Публикации Особенности использования метода учебных проектов для развития геометрических представлений младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности использования метода учебных проектов для развития геометрических представлений младших школьников
Автор: Мельникова Валерия Дмитриевна

Особенности использования метода учебных проектов для развития геометрических представлений младших школьниковМельникова Валерия Дмитриевна, студентка бакалавриатаСтавропольский государственный педагогический институт (город Ставрополь)Одним из методов применение, которого при развитии геометрических представлений младших школьников позволяет решить данный вопрос, является метод проектов.Так, например исследования Н.Ю. Пахомовой показывают, что: «Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта» [7, 2]. Так как одна из целей обучения элементам геометрии младших школьников – познание реальных действительностей с точки зрения науки – геометрии, то ребенок должен видеть и понимать, как применять полученные знания и умения в своей обыденной жизни. Для достижения этой цели педагогу необходимо применять различные эффективные технологии, разнообразные приемы и методы, в том числе и метод проекта. Проект – от латинского - «брошенный вперед». В толковом словаре даются три интерпретации данного понятия
  • Совокупность документов.
  • Предварительный текст какого-либо документа.
  • Замысел, план [6, 10].
  • Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы. Оно заключается как использование совокупности разнообразных методов, так и предполагает необходимость применять интегрированные знания и умения из разнообразных областей. Метод проектов – педагогическая технология – совокупность творческих методов, таких как исследовательских, поисковых и проблемных. В любом проекте должна быть поставлена проблема (задача). При выполнении проекта предполагаются результаты, несущие практическую, теоретическую или познавательную значимость. Большое внимание при выполнении проектов играет самостоятельная (индивидуальная или групповая) деятельность учащихся. В основе проекта заложены типологические признаки. Данные типологические признаки выявлены в исследованиях Е.Н. Полат [3]. На рисунке 1 представлены типологические признаки проекта.Рисунок 1. Типологические признаки проектовНесомненным является тот факт, что метод проектов реализует системно-деятельностный подход к обучению. Данный подход направлен на развитие личности ребенка и выявляется через анализ структуры деятельности педагога и обучающегося. На рисунке 2 показана структура совместной деятельности обучающегося и педагога при выполнении проекта.Рисунок 2. Деятельность обучающегося и деятельность педагогаУчебный проект – это форма организации занятий, которая предусматривает комплексный характер деятельности всех его участников для получения результата (продукта) за определенный промежуток времени [4]. Метод проектов основывается на интересах школьников. При выполнении учебных проектов каждый ребенок испытывает удовлетворение от полученных результатов своей деятельности. Т.е. можно утверждать, что метод проектов - это личностно-ориентированная технология. При выполнении индивидуального или группового проектов происходит развитие познавательных умений и навыков младших школьников, развиваются также умения самостоятельно конструировать свои знания; происходит развитие творческого мышления и повышается способность ориентироваться в современном информационном пространстве.С точки зрения педагога учебный проект – это дидактическое средство, которое позволяет обучить младшего школьника нахождению способа решения проблемы [8, 5]. В начале выполнения любого проекта ставится проблема, причем эта проблема может быть поставлена как учителем, так и учеником. Тогда необходимо из множества проблем выявить наиболее актуальную и существенную. Основанием для выбора могут быть трудности, с которыми сталкивается ученик, его родители, друзья, соседи. Тогда для решения этих трудностей у младшего школьника возникает вопрос – может ли он помочь себе и окружающим. Или с другой стороны появляется вопрос, связанный с личностью самого ребенка – какие умения и навыки он хочет развить в себе и т.д. Отвечая на такие вопросы, приходит понимание о разнообразии проблем, стоящих перед человеком. Для своего проекта ученик выбирает, на его взгляд, главную проблему и приступает к ее решению. На следующем этапе необходимо сформулировать задачи проекта. На этом этапе ученики всегда затрудняются в правильной формулировке и помощь учителя здесь необходима. Иногда создается ситуация, что ученики уже знают решение проблемы, тогда сам процесс выполнения проекта становится не интересным и не отвечает основным целям проекта, т.е. обучение навыкам самостоятельной работы в проведении исследования. При поиске и сборе информации учащиеся определяются в выборе способа сбора информации. Это либо наблюдение, анкетирование, соцопрос, интервьюирование, работа с литературой, поиск информации в интернете. Учитель консультирует школьников в этом вопросе. Учащиеся получают навыки поиска информации, навыки сравнения и классификации информации. Учатся устанавливать связи, взаимосвязи и проводят аналогии, учатся анализу и синтезу. На этапе представления полученных результатов работы младшие школьники осмысливают полученные результаты, обсуждают и готовятся представить результаты работы над проектом. Результаты работы представляются в виде презентации. Презентацию можно предъявлять в любой форме. В результате подготовки презентации младшие школьники приобретают навыки представления результатов своей деятельности. При защите проектов необходимо умение ведения дискуссии, положительно относиться к критике и умению признавать существование других различных мнений решения одной и той же проблемы. Здесь необходима помощь учителя, которая заключается в том, чтобы при защите презентации младшие школьники получили радость и чувство удовлетворения от собственных достижений.Проектная деятельность младших школьников – это управляемая деятельности фиксированная во времени [9, 1]. Проект и проектирование различаются тем, что производится и того что в результате получается. Фактически производимый продукт не является самоцелью. К.Н. Поливанова отмечает, что результат проектной деятельности необходимо рассматривать в более широком контексте, так как особенностью учебного проекта является то, что определяется весь набор необходимых средств, материалов и действий для достижения результата. При решении задач, стоящих перед исследователем (младший школьник), существует огромная возможность сотрудничества детей. Это влечет за собой получение навыков работы в группе, в команде, развивает чувство коллективизма и ответственности. Учитель при этом может наблюдать, как команда детей учится переносить известные им способы действий на практическое применение. Так же, в ходе выполнения проекта, у младших школьников формируются навыки и умения:
  • рефлексии, т.е. школьники видят проблему, анализируют выполненное, сталкиваются с трудностями, делают ошибки;
  • целеполагания, т.е. ставят цели и движутся к этой цели;
  • планированию, т.е. составляют план своей деятельности;
  • моделированию, т.е. строят схемы, модели, при этом выделяют существенные и главные аспекты своего проекта;
  • проявления инициативы и творчества при поиске путей решения задачи;
  • коммуникации, т.е. сотрудничают и взаимодействуют, отстаивают свою позицию и принимают или отклоняют точки зрения одноклассников.
  • Таким образом, метод проектов основывается на интересах школьников. При выполнении учебных проектов каждый ребенок испытывает удовлетворение от полученных результатов своей деятельности. Т.е. можно утверждать, что метод проектов - это личностно-ориентированная технология. При выполнении индивидуального или группового проектов происходит развитие познавательных умений и навыков младших школьников, развиваются также умения самостоятельно конструировать свои знания; происходит развитие геометрических представлений и повышается способность ориентироваться в современном информационном пространстве.Список литературы1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Аст-Астрель, 2005. - 670 с.2. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-пресс, 2002 .- С. 616-617.3. Голуб, Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования [Текст] / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 176 с.4. Далингер, В.А. Избранные вопросы информатизации школьного математического образования [Текст] / В.А. Далингер: монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.-150 с.5. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - М., 2000. – 321 с.6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии, 2006. - 944 с.7. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2008. - 112 с.8. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-368 с.9. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.10. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М., 2004. - С. 64.