Публикации Методические рекомендации по выполнению заданий ЕГЭ по биологии с использованием циклов развития животных и растений. Линия 28.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по выполнению заданий ЕГЭ по биологии с использованием циклов развития животных и растений. Линия 28.
Автор: Иван Дмитриевич Майоров

Управление образования администрации города УльяновскаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 31 имени Героев Свири»Методические рекомендации по выполнению заданий ЕГЭ по биологии с использованием циклов развития животных и растений. Линия 28.Учебно – методическое пособиеАвтор-составитель: МайоровИван Дмитриевич,Заслуженный учитель РФ,учитель биологии высшей квалификационной категории.г.Ульяновск – 2023.СодержаниеВведениеБазовый уровень обучения биологии имеет общеобразовательный характер и ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования. Данный уровень недостаточен для подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, особенно при решении заданий части 2 , так как эти задания повышенного уровня сложности.Как показали результаты экзамена прошлых лет у учащихся слабо сформированы: - знания об изменении хромосомного набора в клетках  гаметофита и спорофита водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и цветковых растений;-об образовании у растений спор в процессе мейоза, а половых клеток – в процессе митоза, что отличает их от животных; - умения сравнивать споры и половые клетки, споры и клетки спорофита; -объяснять и аргументировать особенности образования спор, половых клеток, гаметофита у растений. При ответе на подобные задания 1 балл получили 14–18%; 2 балла – 5–9%; 3 балла – 2–3% выпускников, что, несомненно, свидетельствует о высокой трудности этих заданий. Следует обратить внимание на то, что для решения задач данного типа необходимо актуализировать знания о сущности митоза и мейоза, процессах, протекающих в разных фазах, циклах развития растений разных отделов и животных разных типов . К числу недостатков в ответах экзаменуемых следует отнести отсутствие объяснений полученных в каждом случае результатов. Это отражается на качестве ответов. В школьном курсе общей биологии вопросы «Индивидуальное развитие», «Размножение организмов» и «Мейоз» являются наиболее сложными для понимания. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать решение задач с использованием циклов развития животных и растений разных уровней сложности. Использование таких задач развивает у обучающихся логическое мышление, позволяет им глубже понять учебный материал по этой теме, дает возможность преподавателям осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных знаний. В сборник включены как типовые задачи, так и задачи повышенного уровня сложности. В предлагаемом пособии рассматриваются общие принципы решения и оформления задач на жизненные циклы споровых и семенных растений, предлагаются методические приемы, облегчающие решение. Значительную часть настоящего сборника занимают задачи, которые чаще всего встречаются в ЕГЭ, что поможет обучающимся разобраться с наиболее сложными заданиями и узнать объективный уровень своих знаний. Для обучающихся, работающих самостоятельно по данному пособию, перед каждым разделом приводятся теоретические сведения о размножении животных, краткая характеристика основных отделов растений, а также включен справочный материал по разделу «Жизненные циклы растений», даны схемы с описанием жизненных циклов животных и растений. Методическое пособие может быть использовано обучающимися, молодыми специалистами, учителями общеобразовательных школ и преподавателями учебных заведений системы СПО для интенсивной подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии, а также при проведении спецкурсов и факультативов и в качестве методического руководства при самоподготовке выпускников.Раздел 2. Теоретические основы размножения и развития животныхГлава1. Размножение и развитие животных. Животные размножаются различными способами: бесполым, вегетативным и половым. Бесполое и вегетативное размножение осуществляется без участия половых клеток. Бесполым способом размножаются одноклеточные организмы (амеба, инфузория, малярийный паразит и др.). Вегетативное размножение осуществляется в результате отщепления от материнского организма многоклеточных частей (кишечнополостные, кольчатые черви и др.).Половое размножение происходит с участием половых клеток (гамет), после слияния которых образуется оплодотворенная яйцеклетка. Особым типом размножения является партеногенез, когда новый организм развивается из неоплодотворенной яйцеклетки. У некоторых животных происходит чередование поколений. В своем жизненном цикле каждый организм животного проходит стадии индивидуального развития (онтогенез), а именно:
  • эмбрионального развития;
  • бесполовозрелая (с момента рождения до половой зрелости);
  • половозрелая;
  • старения.
  • Эмбриональное развитие начинается с оплодотворения яйцеклетки, ее дальнейшего дробления с образованием бластулы (состоит из одного ряда клеток), которая, развиваясь, образует зародышевые листики — гаструла, из зародышевых листков образуются ткани и органы взрослой особи. Процесс образования тканей называется гистогенезом, а процесс формирования органов — органогенезом. Завершается эмбриональное развитие образованием зародыша. У многих животных эмбриональное развитие заканчивается образованием личинки, отличающейся от взрослых особей не только строением, но и способом жизни. Такой способ развития (от личинки до взрослой особи) называют метаморфозом или непрямым. Развитие, когда молодые особи рождаются похожими на взрослых, называется прямым.Каждому виду организмов свойственен только его жизненный цикл — совокупность и последовательность развития отдельных фаз. Он может быть простым (при прямом развитии) и сложным, который связан с метаморфозом, чередованием поколений. Животным свойственен такой процесс, как регенерация — возобновление утраченных или поврежденных органов, а также обновление целого организма из его части. Например, у гидры организм может быть обновлен с 1/200 его части, у планарии — с 1/100, у ящерицы может быть обновлен хвост и т. д. С повышением уровня организации животных способность к регенерации уменьшается.