Публикации Урок развития речи в 9 классе «Обучение написанию сочинению-рассуждению 9.3"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок развития речи в 9 классе «Обучение написанию сочинению-рассуждению 9.3"
Автор: Халмухамедова Наталья Николаевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Центр образования № 1План-конспект урока развития речи в 9 классе«Обучение написанию сочинению-рассуждению 9.3 на тему «Что такое милосердие» Учитель русского языка и литературывысшей квалификационной категории Халмухамедова Наталья НиколаевнаЧереповец, 2019Тема: «Обучение написанию сочинения-рассуждения 9.3 на тему «Что такое милосердие» Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3). Задачи: образовательные: 1) расширение и углубление знаний по культуре речи; 2) повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, развивающие: 1) развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, 2) формирование умения проводить содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера; 3) формирование умения писать сочинение-рассуждение (задание 9.3)воспитывающие: 1) формирование нравственных качеств учащихся; Ход урокаI. Организационный момент. Слово учителя:-Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, повернитесь к гостям и подарите им тепло своих улыбок, а сейчас повернитесь ко мне. Садитесь.  Сегодня у нас очередной урок русского языка. И мы знаем, что любой урок важен не только для ума, но и для … (души). Я желаю всем нам хорошей работы на уроке. Передо мной- совершенно взрослые люди, которые должны понимать, что такое «плохо» и что такое «хорошо». Передо мной те, кто понимает, что жить надо по законам Жизни. Я предлагаю вам первое задание: соберите , пожалуйста, пословицы и определите, к какой Божьей заповеди их нужно отнести.Почитай отца твоего и мать твою- Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.Не убивай- Худой мир лучше доброй дракиНе кради -Лучше по миру собирать, чем чужое брать.Не завидуй - Кто чужого желает, скоро свое утратит.Учитель: Перед нами –лишь некоторые из основных законов .Чему нас учат заповеди Божии? (Чтобы люди уважали друг друга, жили в согласии и мире.)Введение в тему.Учитель: Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям. Перед вами- два стихотворения. Прочитайте и определите , что объединяет их?(выразительное чтение стихотворений, обсуждение)Тревожьтесь обо мне Разберёмся во всем, что видели,   Что случилось, что сталось в стране,   И простим, где нас горько обидели   По чужой и по нашей вине.                                             С.Есенин   Пристрастно и глубоко.    Не стойте в стороне,    Когда мне одиноко.    Желайте мне добра    И рядом и не рядом…                                        Е.ЕвтушенкоУчитель:  К чему призывают авторы этих удивительных стихотворений! О чём мы будем сегодня вести разговор? Как вы думаете, какое слово будет ключевым на нашем уроке? ( О том, как помогать людям, сочувствовать их горю, помогать в трудную минуту- о милосердии)Учитель: Правильно, ребята. Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но  и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Именно с этой творческой работой совсем скоро вам, выпускникам, предстоит справиться. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных  или авторских стилей, содержат материал для раздумий и обсуждений.Сегодня на уроке мы попробуем  выработать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут вам справиться с сочинением. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.Учитель:- Запишите число в тетрадях. Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Как я уже сказала, работать мы будем с текстом, и конечным результатом нашей работы должно стать сочинение-рассуждение.Учитель :Сформулируйте тему нашего урока. (Тема: «Обучение написанию сочинения-рассуждения 9.3 на тему «Что такое милосердие» )Учитель: Чему мы сегодня должны научиться? Сформулируйте цель. Поставьте себе задачи.III. Актуализация знаний. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний практических и умственных умений. Пошаговая подготовка к сочинению 9.3.3.1. Словарная работаУчитель:- Как вы понимаете значение слова «милосердие»?Вот какое толкование дает словарь Ожегова: МИЛОСЕРДИЕ, , ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чъему-н. милосердию.Учитель: Подберите синонимы и антонимы к этому слову.Милосердие- , доброта, отзывчивость, сердобольность. Милосердие-   бесчеловечность, равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, высокомерие, , безжалостность.Учитель: Разберите это слово по составу. О чем говорит состав слова?( «милое сердце»). Какого человека можно назвать милосердным?( доброго, чуткого, с огромным сердцем, умеющего сочувствовать чужому горю)Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста).3.2.Знакомство с текстом.(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она – помощник художника.(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.– (6)Ты кто? – спросила она парня.– (7)Шофёр, – ответил парень.– (8)А что ты здесь делаешь?– (9)Жду.– (10)Кого?– (11)Викторию Сергееву.(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:– (14)Ты её любишь?– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.– (26)Не испугался?– (27)Не успел испугаться.– (28)И не заболел?– (29)Заболел немножко.(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сейчас я организую Вам билеты.– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.– (45)Что же делать? – спросил парень.– (46)Не знаю.(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», – сказала она. – (49)«Куда?» – удивился парень. – (50)«К нам», – сказала Алиса.(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.(По Ю. Яковлеву)* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.IV. Первичное усвоение знаний. 1. Работа с текстом Ю.Я. Яковлева. Создание кластера (работа в группах) - Какие ассоциации возникают у вас? 1 группа – Алиса2 группа – Виктория - Все ассоциации, возникшие у вас, запишите в кластере. (Алиса- шесть лет, помощник художника, смелая, отзывчивая, чуткаяВиктория- артистка театра, молодая и красивая женщина, высокомерная, равнодушная, эгоистичная.V. Первичная проверка понимания.