Публикации Гражданское и патриотическое воспитание в контексте учреждения образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гражданское и патриотическое воспитание в контексте учреждения образования
Автор: Парачук Андрей Валентинович

Управление образованияГомельского городского исполнительного комитетаГосударственное учреждение образования«Центр творчества детей и молодёжи Советского района г. Гомеля»ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ:ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫМетодическая разработкаАвторы:Парачук Андрей Валентинович,заведующий отделомБорисевич Галина Михайловна,методистАдрес: г. Гомель, ул. АК. Павлова,46 ател. 8 (0232) 564614e-mail: Гомель2023ВведениеСегодня нет нужды доказывать, что успехи социально-экономической сферы зависят не только от материального и финансового состояния семьи, но и от выверенной государственной политики в вопросах идеологии, основанной на ценностях патриотизма, любви к Родине и людям.На современном этапе развития общества возникла необходимость переосмысления участниками образовательного процесса вопросов гражданско – патриотического воспитания, не отказываясь при этом от прежних традиций и достижений в данном вопросе.В методической разработке представлены формы и методы работы, используемые в образовательном процессе в государственном учреждении образования «Центр творчества детей и молодёжи Советского района г. Гомеля» по формированию патриотических качеств у учащейся молодежи.Даны определения понятий «патриотизм» и «личность» в контексте исторических взглядов философов и педагогов на их формирование и развитие.Авторы выражают надежду, что представленный материал может быть использован педагогами учреждений общего среднего и дополнительного образования в качестве модели по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.Родина – твой дом, твоя колыбельРодина – твой дом, твоя колыбель.В родном доме не все бывает гладкои не все хорошо. Есть свои достижения, беды и горечи. Говоря о них, помни: ты говоришь о достижениях, бедах и горечах своего родного дома.В.А.СухомлинскийСовременное учреждение образования призвано осуществлять гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится воспитанию. Воспитание любви к Родине, своей стране, ее законам и традициям является его основной задачей.Задачи государственной политики в области воспитания определены в выступлениях Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Воспитать гражданина – патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества» [1].Целью данной работы является создание целостной системы по формированию у подрастающего поколения основополагающих ценностей, идей и убеждений, активной гражданской и личностной позиции. Понимание патриотизма имеет глубокие традиции. На различных этапах понятие «патриотизм» трактовалось в соответствии с историческими изменениями, которые происходили в сферах жизнедеятельности государства.Понимание патриотизма как преданности человека своей родной земле представлено в трудах Николая Гусовского: «Государство имеет возможность расцветать, когда в нем созданы условия для патриотического воспитания молодого поколения». Особое место в патриотическом воспитании подрастающего поколения, по мнению Василия Тяпинского, занимает приобщение к национальной культуре.В последнее время в развитии педагогической науки Беларуси отмечается тенденция к формированию авторских концептуальных подходов по проблеме патриотического воспитания учащихся (А.С. Лаптенок, В.В. Буткевич, В.В. Чечет) [9].Родина дана человеку судьбой, а человек как абсолютная ценность является целью, средством и результатом воспитания (Ю.П. Азаров, Н.К. Катович). Государство в свою очередь, признает ценность человека как личности, его права на свободное развитие, обучение, справедливость, человечность.Уместно привести слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, который говорил, что: «… воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, какой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях» [10].Современные подходы в воспитании подрастающего поколения основаны на воспитании гражданина – патриота.Патриотизм как целенаправленная деятельность и часть системы гражданско-патриотического воспитанияПатриотизм – одна из значимых непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Патриотизм как важнейшее духовное достояние личности характеризует высший уровень ее развития и проявляется в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества (рисунок 1). Рисунок 1: Структура понятия "Патриот"Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его исторической культурой и достижениями. Он является одним из слагаемых гражданственности. Гражданственность предполагает освоение и реализацию прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству.Патриотическое воспитание – это систематическая и направленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое право.Первостепенная задача гражданско-патриотического воспитания (ГПВ) – воспитание любви к Родине. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать наиболее результативную систему патриотического воспитания с учащимися, определить направления и методы, которые помогут сформировать у подрастающего поколения чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому обществу, государству, сформировать гражданскую позицию и патриотизм.Патриотическое воспитание – представляет собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувство, волю, психику и физическое развитие учащегося. В настоящее время особую актуальность приобретает выработка эффективных средств, форм и методов воспитательной работы, направленных на развитие гражданских качеств учащихся: чувства долга, любви к Родине, уважения законов и норм общественной жизни. Анализ существующих подходов к определению сущности патриотического воспитания учащихся позволяет нам уточнить основные составляющие данного процесса:
  • изучение истории страны, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга;
  • воспитание любви к Родине и родному языку;
  • воспитание уважения к прошлому, обычаям и традициям народа;
  • активное и сознательное участие в социокультурной деятельности.
