Публикации Конспект ООД "Цепочки в лесу"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект ООД "Цепочки в лесу"
Автор: Маричева Людмила Владимировна

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯРОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬмуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Шахты Ростовской области«Детский сад комбинированного вида №28» 346537 г. Шахты, Ростовской обл., ул. Ландау, 5 т. 26-00-31 e-mail dou28@shakhty-edu.ru. Согласовано: Зам. заведующего по ВМР: _______________ О.А.Котова “___”________________2023 г. Конспект ООД по экологическому развитиюв подготовительной группе тема: «Цепочки в лесу» Составитель: Маричева Людмила Владимировна 2023 годЦель: Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.Задачи: Образовательные: - продолжать учить классифицировать по общему признаку: по виду корма животные леса делятся на травоядных, хищников и всеядных;- формировать элементарные представления о взаимосвязях обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;- показать, что изменения одного звена, ведет к изменению всей цепочки.Развивающие: - развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия;- стимулировать познавательный интерес воспитанников.Воспитательные: - воспитывать добрые чувства по отношению к сверстникам, самому себе;- воспитывать бережное отношение к природе.Материалы к занятию: Рассказ "Цепочки в лесу" из книги "Экология в картинках", бумажные цепочки из трех звеньев, презентация, изображения животных, которые упоминаются в рассказе, д/и "Пищевые цепочки".Ход занятия.Воспитатель: Ребята,сегодня мы отправимся в путешествие, а куда вы догадаетесь сами прослушав загадку: Он большой, густой, зелёныйПредставляет целый домВ нём найдут приют и птицыЗайцы, волки, кабаны… (Лес)Воспитаель: Каких обитателей леса вы знаете? (заяц, волк, медведь, кабан, лиса, лось) -Каких животных называют хищниками? (у которых острые зубы, хорошее чутье, острое зрение, чуткие уши) Почему? (охотятся на других животных) -Каких животных называют травоядными? (которые поедают растительную пищу)Раздаётся стук в дверь. Воспитатель: Ребята, нам почтальон принес письмо из леса от старика Лесовика, сейчас мы его прочтем:Здравствуйте, дорогие ребята. Только вы сможете помочь справиться с бедой, которая случилась в моем лесу! Злой волшебник заколдовал лес и животные перестали питаться как прежде: зайцы волков едят, а ежики за лисицами гоняются! Разберитесь в этой путанице и в своем письме расскажите, кто же кого и что есть должен. Ой, а тут ещё лежит цепочка, но она почему-то порвана.Воспитатель: Поможем ребята? Давайте заглянем с вами в лес и цепочку возьмём с собой, может быть там мы с вами найдём ответ и поймём, почему она порвалась. Ребята, а вы бывали в лесу?На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Он не сразу откроет перед тобой свои секреты, но когда ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов.Похож ли лес на многоэтажный дом?Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.Кто живет в этом доме на разных этажах?У гусеницы место на листке. Дело у нее одно - поедать листья. Ползет она по краешку листа и вгрызается в него своими острыми челюстями. Если прислушаться - даже хруст слышно.В какое время года в лесу можно встретить гусениц и жуков?Где они зимой?На земле тем же самым занимается мышка. Съела травинку, другую. потом нашла колосок, попробовала - спелый ли, и потащила в норку, про запас.А кто еще в лесу питается семенами, орехами, желудями?А в стволе дерева, под корой, проедает - пропиливает свой ход личинка жука-усача. Ее не интересуют листья и трава, она древесиной питается.Масса всяких мелких и крупных животных поедает траву, листья, кору, дерево, а уж о семенах да желудях и говорить нечего.Какие животные едят траву, листья, кору?И кажется, если дать гусеницам, жукам, да мышам волю - они весь лес съедят!Только не случиться этого, никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает.Как вы думаете, кто приглядывает за жуками, гусеницами и мышами?Пробежала по ветке синичка, мимоходом гусеницу - цап! - и понесла в гнездо птенцов кормить. Скользнула в траве ласка, нырнула в мышиную норку - и нет мыши. А на дереве дятел наклонил голову, прислушался, совсем как доктор и стал долбить дырку.Почему дятла называют доктором?Зачем он долбить дырку?Вытащил личинку усача, а она большая, вкусная. Не зря старался.Но за синицами, ласками, дятлами другие охотники следят, покрупнее.Каких вы знаете крупных охотников?Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы, ласку ночью сова может подхватить.И получается, что все лесные жители друг от друга зависят.Почему животные друг от друга зависят?Ястребам не прожить без синиц, синицам - без гусениц, гусеницам - без листьев, всем вместе - без леса.Вот ученые-экологи и говорят, что лес - это сообщество растений и животных, которые связанны друг с другом совсем как звенья в цепочке. Ученые называют ее - пищевая цепочка.Основание пищевых цепочек, их первое звено - это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками.Какие растения растут в лесу?Второе звено в цепочках - все те, кто питается растениями.Кто питается растениями?Это гусеницы и мыши, зайцы и белки, и такие большие звери, как олени и кабаны.Третье звено - охотники. Самые разные.Какие охотники живут в лесу?Тут и мелочь вроде жуков-красотелов, истребителей гусениц. Жабы с лягушками тоже здесь - они не дают слизнякам и мухам спуску. Тут и множство мелких птиц -они ловят насекомых и их личинок. Здесь и ласки и куницы, и лиса сверху вниз на мышей да зайцев поглядывает.Почему лиса поглядывает на мышей и зайцев сверху вниз?И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями.А еще выше - четвертое звено пищевой цепочки. Это те хищные звери, которые могут охотиться и на охотников: ястреба, совы, волки и рыси.Множество таких цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.Ребята, а вы помните про цепочку, которую нам прислал старик-Лесовик? Как вы думаете, почему она порвалась?(Ответы детей)Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам встать и немного подвигаться.Физкультминутка “Старик-Лесовик”Жил под ёлкой старичок,Старичок – Лесовичок.Вместе с солнышком вставал (потягивания),Умываться начинал («умывают» ладошками лицо и руки),Подметал потом он хатку (движения подметания),Застилал свою кроватку («застилают» руками).Утром выполнял разминку (потягивания, наклоны, повороты туловища),И торопился на тропинку (подходят к столам).Воспитатель: Вот и мы с вами вышли на тропинку. А теперь, ребята, я предлагаю вам самим построить пищевые цепочки.Д/и "Пищевые цепочки"Воспитатель:   Мне очень хочется рассказать вам одну правдивую историю, которая произошла в Китае. Китайцы вдруг решили, что воробьи съедают на их полях очень много риса и решили с ним расправиться. В один день весь Китай вышел на улицы и по сигналу вся страна начала бить в кастрюли. Бедные птицы взлетели в воздух и летали до тех пор, пока не упали замертво. А через несколько лет китайские поля наполнили полчища насекомых-вредителей. И пришлось срочно ввозить воробьев из других стран. Почему это произошло? ( По ходу рассказа из заранее составленной цепи убирались воробьи, детям становилось ясно, без мелких хищников насекомые стали быстро размножаться и вредить растениям).Какой вывод должны были сделать китайцы?      Все организмы важны в природе, у нее нет полезных и вредных животных всех их надо беречь.Стихотворение «Про Всех На Свете». (Б.Заходер)Все – все, все На свете, На свете нужны, И мошки, Не меньше нужны, Чем слоны. Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мёд, И кто делает яд.Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников – Злых и свирепых. Плохие дела, У кошки без мышки, У мышки без кошки, Не лучше делишки.Да если мы с кем – то Не очень дружны, Мы все – таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны. А если нам кто – нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется…Все – все, все На Свете На Свете нужны, И это все дети Запомнить должны!!! Воспитатель: А теперь давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать в лесу, чтобы сохранить живые цепочки и не нанести вред природе?Дети называют правила сохранения живых цепочек в лесу: ! Не рвать полевые цветы, не собирать их в букеты, иначе останутся без пищи бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые. ! Беречь деревья. Они кормят лесных жителей. ! Оставлять часть даров леса (грибы, ягоды и другие растения) животным. ! Не обижать животных. ! Не сбивать ногами мухоморы, так как ими лечатся дикие животные.Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Ответы детей... Воспитатель: Что больше всего вам понравилось? Ответы детей... Воспитатель: Какое задание вам показалось самым трудным? Ответы детей... Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня думали, выполняли задания и отвечали на вопросы. Давайте вернемся в группу и напишем старичку Лесовику письмо, о том, что выяснили сегодня, это должно вернуть в лес всё на свои места.Пишут письмо старику-Лесовику.