Учитель: - О чем этот текст? (О милосердии) Какую проблему поднимает Ю.Яковлев? Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (отсутствие такого чувства, как милосердие, наличие чёрствости души.-Почему актриса отказалась помочь человеку, спасшему ей жизнь?- Как бы вы поступили в этом случае?-Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?            (Стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь.)- В чем причины людского равнодушия и невнимания? (Возможно, в современном обществе забыли, что такое милосердие. 90-е годы, времена перестройки, многие люди были обмануты ваучерами, денежной реформой и т.д. В связи с этим народ стал менее доверчивым и более безжалостным, тем самым изжив милосердие в своих сердцах. В дальнейшем это отразилось на воспитании будущего поколения. Но, по моему мнению, немало людей, склонных к состраданию и проявляющих милосердие.)- Можно ли воспитать милосердие в себе? - Каких людей больше в нашей жизни, по вашему мнению, отзывчивых или равнодушных?Можете ли вы привести примеры известных милосердных людей? ( подготовленные заранее сообщения учащихся)Великомученица княгиня Елизавета Фёдоровна(православная подвижница) Свои драгоценности она отдает в казну и родственникам, а на оставшиеся средства, купив в Москве усадьбу, создает Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. При обители работала воскресная школа, библиотека, бесплатная столовая для бедных, приют для девочек сирот.Императрица Александра Фёдоровна и четыре великие княжны. Императрица Александра Фёдоровна и четыре великие княжны стали сёстрами милосердия во время первой мировой войны, а Зимний дворец превратился в госпиталь.Мать Тереза. В возрасте 12 лет девочка решила стать монахиней, в 18 вступила в конгрегацию лоретских сестер, ирландский католический орден, осуществлявший миссионерскую деятельность в Индии. Сначала она работала в школе для девочек в Дарджилинге, городе к северу от Калькутты, в течение 20 лет преподавала географию в школе св. Марии неподалеку от Калькутты, несколько лет была директором этой школы. В возрасте 36 лет почувствовала призыв оставить монастырь и служить бедным, живя среди них. В 1948 основала Орден милосердия и посвятила себя служению обездоленным жителям калькуттских трущоб. В год, когда ее конгрегация была официально признана церковью, приняла индийское гражданство (1950). К моменту, когда мать Тереза получила Нобелевскую премию, сестры ордена работали уже во многих странах.Доктор Леонид Михайлович Рошаль. В  участвовал в спасении детей, пострадавших во время . В  Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Тогда же он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи.Кроме этого, помогал детям, пострадавшим во время революции в , войн в  (),  ,  , а также во время землетрясений в ,   (),   () и  ().Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на  (): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также вёл переговоры с террористами во время . Рошаль выступал против войны в Чечне.Трагедия в Беслане 1 сентября 2004 года. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. 74 летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе спас 30 детей, но сам получил 3 пули в спину и трагически погиб.Знаменитые артисты Гоша Куценко, Сергей и Ирина Безруковы, Ольга Будина, известные писатели Олег Рой, Наталья Толстая является участниками благотворительного проекта, Чулпан Хаматова – соучредитель фонда «Подари жизнь».VI. Первичное закрепление.Мы выполнили с вами первую часть нашего задания: объяснили, что значит «милосердие» и нашли примеры подтверждения этому в тексте и жизни. А теперь нам необходимо написать сочинение на предложенную выше тему. Но сначала давайте прочитаем требования к написанию сочинения и вспомним композицию данной письменной работы.Как Вы понимаете значение слово Милосердие? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «МИЛОСЕРДИЕ — это...», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.Композиция сочинения-рассуждения:1. Тезис и комментарий к нему.2. Аргументы:а) из предложенного текста б) из жизненного опыта 3. Вывод – заключение. Беседа с учащимися6.1. — Опираясь на полученные знания, ответьте на вопрос, который вам предложен в качестве темы сочинения. Запишите свой ответ в тетради (два-три ученика отвечают). (Милосердие — это доброта в сочетании с жалостью к кому-то, желание помочь. В жизни очень важно быть милосердным, потому что это рождает ответное чувство любви и благодарноcти.6.2. — Давайте еще раз обратимся к тексту и подберём аргументы, доказывающие правоту нашего объяснения слова МИЛОСЕРДИЕ и комментария к нему. 1 вариант: Найдите предложения, в которых говорится о милосердии Алисы. Укажите номера данных предложений. Сформулируйте свою мысль на примерах указанных предложений. (История, с которой мы знакомимся в тексте Яковлева Ю.Я., конечно же о милосердии. Главной героине текста всего шесть лет, но она имеет огромное сердце, чуткое к чужой беде. Предложения № 52, 53 подтверждают это. Алисе не важно было, « что скажут дома». Она понимала, что помощь её здесь необходима, тем самым демонстрируя доброту и отзывчивость.6.3. 2 вариант: Вспомните, какие из приведенных на уроке аргументов , могли бы быть примерами милосердия в нашей жизни. Сформулируйте аргумент и прокомментируйте его. (два-три ученика отвечают).(В нашей жизни тоже немало примеров истинного милосердия. Всем известны благотворительные фонды Чулпан Хаматовой и Натальи Водяновой. Думаю, не что иное, как милосердие, подтолкнуло этих людей к решению использовать свою славу в благом деле. Результат их деятельности — тысячи спасённых жизней по всей стране и десятки детских площадок в разных районах России)6.4. Любое дело имеет свое завершение. — О чём вы будете писать в заключительной части своего сочинения?( Подведем вывод, напишем заключение сочинения)VII. Домашнее заданиеДописать сочинение на тему «Что такое милосердие? »VIII. Рефлексия «Закончи предложение…»На уроке я узнал…Самым интересным для меня сегодня было…Я хотел (а) бы пожелать своим одноклассникам… IX. Подведение итогов. Выставление оценок