  • Формирование творческо-познавательной и социальной активности учащихся осуществляется через:
  • непосредственное участие в социально-значимых проектах и делах;
  • целенаправленную работу по сохранению творческих продуктов в ходе
  • реализации проекта.
  • При этом решаются следующие задачи:
  • создание системы целенаправленной деятельности по формированию у учащихся патриотического сознания, готовности к исполнению гражданского и патриотического долга;
  • формирование у учащихся системы знаний, понимание исторической и причинной обусловленности, представлений о роли личности в истории, ее ответственности за мир, окружающую среду, коллектив, общество и семью;
  • формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентиров через различные формы и методы работы, социально-значимую деятельность, проявление и поддержку молодежных инициатив, приумножение достижений своей страны.
  • Система гражданско-патриотического воспитанияПатриотическое воспитание в Республике Беларусь, как структурная часть целостной системы, основывается на общих принципах:
  • единство государственных и общественных воздействий;
  • национальное равноправие и интернационализм;
  • история и объективность;
  • миротворчество.
  • Выделяют следующие черты, присущие гражданско-патриотическому воспитанию:
  • патриотизм;
  • мужество;
  • стойкость.
  • По нашему мнению, воспитание чувства патриотизма немыслимо без идеологической составляющей данного понятия.Рисунок 2: Идеологическая основа понятия "Патриотизм"Для повышения эффективности работы по гражданско-патриотическому воспитанию мы рекомендуем использовать метод проектов. В работе государственного учреждения образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» реализуются проекты, представляющие совокупность различных видов деятельности. В качестве примеров можно предложить следующие темы проектной деятельности:
  • «Моя Родина – мое будущее».
  • «Мы – наследники Победы».
  • «Эстафета поколений».
  • «Расскажем вместе о войне».
  • Участвуя в проектной деятельности, учащиеся развивают такие качества, как энтузиазм, активность, дисциплинированность, трудолюбие, целеустремленность, требовательность к себе и окружающим, настойчивость.Таким образом, воспитание гражданственности и патриотизма связано с формированием познавательно-творческой активности учащихся через следующие виды деятельности:
  • непосредственное участие в социально-значимых проектах и делах;
  • целенаправленную работу по созданию творческих продуктов;
  • использование «событийного» подхода.
  • Участие в проектной деятельности помогает учащимся:
  • почувствовать социальную значимость своей деятельности;
  • совершенствовать ценность качества личности, прежде всего гражданственность и патриотизм;
  • реализовать в полной мере свой талант и способности;
  • развивать творческое воображение;
  • лучше узнать себя и окружающих.
  • Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе занятия, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семья, а также педагоги с общественной жизнью, с социальными событиями, происходящими в масштабах района, города, страны.В государственном учреждении образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» воспитание патриотических чувств учащихся осуществляется через:
  • приобщение к культурным и историческим ценностям;
  • бережное отношение к природе и ее охрану;
  • вовлечение в творческую деятельность (научно-исследовательская деятельность, участие в художественной самодеятельности, участие в праздниках и спортивных мероприятиях, участие в фестивалях и конкурсах).
  • Для эффективного формирования гражданской компетентности нами используется создание ряда педагогических условий:
  • реализация личностно-ориентированного подхода;
  • создание ситуации успеха;
  • применение «событийного» подхода;
  • реализация принципа воспитания в коллективе.
  • Таблица 1: Критерии проведения эффективного занятия по патриотическому воспитанию учащихсяСистема патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательном процессе.К гражданским ценностям общества, по нашему мнению, относятся следующие:
  • Родина, ее история;
  • национальная и всемирная история;
  • гражданский долг;
  • гражданский гуманизм;
  • гражданская активность;
  • гражданская ответственность;
  • гражданское мужество.
  • По нашему мнению, процесс гражданско-патриотического воспитания личности можно представить в виде последовательности ряда этапов (рисунок 3).Рисунок 3: Ступени гражданско-патриотического воспитанияОсновными принципами гражданско-патриотического воспитания являются:
  • Патриотическое воспитание – осознанное отношение к своей истории и забота о стране.
  • Открытость в общении.
  • Разумное посредничество и сотрудничество.