Цикл разви́тия — понятие, связанное с возникновением . У размножение простым делением может идти бесконечно, но для большинства организмов можно принять за правило, что за размножением клеток делением, в течение того или другого периода времени, должно следовать соединение двух клеток различного происхождения (конъюгация, копуляция, оплодотворение, то есть, говоря вообще, половой процесс). Появление полового процесса определяет границу двух соседних Ц., и самое развитие получает характер циклического. У большинства простейших между двумя половыми процессами вставляется ряд последовательных делений. Иногда у простейших форма размножения, следующая непосредственно за половым процессом, и даже взрослая форма, получаемая в результате процесса, отличаются от следующей за ней формой размножения и получаемой в её результате взрослой формой, так что появляется или чередование форм размножения, или чередование поколений (фораминиферы). У многоклеточных форм Ц. размножения в его замкнутой и наиболее чистой форме встречается у высших, у которых размножение совершается исключительно половым путём. Ц. развития начинается оплодотворением, затем происходит развитие в тесном смысле слова, потом половая зрелость, которая приводит опять к оплодотворению. Но у многих животных между двумя оплодотворениями вставляется ряд поколений, размножающихся девственно (см. Партеногенез) или бесполым путём (см. Размножение животных), и возникают, таким образом, различные формы чередования поколений. Однако есть организмы (как некоторые растения), которые всегда размножаются бесполым путём (отводками), а равно есть формы, у которых самцов не найдено, и которые, может быть, размножаются всегда партеногенетически. Ц. развития таких форм является незамкнутым, и размножение их может быть названо ациклическим. Одни животные совершают свой Ц. в течение многих лет, другие — правильно дают один Ц. в течение года (моноциклические формы), третьи — в течение года дают несколько Ц. (полициклические формы). Иногда возобновление нового Ц. зависит от изменения условий, напр., ухудшения условий питания (афиды), и вообще каждый вид усваивает себе такой Ц., который наиболее удобен при данных условиях существования, что всегда хорошо видно на различных видах дафнид (по наблюдениям Вейсманна). Таким образом, понятие о Ц. развития отнюдь не совпадает с понятием о жизненном Ц. особи, который тоже может начинаться половыми процессами, но может начинаться и иным путём, приводящим к возникновению новой особи и заканчивается смертью данной особи.ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ животных — совокупность фаз развития, или период жизни организма, в процессе прохождения которого организм становится способным дать начало новому поколению. Различают два основных типа Ж. ц.: прямое развитие, при котором развитие животного происходит без превращений, и развитие со сменой поколений, или (см.). При прямом развитии усложнение организма происходит постепенно и отдельные стадии его развития не имеют больших морфофункциональных отличий. При развитии с метаморфозом личиночные стадии существенно отличаются от взрослых в морфофункциональном отношении; их значение в Ж. ц. также различно. Так, личинки бабочек или комаров имеют специфическую форму и строение тела, специализированные органы дыхания, пищеварения и передвижения, не свойственные взрослым особям. У некоторых животных Ж. ц. включает состояние физиологического покоя, являющегося эволюционно выработанным приспособлением к переживанию неблагоприятных для жизнедеятельности условий окружающей среды (см. , , ). Длительность Ж. ц. определяется продолжительностью развития отдельных фаз, наличием или отсутствием диапаузы и т. д. У одних организмов Ж. ц. завершается быстро, и эти организмы дают несколько генераций в сезон, у других Ж. ц. растягивается на несколько лет. Ж. ц. простейших одноклеточных организмов характеризуется обычно чередованием бесполого и полового поколений и заканчивается делением клетки и образованием двух дочерних. У многоклеточных организмов основной тип Ж. ц. связан с половым размножением; зигота, как правило, образует одну взрослую особь. Чередование поколений возникает лишь как адаптация к (см.). При этом в течение Ж. ц. сменяется последовательно несколько морфологически различных фаз (напр., у бычьего солитера: яйцо — онкосфера — финка — взрослый цепень). Чередование фаз на протяжении Ж. ц. многих паразитов сопровождается сменой хозяев — жизнь одного поколения протекает в теле одного хозяина, другого поколения — другого и т. д. Одни виды паразитирующих животных, развивающихся с обязательной сменой хозяев, на каждом этапе своего Ж. ц. могут паразитировать либо на одном единственном виде хозяина, либо на нескольких близких видах. Нередко Ж. ц. паразита оказывается детально приспособленным к Ж. ц. своего хозяина. Изучение Ж. ц. различных животных имеет большое значение для мед. практики. Знание Ж. ц. хозяев и паразитов позволяет точнее понять этиологию и патогенез различных заболеваний человека и животных, дает возможность разрабатывать эффективные меры борьбы и профилактики с этими заболеваниями. Изучение особенностей годового цикла жизни ряда переносчиков (их фенологии, численности, гонотрофических циклов, возрастного состава и т. д.) позволяет выбрать оптимальную тактику и время проведения мероприятий в каждом отдельном р-не, получить наибольший эффект с минимальной затратой сил и средств. Изучение Ж. ц. гельминтов легло в основу учения К. И. Скрябина о (см.) и (см.). Изучение Ж. ц. возбудителей и переносчиков ряда инфекционных и инвазионных заболеваний легло в основу учения Е.Н. Павловского о (см.) и разработок мер борьбы и профилактики многих (см.). Библиография: Догель В. А. Общая паразитология, Л., 1962; Курс зоологии, под ред. Б. С. Матвеева, т. 1—2, М., 1966; Павловский E. Н. Руководство по паразитологии человека, т. 1—2, М.—Л., 1946—1948 При написании этой статьи использовался материал из (1890—1907).Глава 2.Простые и сложные жизненные циклыСЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ : половое поколение (2n) Бесполое поколение (n) Размножающийся полип (2n) мейоз Гаметы (n) Зигота (2n) Полип (2n) медуза Глава 3. Жизненные циклы животных.Цикл развития медузы: зигота планула (личинка) полип-бесполое размножение эфира (молодая медуза) поперечная сегментация полипа взрослая медуза (раздельнополые) или 2n 2n 2n 2n 2n 2n. Взрослая медуза путём мейоза формирует гаметы (n). Гаметы через рот выходят наружу, где сливаются - образуется зигота. Из зиготы развивается личинка – планула. Планула, поплавав, прикрепляется к субстрату и развивается полип. Полип начинает размножаться бесполым путём: почкование; стробиляция (поперечная сегментация) – образуются эфиры (молодые медузы) половое поколение. гаметогенез (n) половое поколение- бесполое поколение.Цикл развития малярийного плазмодия:(в теле человека (шизогония) в теле комара (спорогония)). Цикл развития малярийного плазмодия: 1.Клетки паразита (спорозоиты) попадают в тело при укусе комара. 2.Размножаются бесполым путём (шизогония) в клетках сосудов и печени (образуются мерозоиты).3.Мерозоиты внедряются в эритроциты (каждые три дня) и там размножаются, образуя гаметоциты. 4.Гаметоциты, попадая в желудок комара, созревают, становясь гаметами. 5.Гаметы, сливаясь, образуют зиготу 6.Зигота мейотически делится, образуя спорозоиды.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАСЕКОМЫХ.Неполное превращение:яйцо личинка (нимфа) куколка отсутствует половозрелая особь (имаго):веснянки, стрекозы, вши, пухоеды, тараканы, прямокрылые. Полное превращение: яйцо личинка: (гусеница- коретра -ложногусеница мотыль- опарыш проволочник крыска) куколка пупарий половозрелая особь имаго (жужелицы, плавунцы, сетчатокрылые, двукрылые, перепончатокрылые, жуки, наездники, пилильщики) Цикл развития печёночного сосальщика:зигота (с навозом на землю попала) личинка с ресничками в воде ищет большого прудовика личинка хвостатая в воде плавает циста (личинка к травинке приклеилась и хвост откинула) циста с травой попадает вместе с пищей в травоядное животное.Цикл развития печёночного сосальщика: половозрелая особь в теле постоянного хозяина - яйца (зиготы) - личинка с ресничками развитие личинок в теле малого прудовика (промежуточный хозяин) - личинка с хвостиком (свободноплавающая) - циста личинка прикреплённая к траве.