Публикации
Безопасныйй урок
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Безопасныйй урок
Автор: Пронина Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Безопасныйй урок
Автор: Пронина Наталья Владимировна
«Безопасный урок - изучаем ПДД, предотвращаем ДТП»Цель:Привлечь внимание учащихся к общероссийской проблеме безопасности дорожного движения и повышение культуры поведения на дороге.Задачи:1. Выявить причины дорожно-транспортного травматизма и определить пути их решения.2. Закрепить знания детей по правилам дорожного движения.3. Воспитывать ответственность за свою жизнь и жизнь других участников дорожного движенияМетоды: Словесные: беседа, рассказ, тест, викторина. Практические занятия в велосипедном городке.Форма проведения: беседа с элементами игры и отработкой практических навыков управления велосипедом.Аудитория: воспитанники лагеряКоличество : 25 человек (3 отряд)Фамилия, имя, отчество педагога, который проводил занятие: Пахнутова Оксана ВикторовнаУчащиеся делятся на две команды. Каждая команда садится вокруг своего стола. На столе – пакет материалов для занятия. В ходе мероприятия воспитанники используют нужные Приложения из пакета материалов.1.Историческая справка.Но дороги не всегда были такими, как мы привыкли их видеть сегодня.«В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен Слайд № 3). Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием Сейчас дороги покрывают слоем особой нефтяной смолы, битумом или асфальтом Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется по городу транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определенный порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – «Правила дорожного движения» «Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, - намного проще. Но и тогда знать их обязаны, были все. В России царский указ предупреждал: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно». За ослушание «виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, за третью сосланы будут на каторгу».«Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиковПотом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания. С появлением автомобилей, появились новые правила. Развивалась техника, усовершенствовались автомобили, росло их количество, росли города – и все сложней и сложней становились правила. У дорог и улиц есть свои строгие законы. Законы требуют знания дорожных знаков. На этом языке разговаривают все дороги, улицы, перекрестки, площади.Сегодня каждый учащийся обязан знать, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. Давайте вспомним и повторим эти правила.1 тур “Вопрос – ответ”. 1. По тротуару человек ведет велосипед. Является ли он пешеходом? (да) 2. Если вам 11 лет, имеет ли вы право ехать на переднем сиденье автомобиля? (нет) 3. С какого возраста можно обучаться вождению на легковом автомобиле? (с 16) 4 Можно ли переходить дорогу, если в основном светофоре зеленый сигнал, а в пешеходном красный? (нет) 5. Как могут наказать человека, нарушающего ПДД? (оштрафовать) 6. С какого возраста разрешается управлять велосипедом при движении по дорогам? (14)7. Где должны ходить пешеходы по улице? (по тротуарам) 8. В каких местах устанавливается знак “Осторожно, дети!”. (где возможен выход детей на проезжую часть) 9. Кому дает команды пешеходный светофор? (пешеходам) 10. В какие игры можно играть на проезжей части дороги? (нельзя играть) 11. Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1) 12. Место посадки и высадки пассажиров? (остановка) Вопросы второй команде 1. Является ли велосипед механическим транспортным средством? (нет) 2. Если вам 13 лет, имеете ли вы право ехать на велосипеде на проезжей части? (нет) 3.Что важнее на дороге – сигналы светофора или регулировщика? (регулировщика) 4. Человек, контролирующий дорожное движение? (инспектор ГИБДД) 5. Какой знак обязательно устанавливают около детских учреждений? («Дети») 6. Что надо обязательно проверять перед поездкой на велосипеде? (тормоза) 7. Где надо ходить по улице, если нет тротуара? (по обочине) 8. Для кого предназначен тротуар? (для пешеходов) 9. Полоса земли, приспособленная для движения транспортных средств. (дорога)10. Документ водителя на право управления транспортным средством.(права) 11. Чем отличается остановка от стоянки? (стоянка более 5 минут, остановка менее 5 минут)2 тур «Игра «Да-нет»Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)2. Дорожные знаки.Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв он складывает слова, из слов - предложения. У дорожного языка тоже есть буквы - знаки. Их нужно складывать в слова. Один знак – одна дорожная буква означает целую фразу - дорожный сигнал. Они расставлены вдоль улицы, так что всегда оказываются справа от шофера. Круглые, треугольные, квадратные - укреплены на стойках, чтобы шофер мог их видеть, эти знаки ему все время о чем-то говорят на своем особом языке, понятном каждому водителю. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара.Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет - красные, синие и особая форма - круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.Давайте познакомимся с дорожными знаками.Предупреждающие знаки – треугольные. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю - приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные.Предписывающие знаки. У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.Запрещающие знаки. Знаки дорожного движения этой группы означают, что введены ограничения на движение ТС на определенном участке покрытия, скорость перемещения, остановку. Они выглядят всегда в виде кругов.3 тур «Черный ящик». Капитанам дается коробка, в которой находятся дорожные знаков разрезанном виде. Капитанам следует восстановить дорожный знак из разрезанных частей, назвать его и сказать к какой группе дорожных знаков принадлежит восстановленный знак. (2 минуты).4 тур «Зебра» (Ведущий держит в руках – 3 кружка: зеленый, желтый, красный.)Игроки встают друг от друга на расстоянии 7-10 шагов у параллельных линий (это улица). Ведущий делает взмах зеленым кружком – играющие делают шаг вперед, красным – шаг назад, желтым – стоят на месте. Ведущий чередует цвета. Те, кто ошибся, возвращаются на исходное положение. Побеждает та команда, игрок которой перейдет “улицу” первым 5 тур «Загадки»Чтоб время шло быстрее, Друзья, мы приглашаем вас к загадкам поскорее! Кто в учебе отличился, Руки я прошу поднять. Кто 4 или 5 не ленился получать? Значит, знания у вас у всех отличные, Разгадать загадки сможете различные. Пешеходам объясняет,Как дорогу перейти.Он сигналы зажигает,Помогая нам в пути. (Светофор)Тихо ехать нас обяжет,Поворот вблизи покажетИ напомнит, что и как,Вам в пути... (Дорожный знак) И шагая по дорогамНе забудьте, малыши:Край дороги - пешеходамОстальное для... (Машин) Что за "зебра" на дороге?Все стоят разинув рот,Ждут, когда мигнет зеленый.Значит, это -... (Переход)Как зовутся те дорожки,По которым ходят ножки?Различать учись их точно,Не лети как на пожар.Пешеходные дорожки –Это только …? (Тротуар.)Если ты спешишь в путиЧерез улицу пройтиТам иди, где весь народ,Там, где знак есть … (Переход)Все водителю расскажет,Скорость верную укажет.У дороги, как маяк,Добрый друг - …(Дорожный знак)6 тур «Викторина»Вам нужно угадать, о каких «транспортных средствах» я говорю. Все «транспортные средства» встречаются в русских народных сказках». Внимательно слушаем вопросы и отвечаем. 1. Перелетные птицы - похитители ребенка (гуси-лебеди)2. Кирпичное сооружение, на котором разъезжал Емеля (печь)3. Разоритель русских земель (Змей-Горыныч)4. Тканное транспортное средство (ковер-самолет)5. Жилое строение, передвигающееся на курьих ножках (избушка)6. Хозяйственный инструмент для размельчения зерна и транспорт Бабы-Яги (ступа)7. Транспортное средство ведьмы (метла)8. Летающее транспортное средство из одноименной сказки («Летучий корабль»)9. Лесной зверь, на котором ехала девочка Маша, спрятавшись в коробке с пирогами. (медведь)10. Домашнее животное, на котором вернулась от Мороза в деревню Марфуша (свинья)11. Повседневная обувь как быстроходное транспортное средство (сапоги-скороходы)12. Хищник, который увозил от погони Ивана-царевича (волк)13. На них летала лягушка-путешественница. (утки)7 тур «Будьте осторожны на дороге» (практическое занятие)Ребята, вы все тоже являетесь участниками дорожного движения. Все любят кататься на велосипеде. Как вы думаете, надо ли знать правила дорожного движения юному велосипедисту? Какие?Сейчас мы это проверим. Проводится занятие на велосипедной площадке с использованием велосипедов и детских машинок.Подведение итогов конкурса.Сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда, вспомнили и закрепили основные правила дорожного движения. Поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным на дороге – это не трусость, а умный расчет.На этом наше занятие закончено. Желаю всем удачи!