  • При этом важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы Модель деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся(из опыта работы государственного учреждения образования «Центр творчества детей и молодёжи Советского района г. Гомеля »)Становление патриотических качеств личности при готовности к сознательному служению своему Отечеству базируется на создании условий патриотического сознания учащихся, представленного взаимодействием эмоционально-целостного и деятельно-поведенческого комплексов.Анализ специфики социокультурной деятельности позволяет нам актуализировать значимость задач, предполагающих развитие эмоционального восприятия понятия «малая родина».В рамках гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в государственном учреждении образования «Центр творчества детей и молодёжи Советского района г. Гомеля» на занятиях в объединениях по интересам активно используются следующие методы изучения личностных качеств учащихся (рисунок 4). Приложение1Рисунок 4: Методы изучения личностных качествПроцесс гражданско-патриотического воспитания носит всесторонний характер и характеризуется рядом уровней взаимодействия личности и социума (рисунок 5).Рисунок 5: Уровни патриотического воспитания учащихсяДля реализации поставленных нами задач, важное значение имеет эффективное использование современных педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект образовательного процесса (рисунок 6).Рисунок 6: Интерактивные методы обученияИзучение истории нашего Отечества, боевых, трудовых, культурных традиций было и остается важнейшим направлением в воспитании учащихся. Особая роль в гражданско-патриотическом воспитании должна принадлежать истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших предков. Данные категории трансформируются в понятие «Подвиг».А что такое подвиг?
  • Подвиг – это геройский поступок, который человек совершает, не задумываясь ради спасения своей Родины и жизни других людей.
  • Подвиг – это исключительный поступок, на который способен человек, обладающий высокими моральными качествами и желанием служить своей Родине.
  • Подвиг – это героическое действие, которое способны совершать люди, готовые к самопожертвованию и обладающие высокими нравственными качествами.
  • Формирование патриотических качеств личности учащегося требует системного подхода, который реализуется в ходе проведения различных мероприятий на протяжении всего учебного года (Таблица 2).Таблица 2: Годичный календарь мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, реализуемый в ГУО «Центр творчества детей и молодёжи Советского района гомеля»В рамках проведения данных мероприятий учащиеся объединений по интересам встречаются с представителями разных поколений, которых связывают единые чувства любви к своей Родине, готовность к свершениям ради ее благополучия.Так, в рамках Недели дополнительного образования детей и молодёжи, в сентябре месяце на базе Центра творчества прошли районные педагогические чтения под эгидой: «Моя родина- эстафета полезных дел». Эпиграфом данного мероприятия выступили слова советского белорусского писателя, переводчика, литературного критика Янки Сипакова: «Каждый должен любить свой край». При составлении календаря мероприятий центра по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся нами учитывается то обстоятельство, что данная работа ведется по следующим направлениям (рисунок 7).Рисунок 7: Направления гражданско-патриотического воспитания учащихсяМноголетняя практика работы показывает, что педагоги, планируя работу с учащимися, отдают предпочтение тем видам деятельности, которые помогают подросткам реализовать свой внутренний творческий потенциал (рисунок 8).Рисунок 8: Приоритетные направления гражданско-патриотического воспитанияАнализ опыта работы педагогов нашего центра и собственный педагогический опыт позволяет нам определить формы организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения (рисунок 9) и систематизировать структуру составляющих его аспектов (рисунок 10).Рисунок 9: Формы организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихсяРисунок 10: Аспекты гражданско-патриотического воспитания учащихсяВведение данной классификации позволило нам достаточно полно охарактеризовать приведенные аспекты гражданско-патриотического воспитания (Таблица 3).Таблица 3: Характеристика аспектов гражданско-патриотического воспитанияПолноценная система гражданско-патриотического воспитания, созданная на базе учреждения образования, невозможна без существования оценочного аппарата ее эффективности. В качестве такого аппарата нами предложены следующие уровни сформированности патриотических качеств личности: духовный, рационально-идеологический, чувственно-эмоциональный (рисунок 11).Рисунок 12: Уровни сформированности патриотических качествПрименение описываемой модели соответствует главной цели нашей работы – сохранению положительного опыта и традиций старшего поколения в деле патриотического воспитания. Используя данные формы и методы работы, нам удалось нацелить учащихся на создание творческих продуктов, связанных с формированием патриотизма и гражданственности через воспитание уважительного отношения к событиям и участникам Великой Отечественной войны.В данной связи интересен опыт проведения конкурса «Расскажем вместе о войне». Конкурс проходил под девизом: «Взгляды на войну разные, но, правда о ней одна». Настоящими находками оказались творческие продукты, полученные в ходе проведения данного конкурса. Это: фотографии и видеоролики, страницы семейных летописей и исследовательские работы учащихся.Интересной и познавательной формой работы стало выступление учащихся перед своими сверстниками под названием «В жизни всегда есть место подвигу». Развернулась живая дискуссия по вопросам:
  • Что такое подвиг?
  • Во имя чего он совершается?
  • Что полезного может извлечь для себя молодежь XXI века, исследуя историческое прошлое нашего народа?