Цикл развития бычьего цепня: проглоттиды (ползают по земле и рассеивают яйца уже содержащие личинки) - онкосфера (шестикрючная личинка) - в пищеварительной системе яйцо (с личинкой) финна в пищеварительной системе основной хозяин (хищник или всеядный) - финна (с вывернутой головкой) в тонком кишечнике взрослый червь в просвете кишечникаЦикл развития бычьего цепня: финна в мышцах яйцо (с личинкой) онкосфера (шестикрючная личинка) в пищеварительной системе -финна (с вывернутой головкой) в тонком кишечнике- проглоттиды (ползают по земле и рассеивают яйца уже содержащие личинки) взрослый червь в просвете кишечника Раздел 2. Словарь основных терминов и понятий Антери́дий (от греч. άνθηρός — «цветущий» и ιδιον — уменьшительный суффикс) — мужской гаметангий водорослей и высших растений. Содержит мужские гаметы — сперматозоиды (водоросли, споровые растения).Архего́ний, или Архегония (др.-греч. ἀρχή — начало, γονή — потомство) — женский орган полового размножения у высших споровых (мохообразные,папоротниковидные и пр.) и голосеменных растений, многоклеточный орган полового размножения гаметофитов; гаметангий, в котором развиваются женские гаметы — яйцеклетки.Гаметы (n) – половые гаплоидные клетки, с помощью которых происходит половое размножение.Гаметофит (n) – половое поколение растений, где образуютсягаметы. — закономерная смена всех поколений (онтогенезов), характерных для данного вида живых организмов.Заросток — проталлий (prothallium), половое поколение (гаметофит) у высших споровых растений (плаунов, хвощей, папоротниковидных). Развивается из споры и образует мужские (антеридии) и женские (архегонии) половые органы.Зигота (2n) – оплодотворенная яйцеклеткаМейоз – редукционное деление эукариотических клеток, при котором число хромосом в ядре уменьшается вдвое.макроспорогенез - развитие у гетероспоровых высших растений мегаспор в мегаспорангиях в результате мейоза; обычно из макроспороцита (или материнской клетки мегаспор) образуется тетрада мегаспор.Митоз – способ деления эукариотических клеток, в результате которого образуются две клетки с точно таким же набором хромосом, как у материнской.Микроспорогенез— (от микро..., спора и ...генез), развитие микроспор у разноспоровых папоротниковидных и семенных растений. Происходит в микроспорангиях, где после митотич. деления диплоидных клеток археспория образуются микроспороциты, делящиеся путём мейоза.Редукционное деление клетки - деление ядра эукариотической клетки уменьшением числа хромосом в два раза.Оплодотворениеэто процесс слияния мужской и женской половых клеток, в результате которого образуется одна клетка, являющаяся началом нового организма.Споры (n) – неполовые гаплоидные клетки, с помощью которых бесполым способом размножаются водоросли, мхи, папоротники, грибы.Спорофит (2n) – бесполое поколение растений, где образуются споры. —   спорогенез, процесс образования спор (См. Споры). У растительных организмов прокариотов (См. Прокариоты), клетки которых не имеют типичных ядер, споры могут возникать: из целой клетки, накопившей питательные вещества и утолщившей оболочку.Яйцеклетка (науч. ооцит, реже овоцит) — женская , , а также многих и других , которым свойственна .Раздел 3.Чередование поколений в цикле развития растений. Бесполое поколение – спорофит (2n) → мейоз (редукционное деление) →споры (n) →половое поколение – гаметофит (n), заросток →митоз →гаметы (n) →зигота (2n) → бесполое поколение→ спорофит (2n)Глава 1. Отдел водоросли. Чередование поколений у хламидомонады и многоклеточной зеленой водоросли улотрикса.Водорослинизшие растения, населяющие преимущественно водную среду — текучие, стоячие, морские соленые и пресные водоемы. Водоросли могут жить и на суше в пленке воды. В основном это почвенные водоросли и водоросли, обитающие на других растениях.Размер: 25 мкм – 50 м.Нет настоящих тканей, вегетативных органов. Автотрофы. Запасные вещества – крахмал, масла.В клетках есть все органеллы, типичные для растительной клетки, но носители пигментов – не пластиды, а хроматофоры (в которых есть, кроме хлорофилла, пигменты синего, красного, бурого, желтого цвета, которые дополняют оранжево-красные участки солнечных лучей, не проходящих через толщу воды, что позволяет водорослям обитать на больших глубинах).Тело:Одна клетка (хлорелла, хламидомонада)Колония клеток (вольвокс)Слоевище  (тело, не разделенное на органы и ткани) – неклеточное (каулерпа, вошерия), нитчатое (спирогира, улотрикс), сложнорасчлененное (ламинария)Размножение: вегетативное (частями таллома), бесполое (спорами и зооспорами), половое (слияние гамет, конъюгация)Отделы:ДиатомовыеЭвгленовыеЗеленыеБурыеХаровыеКрасныеЗначение:в основном, все пищевые цепи в морях и океанах начинаются с планктонных водорослейучаствуют в построении коралловых рифовбольшое хозяйственное значение: в пищевой, фармацевтической и парфюмерной промышленностидля получения биомассы как дополнительного источника белка, витаминов и биостимуляторов для животноводстваслужат сырьем для получения ценных органических веществ: спиртов, лака, аммиака, органических кислот, йода, брома (бурые), агар-агара (красные). Глава 2. Отдел моховидные. Жизненный цикл мха. Чередование поколений у мохообразных.Отдел моховидные — обособленная группа высших растений, развитие которой привело к эволюционному тупику, т.к. в их жизненном цикле  гаплоидный гаметофит преобладает над спорофитом.  По своему строению и образу жизни мхи являются как бы связующим звеном между низшими и высшими растениями.Моховидные существовали уже в каменноугольном периоде.Это в основном многолетние растения, широко распространенные во влажных местообитаниях, — на болотах, в лесах, на сырых лугах, в воде. Обычно размеры мхов составляют от 1 мм до 20—40 см. Водные и эпифитные мхи имеют стебли до 60 см и более.По строению мхи представляют собой слоевище или же имеют стебель и листья.Характерный признак мхов — отсутствие корней и сосудисто-проводящих пучков. Всасывание воды и прикрепление к субстрату осуществляются ризоидами — выростами эпидермиса.Классы:печеночные мхи, или печеночники (маршанция)антоцеротовыелистостебельные мхи (кукушкин лен, сфагнум).Размножаются мхи бесполым, половым и вегетативным способами.  На растении образуются архегонии с яйцеклетками и антеридии со сперматозоидами(на верхушках стеблей). При наличии капельно-жидкой влаги сперматозоиды с токами воды            переносятся к архегониям и оплодотворяют яйцеклетки                  зигота           диплоидная коробочка на ножке – спорофит (живущий за счет гаметофита). В коробочке специальная спорогенная ткань делится путем мейоза гаплоидные споры  выпадают на почву из них вырастают предростки (протонемы, похожие на водоросли), на них – новые гаплоидные растения мха.Вегетативное размножение мхов осуществляется специальными выводковыми почками, подземными побегами, участками вегетативного тела.Мхи образуют залежи торфа, играют роль в природе как накопители влаги и регуляторы водного баланса лесов. Глава 3. Отдел папоротниковидные. Цикл развития папоротника. Чередование поколений у папоротникообразных.