Публикации Социальное сопровождение и содействие в трудоустройстве граждан вынужденно покинувших территории ЛНР, ДНР, Украины

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальное сопровождение и содействие в трудоустройстве граждан вынужденно покинувших территории ЛНР, ДНР, Украины
Автор: Чугунова Ирина Юрьевна

«СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И СОДЕЙСТВИЕ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ГРАЖДАН ВЫНУЖДЕННО ПОКИНУВШИХ ТЕРРИТОРИИ ЛНР, ДНР, УКРАИНЫ»«SOCIAL SUPPORT AND ASSISTANCE IN THE EMPLOYMENT OF CITIZENS WHO HAVE FORCIBLY LEFT THE TERRITORIES OF THE LPR, DPR, UKRAINE»Чугунова Ирина Юрьевна39.03.02 Социальная работаЮгорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россияe-mail: chugunova.2000@mail.ruНаучный руководитель: канд. истор. наук, доцент Закирова Елена НиязовнаЮгорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, РоссияIrina Y. Chugunova39.03.02 Social workYugra State University, Khanty-Mansiysk, Russiae-mail: chugunova.2000@mail.ruScientific adviser: Ph.D. history Sciences, Associate Professor Elena N. Zakirova,Yugra State University, Khanty-Mansiysk, RussiaАннотация. В статье рассматриваются социальное сопровождение и содействие в трудоустройстве граждан вынужденно покинувших территории ЛНР, ДНР, Украины. Даны рекомендации центру занятости населения г. Ханты-Мансийска по совершенствованию процедуры трудоустройства для беженцев.Ключевые слова: Сопровождение, содействие, беженцы, вынужденные переселенцы, трудоустройство.Annotation. The article deals with social support and assistance in the employment of citizens who were forced to leave the territories of the LPR, DPR, Ukraine. Recommendations are given to the employment center of Khanty-Mansiysk on improving the employment procedure for refugees.Keywords: Support, assistance, refugees, internally displaced persons, employment.В связи с последними событиями и проведением военной операции на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и отдельных районов Украины, только в период с 18 по 28 февраля 2022 года российскую границу пересекли более 130 тысяч беженцев.События на Украине привели к существенному увеличению количества беженцев и вынужденных переселенцев с Восточной Украины на территории Российской Федерации. Переселение в Россию в таких масштабах беженцев создало немало проблем, связанных не только с жильем, акклиматизацией и адаптацией к новой среде, но и трудоустройством.Положение беженцев на территории Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранцев в Российской Федерации» [1]. В данном документе содержится информация о временном проживании иностранных граждан в РФ, трудовой деятельности иностранных граждан в РФ, об ответственности за нарушение настоящего Федерального закона и т.п., что определяет правовое положение лиц, прибывших на территорию РФ. Порядок регистрации зависит от правового статуса беженца, то есть от того, на каком основании иностранный гражданин находится на территории Российской Федерации.В 2023 году вступил в силу ряд поправок к данному закону [1] и некоторые другие законодательные акты РФ, регламентирующие, временное проживание иностранных студентов очного образования. Кроме того, для получения разрешения на временное проживание или вида на жительство гражданам ДНР, ЛНР и Украины не нужно подтверждать факт владения русским языком, знание истории и основ законодательства России. В Федеральном законе № 237-ФЗ от 14.07.2022 был изменён круг лиц, застрахованных в сфере обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования. В него включили временно пребывающих иностранцев [2].В письме Минтруда России от 22.04.2022 №16-3/10/В-5324 указано, что оформление работы беженца осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 50.1 Трудового кодекса Российской Федерации [5].Беженец - это лицо, которое укрывается от угрозы, которой он подвергается в своей стране. Россия оказывает помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим защиты на ее территории, посредством:- признания данного лица беженцем;- предоставления ему временного убежища, т.е. возможности временно находиться на территории Российской Федерации [3].На данный момент, можно говорить о затяжном характере конфликта, так как он продолжается с 2014 года. За это время, число беженцев только увеличивается.Основания для признания иностранца беженцем представлены в ст. 3 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах». Совершеннолетнему лицу, признанному беженцем, Федеральная миграционная служба РФ выдает удостоверение. Оно выдается на срок до 3 лет. После получения соответствующего документа, иностранный гражданин или лицо без гражданства получит временное убежище на территории России [3]. Однако, не все прибывающие оформляют удостоверение о признании беженцем, потому что планируют в скором времени вернуться на родину. Без этой справки иностранец не может быть легально оформлен на работу (если у него нет патента или иного разрешения).В рамках исследования проведен анализ социального сопровождения и содействия в трудоустройстве граждан вынужденно покинувших территории ЛНР, ДНР, Украины, выявлены проблемы, с которыми беженцы сталкиваются при трудоустройстве, на основании чего составлены рекомендации для центров занятости населения.Решению многих вопросов уделяется внимание как со стороны государства, так и со стороны общественных и образовательных учреждений. Однако ряд проблем, связанных с трудоустройством, беженцам приходится преодолевать самостоятельно.В России для беженцев действует такой же порядок оформления приема на работу, как и для российских граждан, при заключении трудового договора иностранный гражданин, имеющий статус беженца, должен предоставить работодателю документы, перечисленные в статье 65 ТК РФ и дополнительно удостоверение беженца [6]. Так как иностранные граждане не являются военнообязанными по российскому законодательству, поэтому при трудоустройстве на территории РФ им не нужно предоставлять документы воинского учета. Так же, гражданин Украины может не предоставлять трудовую книжку, при приеме на работу, работодатель оформит новую трудовую книжку по правилам РФ.