  • Деятельность педагогического коллектива учреждений дополнительного образования в рамках патриотического воспитания учащихся направлена на решение следующих вопросов:
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • совершенствование информационно-пропагандистской работы;
  • экскурсионно-краеведческая работа;
  • коллективно-творческие дела;
  • взаимодействие с социумом;
  • работа с семьями учащихся;
  • деятельность детских и молодежных общественных объединений.
  • Формированию национального самосознания и патриотических чувств, активизирующих гражданскую позицию личности, способствует краеведение. Существенная роль при этом отводится экскурсионной работе. Экскурсионная работа – ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культурного наследия родного края. В плане экскурсионной работы основная нагрузка приходится на музеи (рисунок 12).Рисунок 12: Роль музея в деле гражданско-патриотического воспитанияПроводя работу по гражданско-патриотическому воспитанию, педагог в ходе проведения занятия может руководствоваться предложенной нами схемой, а также осуществлять в ходе своей профессиональной деятельности определенные функции (рисунок 13).Рисунок 13: Схема деятельности педагога по гражданско-патриотическому воспитаниюРисунок 14: Функции педагога в рамках ГПВЛюбое учреждение образования не может существовать в вакууме, то есть без тесного взаимодействия с окружающими его социальными институтами. Схема подобного рода взаимодействия отражена ниже (рисунок 16). Как социальное явление гражданско-патриотическое воспитание связано с общественным развитием конкретными историческими условиями:
  • Социально-значимая деятельность как одно из направлений формирования гражданской компетентности учащихся реализуется посредством проведения мероприятий: «Наша забота ветеранам», «Дом, в котором я живу», «Подарок ветерану».
  • Благотворительная деятельность. Осуществляется черездеятельность волонтерского отряда «Парус надежды». Приложение 2
  • Благотворительная деятельность объединяет ребят, пробуждает в нихсочувствие и сострадание, учит быть неравнодушными, формирует активную социальную позицию.
  • Совместная деятельность с семьями. Проводятся совместные мероприятия, направленные на формирование гражданской компетенции.
  • Реализация данного вида работы по гражданско-патриотическому воспитанию показывает, что условием успешного ее осуществления является обеспечение единства всех элементов и компонентов. Знание и информация, полученные учащимися в рамках гражданско-патриотического воспитания, помогут им принять наиболее правильные решения в вопросах становления личности. ЗаключениеК патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать.Д.С. ЛихачевГражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию каждого человека. Человек, лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве. Поэтому целенаправленная организация процесса гражданско-патриотического воспитания является важным этапом в освоении исторически принятых в обществе ценностей, законов и норм жизни. Способствует формированию собственной активной жизненной позиции.Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества, умение ставить общественные интересы выше личных, готовность прийти на помощь, добросовестный труд. Сегодня патриотизм выступает в качестве духовной основы по возрождению Республики Беларусь.По мнению авторов, использование изложенного в данной работе материала должно дать положительный эффект, так как он полностью охватывает соответствующие вопросы и включает последовательный комплекс мероприятий, который служит прочной основой для дальнейшей воспитательной работы по формированию личности будущего патриота своей Родины.Список использованной литературы1. Лукашенко, А. Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочныйидеологический фундамент / А. Г. Лукашенко // Республика. – 2003. – 29 сак.– С. 1-8.2. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016 –2020 г.г.3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи вРеспублике Беларусь // Настаỹнiцкая газета. – 2015. – 14 мая4. Митрахович, С.С. Туризм и краеведение в системе воспитательной работыучреждений образования / С.С. Митрахович // Пазашкольнае выхаванне. –2008. – № 105. Сергейко, С.А. История образования и педагогической мысли /С.А. Сергейко. – Мн., ГрГУ им. Я. Купалы, 2010. – 251 с.6. Литвинович, В.Г. Гражданские компетенции лидера детского общественногодвижения / В.Г. Литвинович // Вестник детского движения. – 2003. – № 2. –С. 29-34.7. Храмцова, Ф.И. Детские и молодежные организации и объединения.Воспитание гражданской направленности школьников: пособие длязаместителей директоров школ по воспитательной работе, классныхруководителей, педагогов – организаторов / Ф.И. Храмцова. – Мн., 2008. –160 с.8. Никитин, А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания //Педагогика. – 1995. – № 5.9. Буткевич, В.В. Теоретико-методические основы гражданского воспитаниямладших школьников / В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина. – Мн., 2007. – 259 с.10. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д.Ушинский// Педагогические сочинения: в 6 т. т.1. М.: Педагогика, 1998.11. Парачук А.В. Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в контексте учреждения образования/А.В.Парачук.̶ М.,2022