Отдел папоротниковидные произошли от риниофитов в девоне и достигли расцвета в каменноугольном периоде палеозойской эры, когда занимали на суше огромные территории. В настоящее время папоротниковидные сохранились   в виде травянистых растений в лесах умеренной зоны и в виде древовидных форм и лиан в тропиках. Это многолетние растения, возраст отдельных особей составляет 300 лет и более. Тело: стебли (у трав – корневища), придаточные корни, листовидные органы – вайи, на которых расположены спорангии, где путем мейоза образуются гаплоидные споры.  Из спор на почве развиваются заростки (обоеполые гаплоидные гаметофиты) в виде зеленой пластинки с ризоидами. На них формируются гаметангии – антеридии и архегонии. С водой сперматозоиды из антеридиев переносятся в архегонии, оплодотворяют яйцеклетку. В результате образуется зигота, из которой вырастает новый папоротник – диплоидный спорофит.В цикле развития папоротников преобладает бесполое поколение — спорофит (растение с крупными листьями, на котором образуются спорангии со спорами), гаметофит сильно редуцирован.Семенные папоротники в настоящее время вымерли, они являются родоначальниками более высоко организованных растений — голосеменных. Наиболее широко распространенный в настоящее время вид папоротников — щитовник мужской.В процессе эволюции число спор в спорангиях прогрессивно уменьшается. Многие виды папоротников (равноспоровые) образуют споры, одинаковые по строению и физиологическим свойствам. Из таких спор при прорастании развивается обоеполый гаметофит — заросток. У разноспоровых папоротников спорангии образуют споры неравной величины: мелкие микроспоры и более крупные мегаспоры. Из микроспор развиваются мужские гаметофиты, продуцирующие сперматозоиды, из мегаспор — женские гаметофиты (гаметофиты однополые, имеют более простое строение). Биологические преимущества разноспоровости заключаются в том, что гаметофит развивается внутри споры за счет накопления в ней питательных веществ.Папоротники используют в хозяйстве как источник соединений азота, употребляют в пищу, корневище щитовника—в медицинских целях. Глава 4. Отдел голосеменные. Цикл развития сосны. Чередование поколений у голосеменных.Отдел голосеменные— растения, размножающиеся семенами, но не образующие плодов. Семена лежат открыто (голо) на семенных чешуях шишек.Шишки бывают: семенные (дающие семена), пыльниковые (дающие пыльцу)Семя образуется в мегаспорангии (семязачаток или семяпочка). Мегаспора постоянно находится внутри мегаспорангия: здесь развивается женский гаметофит, образуется яйцеклетка и происходит оплодотворение. Из оплодотворенной яйцеклетки формируется зародыш, а сам семязачаток превращается в семя.Следовательно, процесс оплодотворения у семенных растений не нуждается в воде, и это громадное преимущество обусловило их повсеместное распространение и превратило в доминирующие группы во всех биоценозах. В связи с этим мужские гаметы (спермии), возникающие внутри микроспоры, утрачивают органоиды движения — жгутики и теряют подвижность.Классы:семенные папоротники, беннеттитовые, (полностью вымерли), саговниковые, гнетовые, гинкговые, хвойные.Наиболее широко голосеменные были распространены в конце палеозойской и в мезозойскую эру. В конце каменноугольного периода на Земле климат изменился в сторону сухости и похолодания. Голосеменные растения оказались наиболее приспособленными к новым суровым условиям. Большинство голосеменных относятся к древесным или кустарниковым вечнозеленым растениям. Травянистых растений среди голосеменных нет. Наиболее распространены хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр, кипарис, можжевельник).Современные голосеменные характеризуются наличием мелких листьев, чаще всего в виде иголок (хвоинок). Только вымершие виды голосеменных и небольшая группа представителей более древних, поныне живущих голосеменных (саговники), имеют крупные листья. Листья у листопадных видов (лиственница) мягкие, плоские, располагаются спирально или пучками.Стебель включает: кору (очень тонкая), древесину (заполняет почти всю массу ствола; содержит очень мало паренхимы и на 90% представлена проводящей тканью — трахеидами, не имеет сосудов. Фильтрация жидкости с помощью трахеид осуществляется через поры, наибольшее число которых сосредоточено на концах трахеид, в местах соединения клеток).  В коре и древесине имеются смоляные ходы, заполненные эфирными маслами, смолой. Большинство хвойных в стволе имеют кольца прироста древесины, обусловленные сезонной периодичностью активности камбия, слабо выраженную сердцевину (развита слабо) У хвойных стержневой корень, от которого отходят боковые. Корни часто образуют микоризу.Размножаются: преимущественно семенами, очень редко вегетативно. Процесс оплодотворения у них значительно усложнен.У более древних представителей голосеменных (саговники, гинкго) оплодотворение женских клеток происходит сперматозоидами, которые имеют жгутики, но передвижение их происходит не в воде, а в жидкости особой пыльцевой камеры. В процессе же эволюции у большинства представителей голосеменных (сосна, ель, кедр, кипарис и др.) сперматозоиды заменяются спермиями, которые утрачивают жгутики. Они пассивно передвигаются к яйцеклетке пыльцевыми трубками. Такой процесс оплодотворения голосеменных является результатом лучшего приспособления к наземному образу жизни, при котором растения не всегда располагают водой, необходимой для переноса сперматозоидов.У голосеменных происходит чередование двух поколений — бесполого (спорофита) и полового (гаметофита).Преобладает спорофит само растение. Половое поколение — гаметофит — у голосеменных еще в большей степени редуцировано, чем у их предшественников — папоротников: женский гаметофит состоит из заростка и архегониев, мужской гаметофит представляет собой проросшую микроспору и в отличие от предшествующих высших споровых растений совершенно лишен антеридиев.Мужские спорангии — пыльники и женские — семязачатки развиваются на чешуях соответственно мужских и женских шишек: мужская шишка (зеленые) состоит из оси, одетой чешуйками, на нижней стороне которых – два микроспорангия (пыльцевых мешка). В них в результате мейотических делений возникают гаплоидные  мелкие микроспоры, дающие начало сильно редуцированному гаметофиту, состоящему из  3 клеток – вегетативной, генеративной и базальной.  Гаметы – 2 спермия – образуются при делении генеративной клетки. Мужской заросток с двумя спермиями – пыльцевое зерно (пыльца, формируется в пыльцевых мешках мужских шишек).Женские шишки (красноватые) также состоят из оси, на которой расположены семенные чешуйки, они возникают на концах побегов текущего года. Чешуи состоят из двух частей: наружной — кроющей и внутренней — семенной. На семенных чешуях формируются по два семязачатка (семяпочки) – выполняет функцию спорангия. Споры из спорангия не выпадают наружу, а прорастают внутри него. Обычно из 4 спор прорастает одна, остальные разрушаются. Из крупной мегаспоры образуется женский заросток с 2 архегониями, в каждом – по 1 яйцеклетке. Семязачатки с женскими заростками находятся на чешуях женских шишек.Выбрасываемая из пыльцевых мешков пыльца (мужской гаметофит) при помощи ветра попадает на женскую шишку и прилипает, так как семяпочки выделяют сахаристую липкую жидкость. При прорастании пыльцевого зерна образуется пыльцевая трубка, врастающая в архегонии, и освобождает спермии, которые по трубке проводятся к яйцеклетке. Через 12—14 месяцев происходит внутреннее оплодотворение (одним спермием, второй разрушается) без участия воды.