Публикации
Проект: "Мы память бережно храним"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект: "Мы память бережно храним"
Автор: Котова Олеся Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект: "Мы память бережно храним"
Автор: Котова Олеся Александровна
МИНОБРНАУКИ РОССИИФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филиал ЮФУ в г. НовошахтинскеКафедра социальной работы и педагогического образования Направление подготовки “Педагогическое образование” 44.03.01 Профиль “Дошкольное образование”ПРОЕКТНАЗВАНИЕ: “Мы память бережно храним ”Выполнила студентка Котова Олеся Александровна фамилия, имя, отчествоФорма обучения заочная Курс 3Руководитель проекта доцент Фрондзей Светлана Николаевна должность,звание, фамилия, имя, отчество ПРОВЕРЕН: « » _____________ 2023г. ______________________ подпись руководителя Новошахтинск 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспот проектаТаблица 1 Паспорт проекта 2. Содержание проекта Актуальность проекта: «…Чтоб снова На земной планете Не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, Как мы!»Юрий Воронов,Участник блокады Ленинграда. В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от того, как будет расти и развиваться ее культурный, нравственный, интеллектуальный потенциал – дети. А будущее детей находится в прямой зависимости от социальной и экономической структуры общества. Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края. В 2023 году исполняется знаменательная дата – 80-летие Победы в Сталинградской битве. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...». Создание проекта «Мы память бережно храним» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 80-летия освобождения Сталинграда. Цель: Углубление знаний воспитанников о Великой Отечественной войне и ее героях и праздником Победы (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину.Задачи: Образовательные:* формировать представление об истории Великой Отечественной войны, используя различные виды деятельности; * познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами - героями; пробуждать интерес к прошлому нашего города, района, страны;* уточнить и расширить представления детей о защитниках страны в годы войны, показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;* обогащать представления детей о главном празднике России – День Победы, о значении его для российского народа;* наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств.Развивающие:* развивать восприятие произведений художественной литературы, живописи, музыки военных лет;* обогащать и развивать словарный запас, учить выражать свои чувства и мысли;* развивать чувство коллективизма.Воспитательные:* воспитывать у детей чувство уважения к защитникам Родины, любовь и заботливое отношение к старшему поколению, ветеранам;* воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за Российскую Армию, свой народ.Участники проекта: В реализации проекта участвуют дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги, специалисты.Вид проекта: * по продолжительности: краткосрочный; * по составу участников проекта: групповой; * по направленности деятельности: нравственно-патриотический, познавательно-речевой, информационно-творческий, социально – значимый.Тип проекта: краткосрочный (01.02.2023 год – 30.04.2023 год).Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие речи, художественно – эстетическое развитие.Предварительная работа: Подбор литературы согласно выбранной теме; беседы; подбор иллюстративного и наглядного материала; создание презентаций.Ожидаемые результаты: * Развитие познавательной активности у детей;* Проявление самостоятельности и инициативности в рассматривании иллюстраций, участие в беседах;* Проявление уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла, бережного отношения к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.);* Понятие значимости мира на земле и его ценности для человека.Этапы:I этап – информационно – накопительный (01.02.2023 г. – 15.02.2023 г.)* Обсуждение целей и задач проекта;* Планирование предстоящей деятельности;* Определение методов, форм организации деятельности;* Сбор информации, литературы, дополнительных материалов;* Подбор дидактического материала для реализации проекта. II этап – основной (15.02.2023 г. – 15.04.2023 г.)Реализация системы содействия развитию и расширению знаний об историческом прошлом нашей Родины; групповые, индивидуальные занятия. Разработка демонстрационного материала по данной тематике.-экскурсия в библиотеку;-возложение цветов к мемориалу;- социальные акции;- информационные стенды « Дети-герои Сталинграда»; «Мы память бережно храним»;- памятки для родителей «Что рассказать детям о войне?»;- боевой листок интерактивной доски «Великий Сталинград».III этап – итоговый (01.04.2023 г. – 30.04.2023 г.)* Сбор и обработка материалов (составление видеоотчёта).* Анализ поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. * Обобщение материала проекта.