей в разных техниках ДПИ по темам занятий и т.д.).
  • Компьютерная поддержка своей деятельности на разных этапах занятия (презентации, пошаговая инструкции, мастер-классы, шаблоны, схемы, кроссворды, ребусы и т.д.).
  • Создание медиатеки (фотоальбомы, видео, презентации по теме занятий и т.д.)
  • Использование принтера (распечатка картинок, схем, шаблонов, картинки, надписей).
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера).
  • Считаю, что занятия проводимые с использованием мультимедийного оборудования, смена традиционной обстановки и новые изобразительные возможности компьютера активизируют и повысят мотивацию учащихся к занятиям декоративно-прикладным творчеством.Запросы детей занимающихся в кружке, выявили потребность расширить программный материал. С этой целью я планирую использовать в ходе своей работы новую технику «Кинусайга». «Кинусайга» - это своего рода «пэчворк без иголки», напоминает одновременно несколько рукодельных техник: лоскутное шитье, батик, роспись, мозаику, витраж. Эта техника экономична и малозатратна, так как материалами для работы могут служить лоскутики ткани, вышедших из моды вещей. В ходе выполнения картин в данной технике предполагаю использовать различное вспомогательное оборудование и инструменты, поставленные нацпроектом «Доброшкола» для кабинета декоративно-прикладного искусства.Одна из интереснейших форм  стимулирования детей к занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий в которых воспитанники проявляют свои творческие способности. На данный момент считаю очень актуальной популяризацию творчества, которая должна быть широкой и всесторонней, чтобы юные зрители заинтересовались им, чтобы у них появилось желание взяться за это увлекательное дело. С этой целью планирую устраивать постоянные и временные выставки работ. При подготовке к выставке предполагаю подготовить книгу отзывов, в которых посетители смогут написать свои впечатления об увиденном, и свои пожелания юным участникам творческого объединения. Такие отзывы будут очень ценны для юных рукодельниц, как элемент вдохновения их на новые творческие свершения. Создавая красивые вещи своими руками, видя и ощущая результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты. А какое счастье для меня, как педагога видеть на лицах девочек искреннюю радость, удовлетворение результатом своего труда и труда своих сверстников. Занятия кружка «Мастерицы» проходят стационарно, в рамках кабинета ДПИ и такая деятельность является активно – пассивной в изучении декоративно-прикладного искусства. Приобщать учащихся к декоративно-прикладному искусству можно в разных формах. Пришла к выводу, что надо развивать интерес к познанию мира, расширять рамки знаний, знакомить учащихся с новинками искусства и декоративно-прикладного творчества. Иногда это лучше делать вне кабинета. Поэтому в ближайшее время надеюсь организовать экскурсию девочек в городской музей. В планах дальнейшего развития организовать выставку детских творческих работ в рамках музея. ЗаключениеОгромная роль в развитии мотивации принадлежит учителю. Всё зависит от его умения говорить, умения создать теплую атмосферу и творческий климат на занятии или уроке. Умение найти к каждому свой подход, уважать мнение ученика и быть готовым к мнениям, которые разнятся с личным восприятием. Преподаватель должен постоянно заниматься самообразованием. Чтобы мотивировать детей, надо быть интересным для них. Верить в творческий успех детей и быть заинтересованным в конечном результате. Многие работы своих учащихся я отправляю на областные, Всероссийские, Международные, Интернет конкурсы детских творческих работ. Полученные учащимися грамоты, дипломы, сертификаты способствуют стимулированию их творческого потенциала и совершенствования. Таким образом, знания преподавателя о мотивации, видах мотивации учащихся, помогают решить главную задачу современного образования, а именно повышение качества обучения и воспитания учащихся.