Далее внутри семяпочки из зиготы развивается зародыш — уже следующее поколение спорофита, хорошо защищенное внутри семени (образуется из всего семязачатка в целом).Попав в благоприятные условия, семя прорастает и дает новый спорофит, который вырастает в дерево.Таким образом, расселение голосеменных осуществляется с помощью зачатков спорофита — семян. В отличие от покрытосеменных питательная ткань семени у голосеменных растений — гаплоидна (а не триплоидна). Семязачатки и семена развиваются открыто — на верхней поверхности семенных чешуи женских шишек. Глава 5. Отдел покрытосеменные. Микро- и мегаспорогенез, двойное оплодотворение у покрытосеменного растения. Чередование поколений у покрытосеменных. Соотношение бесполого и полового поколений в циклах развития растений.Отдел покрытосеменные- самый крупный отдел растений, в составе которого выделяется 2 класса, 533 семейства, около 13000 родов и не менее 250000 видов.Достоверные остатки покрытосеменных известны из мелового периода мезозойской эры по находкам вегетативных и репродуктивных структур и органов - древесины, листьев, цветков, плодов и пыльцы. Более ранние остатки домелового периода, которые описывались как принадлежащие покрытосеменным, после более тщательной проверки оказались либо неправильно определенными и классифицированными, либо не точно установлен их возраст. Некоторые ученые допускают возможность появления некоторых покрытосеменных на границе юрского и мелового периодов.Покрытосеменные, являясь самыми молодыми по времени появления на Земле, стали самой многочисленной и распространенной по земному шару, наиболее приспособленной к наземным условиям существования группой, часто доминирующей в различных сообществах и типах растительности. Это настоящие «победители в борьбе за существование», как их образно назвал М.И. Голенкин.Особенности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений.Они касаются цикла развития, репродуктивных структур и вегетативных органов и возникли в процессе приспособления к условиям жизни на суше.Особенности цикла развития. Покрытосеменные, как и голосеменные, характеризуются наличием в цикле развития диплоидной (спорофит) и гаплоидной (гаметофит) фаз. Абсолютно преобладающей является диплоидная фаза, или бесполое поколение (спорофит). Гаплоидная фаза - гаметофит, не является самостоятельным поколением, а «вклинивается» в общую последовательность жизненного цикла в виде сильно редуцированного мужского гаметофита - пыльцевого зерна, и женского гаметофита - зародышевого мешка. Важная особенность цикла развития - крайняя редукция мужского и женского гаметофитов, отсутствие антеридиев и архегониев.Пыльцевое зерно имеет только две клетки, которые образуются в результате деления ядра микроспоры: вегетативную (клетка трубки) и генеративную (спермиогенная) клетки. Из спермиогенной клетки образуются два спермия.Женский гаметофит претерпел значительное упрощение по сравнению с гаметофитом голосеменных. При его формировании происходит всего три митотических деления, которые претерпевает ядро мегаспоры и его производные. В конечном итоге в семяпочке образуется 8-ми ядерный семиклеточный зародышевый мешок - женский гаметофит. В нем на микропилярном полюсе находятся 3 клетки, составляющие яйцевой аппарат, из них средняя - яйцеклетка и 2 прилегающие к ней с боков - клетки-спутницы (синергиды). В центре зародышевого мешка образуется центральная клетка при слиянии двух полярных ядер, а на халазальном полюсе расположены 3 клетки антиподы. Таким образом, сокращается продолжительность гаплоидной фазы и формирования структур, участвующих в процессе оплодотворения.Своеобразие покрытосеменных состоит в том, что только в этой группе растений происходит процесс двойного оплодотворения. Суть его заключается в том, что один из спермиев сливается с яйцеклеткой с образованием диплоидной зиготы, из которой развивается зародыш, а второй спермий - с диплоидным ядром центральной клетки, и в результате образуется триплоидное ядро первичной клетки эндосперма, который является питательной тканью. В отличие от голосеменных эндосперм не принадлежит гаметофиту. Развитие зародыша и питательной ткани происходит сбалансированно.Важнейшей особенностью покрытосеменных является наличие цветка - многофункционального комплексного органа, присущего только этой группе. По своей морфологической природе он представляет собой видоизмененный укороченный первоначально спороносный побег, обеспечивающий образование репродуктивных структур, а также прохождение всех процессов, связанных с семенным размножением.Основные элементы цветка - это микро- и мегаспорофиллы. Микроспорофиллы, видоизменённые в тычинки, несут на тычиночной нити пыльник, состоящий обычно из двух половинок. Каждая половинка пыльника — это два сросшихся микроспорангия (два гнезда). Мегаспорофиллы занимают центральную часть цветка и образуют при срастании между собой один пестик, либо остаются свободными - несколько пестиков. Кроме этих изначально спороносных элементов цветка, снаружи имеется покров в виде листовидных образований - околоцветник, который может быть простым или двойным, состоящим из чашечки и венчика. Тычинки и пестики могут располагаться в разных цветках.Существует огромное разнообразие цветков, которое возникло в результате выработки приспособлений к эффективному выполнению различных функций, Присущих этому органу. В нем (или в них) происходят в строгой последовательности следующие процессы: образование микро- и мегаспор; микро- и мегаспорогенез; формирование мужского и женского гаметофитов, продуцирующих гаметы; обеспечивается перенос пыльцы, её прорастание и доставка спермиев в зародышевый мешок посредством пыльцевой трубки; двойное оплодотворение; развитие зародыша и запасной питательной ткани. Завершающим этапом является образование семян, заключенных в плод, их рассеивание и распространение в пространстве.Большое значение имеет форма и характер поверхности пыльцевых зерен, отличающихся огромным разнообразием. Оно возникло в результате приспособления к различным агентам переноса пыльцы, обеспечивающего перекрестное опыление. Насекомоопылению способствуют нектарники.У многих растении имеются соцветия, которые обеспечивают успешное массовое перекрестное опыление цветков, повышающее семенную продуктивность растений.Немаловажную роль выполняет околоцветник, привлекающий своей окраской, формой, величиной насекомых и других животных (колибри) как опылителей. Рыльце пестика, воспринимающее пыльцу, своими выделениями удерживает пыльцевые зерна и стимулирует их прорастание. Столбик пестика способствует передвижению пыльцевой трубки, наличие рыльца и столбика повышает избирательность генеративных структур, завязь создает защиту и благоприятную влажную среду для развивающихся в ней семяпочек. Из завязи образуется плод, в котором находятся семена, число которых от одного до нескольких сотен. Наличие плода - одна из характерных особенностей отдела, отраженная в названии покрытосеменные. В процессе эволюции выработалось большое разнообразие плодов, что создает оптимальные возможности для расселения растений. Этому способствуют также многообразные связи с разными группами животных как агентов для распространения семян (птицы, млекопитающие, муравьи ит.