Публикации Решения речевых расстройств детей дошкольного возраста.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Решения речевых расстройств детей дошкольного возраста.
Автор: Самойловских Елена Владимировна

Решения речевых расстройств детей дошкольного возрастаВоспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных в общей системе педагогической работы по обучению родному языку. Дошкольный возраст – уникальный период для личностного развития, но существует проблема речевого развития под влиянием различных факторов и заслуживает особого внимания. Нарушения речи многообразны: ребенок поздно начинает говорить, фразовая речь развивается с опозданием, недостаток звукопроизношения и др., они проявляются на любом этапе возрастного развития – это нарушение произношения, грамматического роя речи, бедный словарный запас и не соответствует возрастной норме, не развито фонематическое восприятие. А дефицит общения дошкольников с взрослыми приводит к нарушениям коммуникативной функции, что также влияет на развитие связной речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста включает владение устной речью как средством общения и культуры, знакомство с книжной культурой, овладение конструктивным способами взаимодействия с окружающими.На речевые расстройства влияют различные факторы, но большую роль играют социальные условия – это эмоционально-положительное окружение, развивающая речевая среда (пример взрослых), взаимодействие и общение с взрослыми и родителями. Из наблюдений за взаимодействием детей замечено, что многим детям на современном этапе становится трудно воспринимать информацию на слух, т.к. они не могут удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения. В результате таким детям неинтересно слушать даже самые хорошие детские книги, потому что они не в состоянии понять текст в целом. Поэтому важное направление в повседневной логопедической работе:-развитие слухового восприятия для умения сосредоточиться на звуке, без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь других.-развитие чистого звукопроизношения, речевого дыхания;-развитие мелкой моторики (двигательная активность).Слуховое восприятие – это развитие фонематического слуха, для развития которого используются игры, слушание музыки, звуков природы. Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков родного языка. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от дефектно произносимого, знать из каких частей состоит слово, является важнейшей предпосылкой для успешной коррекции звукопроизношения, а в дальнейшем и овладением грамотой. Поэтому в работе логопеда должно быть достаточное количество пособий и звучащих игрушек для развития слухового внимания и фонематического слуха. Для правильного произношения звуков важным является и развитие артикуляционного аппарата, с этой целью используются различные звукоподражательные игры: жужжание насекомых, шум деревьев и т.д. Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и её интонационной выразительности. В четком произношении звуков важная роль принадлежит развитию мелкой моторики – это двигательная активность не только всего организма, но и отдельных его частей, которые укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, участвующих в речевом процессе. Всем известно, как важно развивать координацию и мелкую моторику: работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только ловкость рук, но и речевое развитие у детей, улучшить качество речи, четкость произношения звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.Перечисленные речевые нарушения не могут быть делом только логопеда, речевые задачи должны решаться комплексно всеми педагогическими работниками, работающими с детьми. Эффективным средством является сотрудничество специалистов и воспитателей, используя различные виды детской деятельности: игры и упражнения с движением, упражнения на развитие мелкой моторики, массаж пальцев, динамические паузы и др. И главное обогащение речи специалистов, воспитателей и родителей.Используемая литература:1.Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Издательство «Корона. Век», 2017.-208с.л.2. Горбушина С.Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.-64с.