Мероприятия по ходу проекта:3. Перспективный план работы над проектом4. Отчёт о реализации проекта Проект «Сталинградская битва» разработан в рамках 80-й годовщины Сталинградской битвы. Работа над проектом способствовала проявлению познавательного, творческого потенциала у воспитанников, формированию у дошкольников представлений о Сталинградской битве, ее значении в ходе истории войны, воспитанию уважения к памяти предков.Предложенный проект позволил подчеркнуть важность проблемы патриотического воспитания, способствовал проявлению интереса героическому прошлому родного города, семьи, как со стороны детей, так и со стороны родителей, способствовал развитию творчества и конструктивных действий ребенка.Дети сохраняют интерес к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанно проявляют уважение к заслугам и подвигам героев Сталинградской битвы. Родители, активные и заинтересованные участники проекта, осознают важность патриотического воспитания дошкольников, развивают у ребёнка потребность к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Реализация проекта «Сталинградская битва» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых. В ходе работы над проектом мы изучили литературу, просмотрели видеофильмы о Сталинградской битве, фотографии и рисунки, посетили музеи т. д. Проанализировав подвиг защитников Сталинграда, пришли к выводу, что их подвиг неповторим и бессмертен. В этом году дети подготовительной группы идут в школу, и мы надеемся, что наши воспитанники пронесут через года нравственные ценности, заложенные в их души педагогами. Родители же в дальнейшем смогут развить и воспитать настоящего патриота России, так как, земля на которой мы живём – священна! Беседы Организованная образовательная деятельность Игры Работа с социумом Изобразительная деятельность Участие в акциях Участие в марафонах Приложение А Учебно-методическая литература 1. Турилова Е.К. Возрождение: Программно-методический комплекс подуховно-нравственному развитию дошкольников / Е. К. Турилова, Д. И.Гражданинов, И. П .Фатьянова [и др.]. – Н.Новгород: Нижегородскийгуманитарный центр, 2002. – 389 с.2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитаниенравственно – патриотических чувств: Пррактическое пособие для воспитателейи методистов ДОУ / В.И. Натарова [и др.]; авт. – сост. В. И. Натарова. – Воронеж:ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.3. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е. Ю. Александрова [и др.]. –Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.4. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающиммиром и социальной действительностью. Старшая группа / Алешина Н.В. – М.: ГЦЛ, 2004. – 112 с.5. Картушина М. Ю. День победы: Сценарии праздников для ДОУ иначальной школы / М. Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. [Электронныйресурс] – Режим доступа: 6. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6 – 7 лет:7. Методическое пособие / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. –208 с. Приложение Б Конспект беседы на тему: «Что такое подвиг?»Педагог: Ребята, как вы понимаете значение слов: подвиг, героический поступок?Дети высказывают предположения.Педагог: Героический поступок, подвиг — это поступок во имя других. Совершая подвиги, люди не думают о себе.Во время войны против фашистов русские солдаты проявляли чудеса героизма. Они не хотели, чтобы страна, в которой они родились, где живут их родные и близкие, где растут их дети — их Родина, находилась в рабстве у жестоких захватчиков — фашистов. Они видели разрушенные города и деревни и тысячи женщин и детей, расстрелянных не знающими жалости гитлеровскими солдатами. Они понимали, что среди жертв могут оказаться и их жены и дети.Со всей ненавистью и яростью, накопленной в сердцах, бросались русские воины в суровый бой с фашистской армией, кидались в одиночку против танков, зная, что наверняка не вернутся из этого боя. В этот момент они не думали о себе, они вспоминали о тех, кто остался там, в далеких и близких российских городах, о тех, кто верит в них и надеется на скорую победу.И техника отступала перед решимостью и героическим патриотизмом этих людей.Ребята, посмотрите на эту картину.Кого вы на ней видите?Дети: Солдат, воинов, защитников Родины, Отечества.Педагог: Как вы думаете, куда они идут?Дети: Вперед, на штурм, на врага.Педагог: Какой им предстоит бой?Дети: Нелегкий, смертельный, жаркий...Педагог: Какие лица у солдат?Дети: Мужественные, злые, строгие, бесстрашные, отважные...Педагог: Боялись ли эти солдаты смерти, готовы ли они пожертвовать своей жизнью? Почему они это делали? Как бы вы назвали эту картину?Дети высказывают предположения.Педагог: Конечно, русские солдаты — не роботы, выполняющие приказы, а обычные люди со своими переживаниями и сомнениями. И конечно им бывает страшно. Страшно становиться бездвижным телом с пустым взглядом, устремленным в пасмурное небо. Страшно идти в бой, потому что знаешь, что можешь погибнуть. Но в подобные минуты слабости, собрав волю в кулак и подбодрив себя словом о Родине, бойцы продолжали наступление, зная, что для многих оно станет последним.Ребята, какие пословицы о Родине, об армии, о подвигах, о славе вы знаете?Дети (при необходимости педагог дополняет их).