д.). Происходила сопряженная эволюция мира покрытосеменных и мира животных, само существование некоторых групп животных было бы невозможно без цветковых.Приспособления к жизни на суше касаются также и вегетативных органов. Следует отметить важнейшие из них:• у большинства покрытосеменных имеются настоящие сосуды - самые совершенные водопроводящие элементы ксилемы;• во флоэме образуются, помимо ситовидных трубок, клетки спутницы, облегчающие отток органических веществ в другие ткани;• разнообразие морфологического и анатомического строения вегетативных органов; наличие видоизменений органов; их многофункциональность; (корневища, клубни, луковицы и др.);• богатство жизненных форм;• интенсивность прохождения этапов индивидуального развития (онтогенеза), высокая интенсивность размножения, в том числе вегетативного;• богатство и разнообразие биохимического состава, который обеспечивает устойчивость к неблагоприятным факторам среды.Совокупность всего разнообразия приспособлений, возникших в процессе эволюции в условиях наземного существования позволило покрытосеменным занять господствующее положение в растительном покрове земного шара.Соотношение бесполого и полового поколенийв циклах развития растенийРаздел 4. Решение и оформление задач на жизненные циклы споровых растений.Информационная справка.В жизненном цикле зелёных водорослей преобладает гаметофит (n), то есть клетки их слоевища гаплоидны (n). При наступлении неблагоприятных условий (похолодание, пересыхание водоёма) происходит половое размножение – образуются гаметы (n), которые попарно сливаются в зиготу (2n). Зигота (2n), покрытая оболочкой зимует, после чего при наступлении благоприятных условий делится мейозом с образованием гаплоидных спор (n), из которых развиваются новые особи (n).Пример 1. Какой набор хромосом характерен для клеток слоевища улотрикса и для его гамет? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.Элементы ответа:1. В клетках слоевища гаплоидный набор хромосом (n), они развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.2. В гаметах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток слоевища с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.Информационная справка.У мхов в цикле развития преобладает половое поколение (n). Листостебельные растения мхов – раздельнополые гаметофиты (n). На мужских растениях (n) формируются антеридии (n) со сперматозоидами (n), на женских (n) – архегонии (n) с яйцеклетками (n). С помощью воды (во время дождя) сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), происходит оплодотворение, возникает зигота (2n). Зигота находится на женском гаметофите (n), она делится митозом и развивается спорофит (2n) – коробочка на ножке. Таким образом, спорофит (2n) у мхов живёт за счёт женского гаметофита (n). В коробочке спорофита (2n) путём мейоза образуются споры (n). Мхи – разноспоровые растения, различают микроспоры – мужские и макроспоры – женские. Из спор (n) путём митоза развиваются сначала предростки, а затем взрослые растения (n).Пример 2.. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.Элементы ответа:1. В гаметах мха кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из антеридиев (n) и архегониев (n) мужского и женского гаметофитов с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток спорофита - коробочки на ножке с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.Пример 3. Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки? Элементы ответа:1) Гаметофит и гаметы сфагнума гаплоидны, и набор хромосом, и количество ДНК в клетках отвечают формуле nc. 2) Гаметофит образуется из споры, которая образуется в результате мейоза из тканей спорофита. 3) Спора делится митозом, образуя гаметофит.Информационная справка.У папоротников (также хвощей, плаунов) в жизненном цикле преобладает спорофит (2n). На нижней стороне листьев растения (2n) развиваются спорангии (2n), в которых путём мейоза образуются споры (n). Из споры (n), попавшей во влажную почву, прорастает заросток (n) – обоеполый гаметофит. На его нижней стороне развиваются антеридии (n) и архегонии (n), а в них путём митоза образуются сперматозоиды (n) и яйцеклетки (n). С капельками росы или дождевой воды сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), образуется зигота (2n), а из нее – зародыш нового растения (2n). Пример 4. Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.Элементы ответа:1. В клетках листьев папоротника диплоидный набор хромосом (2n), так они, как и всё растение, развиваются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.2. В клетках заростка гаплоидный набор хромосом (n), так как заросток образуется из гаплоидной споры (n) путём митоза.Раздел 5. Решение и оформление задач на жизненные циклы семенных растений.Информационная справка.Листостебельное растение голосеменных растений – спорофит (2n), на котором развиваются женские и мужские шишки (2n). На чешуйках женских шишек расположены семязачатки – мегаспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – эндосперм (n) с двумя архегониями (n). В архегониях образуются 2 яйцеклетки (n), одна погибает. На чешуйках мужских шишек располагаются пыльцевые мешки – микроспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются микроспоры (n), из них развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной) и двух воздушных камер. Пыльцевые зёрна (n) (пыльца) ветром переносятся на женские шишки, где митозом из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n). Один спермий погибает, а второй участвует в оплодотворении, образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n).В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (n).Пример 1. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.Элементы ответа:1. В клетках пыльцевого зерна гаплоидный набор хромосом (n), так как оно образуется из гаплоидной микроспоры (n) путём митоза.2. В спермиях гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.Информационная справка.Покрытосеменные растения являются спорофитами (2n). Органом их полового размножения является цветок. В завязи пестиков цветка находятся семязачатки – мегаспорангии (2n), где происходит мейоз и образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – зародышевый мешок из 8 клеток (n), одна из них – яйцеклетка (n), а две сливаются в одну – крупную (центральную) клетку с диплоидным набором хромосом (2n).В микроспорангиях (2n) пыльников тычинок путём мейоза образуются микроспоры (n), из которых развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной).После опыления из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n) и центральной клетке (2n) . Один спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n). Второй спермий (n) сливается центральной клеткой (2n) с образованием триплоидного эндосперма (3n). Такое оплодотворение у покрытосеменных растений называется двойным.В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (3n).Пример 2.Соматические клетки яблони имеют 34 хромосомы. Определите число хромосом в клетках листьев и в ядрах клеток женского гаметофита (зародышевом мешке) яблони. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.