Особенности при трудоустройстве беженцев связаны также с обязательным страхованием граждан. Так как беженцы не отнесены ни к одной из категорий страхования, при заключении трудовых отношений применяется правило по аналогии п. 1 ст. 7 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», которая регулирует порядок страхования временно пребывающих иностранцев и лиц без гражданства [4].Следует отметить, что в целом размер вознаграждения, выплачиваемого за работу гражданам РФ, мало чем отличается от того, что получают беженцы из Украины. Исключением здесь может быть обеспечение жильем, а для работников вахтового метода - еще и питанием, что снижает размер выплат.Найти подходящую вакансию в РФ, а затем трудоустроиться - основная задача беженцев из Украины. Она важна для социализации и интеграции, а также для нормализации материального положения.В ее решении могут оказать содействие:- местные специализированные ярмарки вакансий;- сайты бирж труда;- органы местного самоуправления и социальной защиты.Для выявления проблем, с которыми сталкиваются беженцы при трудоустройстве, и дальнейшей помощи по решению вопросов трудоустройства и сопровождения было предложено анкетирование. Было опрошено 31 человек. Из них:13 мужчин и 18 женщин.Проанализировав ответы данного анкетирования, можно сделать выводы:Нахождение прибывших граждан на территорию Российской Федерации от 2 до 8 месяцев. 31 человек имеет гражданство РФ. Перед получением гражданства 17 человек получили свидетельство о временном убежище, 14 человек сразу подавали документы на гражданство РФ.До переезда в Россию 8 человек были и остаются неработающими, по причинам пожилого возраста и инвалидности. 17 человек работали на постоянной работе в: промышленных предприятиях, бюджетной, сельскохозяйственной сфере, органах государственной (муниципальной) власти, в государственном (муниципальном) учреждении». 3 человека имели собственное дело, предпринимательство. И 3 человека были безработные.Исходя из ответов на вопрос про род деятельности после переезда в Россию, можно сделать вывод, что только 35% беженцев трудоспособны, 65% - неработающие пенсионеры и/или инвалиды. 10% на момент анкетирования были домохозяйками. Остальные 25% трудоустроены. На вопрос: «Удалось ли Вам найти работу в г. Ханты-Мансийск?» из трудоспособных граждан - 7 человек нашли работу быстро, 2 человека нашли работу, но искали долго, и 4 человека до сих пор ищут работу.Исходя из данных ответов можно увидеть, что большинство трудоспособных граждан не удовлетворяла предлагаемая должность, так же можно отметить такие проблемы как неудовлетворенность заработной платой и оформление документов.11 человек (те, кто решил трудоустроиться), получали государственную социальную помощь до трудоустройства. Все 11 человек удовлетворены данной помощью. Так же граждане обращались в Ханты-Мансийский центр занятости населения, 10 человек были удовлетворены работой центра, 1 человек не удовлетворен, причину указывать отказался.В анкете можно было указать рекомендации для совершенствования сопровождения в трудоустройстве. Были такие предложения как: 1. «убрать бумажную волокиту» и 2. «возможность трудоустроиться с паспортом Украины».16 человек рассчитывают вернуться на территорию ДНР/ЛНР. 9 человек собирается остаться в г. Ханты-Мансийске. Ответы «рассчитываю вернуться на территорию Украины» и «намереваюсь уехать в другой регион России» набрали по 3 голоса.Из 22 человек 40% хотят переехать из-за отсутствия родственников, у 37% проблемы с жильем, 13% ответили, что отсутствует подходящая работа и 10% не устраивает климат. Проанализировав результаты данной анкеты, можно с уверенностью сказать, что большинство беженцев удовлетворены социальным сопровождением и содействием в трудоустройстве. Однако, некоторые из респондентов указали сложности (трудности) с которыми приходится сталкиваться, которые возможно решить при разработке ряда рекомендаций. Так для сокращения времени, которое тратиться на сбор всех нужных документов в бумажном виде, можно изменить на электронный документооборот. Для каждого человека создать электронную папку с документами, к которой сотрудники будут иметь доступ. Для преодоления финансовых трудностей - создать возможность для беженцев трудоустроиться с паспортом Украины.Таким образом, несмотря на сложившееся в обществе неоднозначное отношение к миграции, миграционные процессы по-прежнему имеют важное значение для государств, особенно в контексте решения демографических и экономических проблем. Ввиду стремительного развития международных отношений с некоторыми странами и нарастания напряженности с другими странами правовое регулирование миграционных процессов должно быть гибким, а законодательство стран не должно создавать серьезных препятствий и противоречий для активизации международного сотрудничества.Список источников1. Федеральный закон от 25.06.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Гарант: Информационно-правовая система. - URL: (дата обращения: 21.04.2023).2. Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Гарант: Информационно-правовая система. - URL: (дата обращения: 23.04.2023).3. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» [Электронный ресурс] / Гарант: Информационно-правовая система. - URL: (дата обращения: 21.04.2023).4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Гарант: Информационно-правовая система. - URL: (дата обращения: 12.04.2023).5. Письмо Минтруда России от 22.04.2022 № 16-3/10/В-5324 «О трудоустройстве граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке» [Электронный ресурс] / Гарант: Информационно-правовая система. - URL: (дата обращения: 29.04.2023).6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ Статья 65. «Документы, предъявляемые при заключении трудового договора» [Электронный ресурс] / Гарант: Информационно-правовая система. - URL: (дата обращения: 15.04.2023).