«Нет в мире краше Родины нашей».«Береги землю родимую, как мать любимую».«Человек без Родины, что соловей без песни».«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. С родной земли — умри, не сходи».«Герой — за Родину горой».«Русский боец — всем молодец».«Мир строит, а война разрушает».«Если армия сильна, непобедима и страна».Педагог: На полях сражений во время Великой Отечественной войны погибло очень много русских солдат и офицеров. Имена многих из них до сих пор неизвестны. Наш народ чтит память героев, погибших в боях нашей армии против фашистов. Почти в каждом городе нашей бескрайней Родины есть место, где в честь героического подвига русского народа установлен памятник или обелиск.В Москве у самых стен Кремля современные защитники Отечества несут круглосуточное дежурство у могилы Неизвестного солдата, охраняя память тех, кто сложил голову за свободу нашей Родины. Имя этого солдата никому не известно, но он пожертвовал своей жизнью во имя победы.В Сталинграде на Мамаевом кургане установлен мемориальный комплекс, посвященный защитникам этого героического города. Приглядевшись, можно увидеть в земле мелкие стальные осколки — напоминание о тех временах, когда за этот клочок земли русской шла схватка не на жизнь, а на смерть.В Петербурге Пискаревское кладбище стало памятником тем, кто переживал гитлеровскую блокаду вместе с городом-героем Ленинградом.Символ того, что потомки помнят подвиг людей, спасших Россию от немецкого рабства, чтят эту память и безмерно благодарны им, — горящий у каждого памятника огонь. Его горячее пламя похоже на сердца тех людей, которые боролись с фашистами. Его называют «вечным», потому что он не гаснет ни днем, ни ночью, ни в проливной дождь, ни в самую сильную метель, как не должна угасать наша память о тех страшных и великих годах в судьбе нашей страны — Великой Отечественной войне.Ребята, кто из вас был у памятников, посвященных Великой Отечественной войне? Расскажите об этом.Дети делятся впечатлениями.Педагог: Ребята, а среди ваших родных и близких есть участники Великой Отечественной войны? Попросите рассказать вам о них своих родителей, а потом расскажите о них всем нам, принесите их фотографии. Приложение В Дидактическая игра «Чья форма?»Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств , любви к Родине, уважение к Российской армии.Задачи: * закреплять знания детей о разнообразных военных профессиях; * уточнить знания о том, чем занимаются военные; * сформировать понимание того, что работа военного нужна и ответственна; * закрепить умение правильно подбирать изображение; * развивать познавательные интересы.Оборудование: конверты с загадкой с изображением военных профессий, изображение профессии и атрибуты необходимые для труда.Вариант игры: Играть можно с группой детей, подгруппой и индивидуально. Воспитатель берёт конверт и читает загадку о военной профессии. На конверте изображены картинки-подсказки. Ребёнку, который отгадал загадку отдаётся конверт с отдельными частями картинки. Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть части и собрать картинку. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на картинке. Приложение ГКонспект занятия по рисованию в старшей группе "Вечный огонь"Цель: Через приобщение к патриотическим ценностям, обучить детей изображать «Вечный огонь».Задачи: -воспитывать у детей нравственные и патриотические чувства;-продолжать вызывать у детей интерес к истории своей страны;- создать условия для проявления самостоятельности, активности детей;- воспитывать у дошкольников интерес к изобразительному искусству;Оборудование: картинки по теме День Победы, поделка "Вечный огонь", шаблоны пятиконечной звезды, простые карандаши, цветные карандаши.Ход занятия.Музыка А. Филиппенко, слова Д. Чибисова.Над могилой в тихом паркеРасцвели тюльпаны ярко,Вечно тут огонь горитТут солдат советский спит.Мы склонились низко, низкоУ подножья обелиска,Наш цветок расцвёл на нёмЖарким пламенным огнём.Мир солдаты защищали,Жизнь они за нас отдали.Сохраним в сердцах своихПамять светлую о них!Воспитатель: что символизирует Вечный огонь?Ответы детей.Воспитатель: Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат.Давайте рассмотрим Вечный огонь в столице нашей России, в Москве. Вечный огонь находится на Кремлёвской площади у памятника Неизвестному солдату. (Просмотр слайдов «Памятник Неизвестному солдату. Вечный огонь» в Москве.)Есть памятник тем, кто погиб на войне и в нашем городе. И днём, и ночью, в лютый холод и в жару горит Вечный огонь. Люди несут к нему цветы не только 9 Мая.Давайте и мы с вами создадим свой памятник «Вечный огонь»? А как нам с вами это сделать? Давайте подумаем вместе?Дети: «Вечный огонь» можно нарисовать.Воспитатель: Правильно.Дети садятся за столы и приступают к работе. Вначале обводят шаблон звезды простым карандашом. Затем дорисовывают цветными карандашами.Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, постарались. Хорошие работы у вас получились. Давайте мы с вами теперь организуем выставку наших рисунков? А как мы её назовём?Дети: Вечная память.Воспитатель: Мне очень нравится это название. Молодцы