Элементы ответа:1) клетки листьев яблони (соматические клетки) имеют двойной набор хромосом – 34, так как взрослое растение развивается из зародыша (зиготы) путем митоза;2) женский гаметофит (зародышевый мешок) имеет шесть гаплоидных клеток (из них одна яйцеклетка) с набором хромосом – 17, и одну центральную диплоидную клетку, в которой 34 хромосомы;3) женский гаметофит образуется из гаплоидной мегаспоры путем трех митотических делений, в результате которых образуются 8 гаплоидных клеток, две из них сливаются и образуют центральную диплоидную клетку зародышевого мешкаПример 3.Соматические клетки кукурузы имеют 20 хромосом. Какой хромосомный набор содержат клетки верхушки корня и генеративной клетки пыльцы кукурузы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.Элементы ответа:1) число хромосом клетки верхушки корня – 20, а генеративной клетки пыльцы – 10;2) клетки корня образуются в результате митоза из клеток зародыша;3) генеративная клетка пыльцы образуется в процессе митоза из гаплоидной микроспоры при прорастанииПример 4. Какой хромосомный набор характерен для клеток зоны деления корня и мегаспоры семязачатка цветкового растения, из которой развивается восьмиядерный зародышевый мешок? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.Элементы ответа:1) набор хромосом клетки зоны деления корня – 2n; мегаспоры семязачатка – n;2) клетки корня развиваются из зародыша (зиготы) путём митоза;3) мегаспора образуется в результате мейоза из клетки семязачатка в завязи пестика.Раздел 6. Задачи для самостоятельной работы.При решении задач на определение хромосомного набора и способа образование клеток растений следует помнить:1).Споры и гаметы гаплоидны. Спорофит диплоидный.2).Споры образуются на спорофите в результате мейоза.3).Гаметы у растений образуются в результате митоза на гаметофите.4).В жизненном цикле зеленых водорослей и мхов преобладает гаметофит(n), у остальных растений спорофит(2n).5).У семенных растений, микроспора образуется из 2n клетки в результате мейоза ( у голосеменных на чешуях мужских шишек, у покрытосеменных в пыльниках тычинок). Результатом микроспорогенеза является образование пыльцевого зерна из микроспоры митозом.6).Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Генеративная клетка делится митозом, образуя два спермия.7).У семенных растений, макроспоры (мегаспоры) образуются в результате мейоза из 2n клетки семязачатка. Клетки зародышевого мешка образуются митозом из макроспоры(n).8).При двойном оплодотворении у покрытосеменных, образуется зигота 2n и эндосперм 3n.9).У голосеменных, при оплодотворении образуется зигота (2n) и эндосперм (n), т.к. второй спермий погибает.10).Зигота (2n) делится митозом и дает начало всем тканям и органам растенияЗадание 1. Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зелёных водорослей? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.Задание 2. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются. Задание 3.Какой хромосомный набор характерен для клеток заростка и гамет папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.Задание 4.Какой хромосомный набор характерен для гамет (яйцеклетки и спематозоидов) и спор хвоща полевого? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются. Ответ обоснуйте.Задание 5. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.Задание 6. Какой хромосомный набор характерен для микроспоры, которая образуется в пыльнике, и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.Задание 7. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.Задание 8. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении. Задание 9. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки. Задание 10. Какой хромосомный набор характерен для клеток спороносных побегов и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.Задание 11. Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.Задание 12. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.Задание 13. Какой хромосомный набор характерен для спермиев и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.Задание 14. Какой хромосомный набор характерен для клеток эпидермиса и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки. Задание 15. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае. Задание 16. Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?Задание 17. Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки Задание 18. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки. Задание 19. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните из каких клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении Задание 20. Какой хромосомный набор характерен дляклеток 8-ядерного зародышевого мешка и зародышевой почки семени пшеницы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются?Задание 21. У зеленой водоросли улотрикса преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор взрослого организма и спорофита. Объясните, чем представлен спорофит, из каких исходных клеток и в результате какого процесса образуются взрослый организм и спорофит. Задание 22. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.Задание 23. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.Задание 24. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, стебля цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.Задание 25. Какой хромосомный набор характерен для клеток эндосперма семени и корня цветкового растения. Объясните полученные результаты.Задание 26. Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток корневого чехлика и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.Задание 27. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки при половом размножении.Задание 28. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.Задание 29. Какой хромосомный набор характерен для мякоти иголок и спермиев сосны. Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.Задание 30. Определите хромосомный набор основной ткани и спермиев цветкового растения. В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?Задание 31. Определите хромосомный набор в клетках взрослого растения и спорах кукушкиного льна. В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?Задание 32. Определите хромосомный набор в клетках заростка и взрослого растения папоротника. В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?Задание 33. Какой хромосомный набор характерен для спор и гамет сфагнума? В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?Раздел 7.Критерии проверки и оценки выполнения заданийЗадание 1.Элементы ответа:1. В зиготе диплоидный набор хромосом (2n), она образуется при слиянии гамет с гаплоидным набором хромосом (n).2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.Задание 2.Элементы ответа:1. В клетках листьев кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они, как и всё растение, развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.2. В клетках коробочки на ножке диплоидный набор хромосом (2n), она развивается из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза. Задание 3.Элементы ответа:1) клетки заростка и гаметы папоротника имеют гаплоидный набор хромосом (n);2) заростки папоротника развиваются из спор, которые имеют гаплоидный набор хромосом, так как споры образуются в спорангиях в процессе мейоза из диплоидных клеток спорофита;3) гаметы образуются в процессе митоза из гаплоидных клеток заростка (гаметофит) в архегониях (яйцеклетки) и антеридиях(сперматозоиды). Задание 4.Элементы ответа:1) в гаметах гаплоидный набор хромосом – n;2) в спорах гаплоидный набор хромосом – n;3) гаметы развиваются в результате митоза из клеток гаметофита (заростка);4) споры образуются из клеток спорангия в результате мейоза.Задание 5.Элементы ответа:1. В мегаспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток семязачатка (мегаспорангия) с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.2.В клетках эндосперма гаплоидный набор хромосом (n), так как эндосперм формируется из гаплоидных мегаспор (n) путём митоза.Задание 6.Элементы ответа:1.В микроспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток микроспорангиев с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.2.В клетках эндосперма триплоидный набор хромосом (3n), так как эндосперм образуется при слиянии гаплоидного спермия (n) с диплоидной центральной клеткой (2n). Задание 7.Элементы ответа:1. В клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш развивается из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки;2. В клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом – 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);3.Клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом – 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша.Задание 8.Элементы ответа:1) хромосомный набор споры – n (гаплоидный); 2) споры образуются из диплоидной зиготы путём мейоза; 3) хромосомный набор гамет – n (гаплоидный); 4) гаметы образуются из клетки взрослого организма (гаметофита) путём митозаЗадание 9.Элементы ответа:1) набор хромосом вегетативной и генеративной клеток – n; 2) вегетативная и генеративная клетки пыльцы образуются путём митоза при прорастании гаплоидной споры; 3) хромосомный набор спермиев – n; 4) спермии образуются из генеративной клетки путём митозаЗадание 10.Элементы ответа:1) в клетках спороносных побегов диплоидный набор хромосом – 2n;2) в клетках заростка гаплоидный набор хромосом – n;3) спороносные побеги развиваются на взрослом растении в результате митоза клеток спорофита;4) заросток развивается из споры в результате митозаЗадание 11.Элементы ответа:1) клетки восьмиядерного зародышевого мешка гаплоидные – n; 2) в клетках зародышевой почечки диплоидный набор хромосом – 2n;3) клетки зародышевой почечки развиваются из зиготы в результате митоза;4) клетки восьмиядерного зародышевого мешка развиваются из женской споры митозомЗадание 12.Элементы ответа:1) Клетки пыльцевого зерна сосны и спермии имеют гаплоидный набор хромосом.2) Клетки пыльцевого зерна сосны развиваются из гаплоидных спор митозом.3) Спермии сосны развиваются из клеток пыльцевого зерна (генеративной клетки) митозом.Задание 13.Элементы ответа:1) В спермиях набор хромосом гаплоидный, клетках эндосперма семени - триплоидный.2) Спермий сформируется из гаплоидной споры (генеративной клетки мужского гаметофита) в результате митоза.3) Эндосперм формируется при слиянии двух гаплоидных ядер центральной клетки зародышевого мешка (2n) и одного спермия (n).Задание 14.Элементы ответа:1) Лист часть спорофита цветкового растения клетки которого диплоидны (2n). Восьмиядерныйзародышевый мешок – незрелый женский гаметофит цветкового растения клетки которого гаплоидны (n)2) Клетки листа образуются при митотическом делении образовательной ткани (в том числе и клетки эпидермиса листа).3) Клетки восьмиядерного зародышевого мешка образуются при митотическом делении мегаспоры из которой образуется женский гаметофит цветкового растения.Задание 15.Элементы ответа:1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш развивается из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки; 2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом – 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n); 3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом – 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша.Задание 16.Элементы ответа:1) Гаметофит и гаметы сфагнума гаплоидны, и набор хромосом, и количество ДНК в клетках отвечают формуле nc.2) Гаметофит образуется из споры, которая образуется в результате мейоза из тканей спорофита.3) Спора делится митозом, образуя гаметофит.Задание 17.Элементы ответа: 1) в клетках иголок сосны набор хромосом – 2n; в спермиях сосны – n; 2) взрослое растение сосны развивается из зиготы (2n);3) спермии сосны развиваются из гаплоидных микроспор (n) путём митозаЗадание 18.Элементы ответа:1) набор хромосом вегетативной и генеративной клеток – n; 2) вегетативная и генеративная клетки пыльцы образуются путём митоза при прорастании гаплоидной споры; 3) хромосомный набор спермиев – n; 4) спермии образуются из генеративной клетки путём митоза Задание 19.Элементы ответа:1) хромосомный набор споры –п (гаплоидный) 2) споры образуются из диплоидной зиготы путем мейоза 3) хромосомный набор гамет –п (гаплоидный) 4) гаметы образуются из клетки взрослого организма (гаметофита) путем митоза Задание 20.Элементы ответа:1) клетки восьмиядерного зародышевого мешка гаплоидные – n;2) в клетках зародышевой почечк диплоидный набор хромосом – 2n;3) клетки зародышевой почечки развиваются из зиготы в результате митоза;4) клетки восьмиядерного зародышевого мешка развиваются из женской споры митозом.Задание 21.Элементы ответа:1) хромосомный набор споры – n (гаплоидный); 2) споры образуются из диплоидной зиготы путём мейоза; 3) хромосомный набор гамет – n (гаплоидный); 4) гаметы образуются из клетки взрослого организма (гаметофита) путём митоза Задание 22.Элементы ответа:1) гаметы мха кукушкина льна образуются на гаметофитах из гаплоидной клетки путём митоза. 2) набор хромосом у гамет одинарный — n.3) споры мха кукушкина льна образуются на диплоидном спорофите в спорангиях путём мейоза из диплоидных клеток. 4) набор хромосом у спор одинарный — nЗадание 23.Элементы ответа:1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш развивается из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки; 2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом – 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n); 3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом – 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша. Список литература1.Г.И. Лернер «Полный справочник для подготовки к ЕГЭ» - ЭЛ.книга. 2015г.2.Г.И. Лернер. «Сборник заданий по биологии для сдачи ГИА» - М, 2014г.5.Иванова Н.Г. «Библиотечка Первое сентября» - М., 2006г.6.Калинина А.А. «Поурочные разработки по биологии» - «Учитель АСТ» - 2012г.8.Козлова Т. А. «Биология в таблицах» - М., 2008г.9.Кучменко В.С. «Биология сборник тестов, задач и заданий» - М. 2013г.10.Саленко «Биология подготовка к ГИА» - М. 2013г.11.Билич, Г. Л. Биология. Полный курс: в 3-х. т. Т. 3: Зоология. – М.: ОНИКС век, 2002. – 544 с. 12.Биология: терминол. словарь / Р. Г. Заяц [и др.]. – Минск: Выш. шк., 2008. – 223 с. 13.Кузнецов Б.А., Чернов А.З. Курс зоологии. – М.: Агропромиздат, 1989. 14.Лукин Е.И. Зоология. – М.: Высшая школа, 1984.В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
  • О животных и растениях
  • Век млекопитающих
  • Книги по флоре и фауне
  • Проблемы эволюции
  • Зоологический форум
  • В мире животных – официальный сайт передачи
  • Мир животных