Публикации Материал к педсовету по теме: «Адаптация учащихся 5 класса».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Материал к педсовету по теме: «Адаптация учащихся 5 класса».
Автор: Тамилина Елена Павловна

Материал к педсовету по теме: «Адаптация учащихся 5 класса».«Школа – это мастерская человечности».Ж.Ж. Руссо.Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. И эта резкая перемена вызывает стресс. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов и родителей. В начале учебного года передо мной стояла главная цель – обеспечить адаптацию учеников  при переходе из начальной школы к условиям обучения в среднем звене. Для достижения, которой мною были поставлены следующие задачи:создавать в классе ситуацию успеха;способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками;создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;развивать классное самоуправление;стимулировать  интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике.Мой 5 «А» класс был создан из двух классов 4 «А» (10 учащихся ) и 4 «Б»(15 учащихся). В классе 25 учащихся: 11девочек и 14 мальчиков. По физическому развитию дети разные: есть дети с крепким физическим развитием (замечу, что таких мало) и есть дети с хроническими заболеваниями. В данном классе 9 учащихся с плохим зрением (из них 6 с ОВЗ). По социальному статусу: есть дети из полных семей, неполных(8), малообеспеченных семей(2), семей с достатком. В классе 1 мальчик опекаемый (Санжаров Д.) и один ребёнок проживающий с дедушкой и бабушкой (Рослый Н). Если говорить о поведении: есть дети с хорошим воспитанием, есть дети, требующие особого внимания со стороны учителей и родителей. Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации на начало учебного года я, как классный руководитель ознакомилась с личными делами учащихся, составила социальный паспорт класса, провела два родительских собрания, одно из которых ознакомительное провела 29.08,19г и 2-е «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям». На первом родительском собрании родители в интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами заполнили анкеты. Еженедельно провожу классные часы, которые носят как организационный характер, так и тематический. Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. В настоящем учебном году все дети класса охвачены досуговой деятельностью (4 ученика обучаются в музыкальной школе,10 учеников посещают спортивные секции, посещают кружки ДК Пригородный и сиряево, в школе посещают Шахматный кружок и различные другие). Даже рассаживание детей пришлось делать с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья. С какими трудностями встретились мои пятиклассники:
  • очень много разных учителей;
  • непривычное расписание;
  • много новых кабинетов;
  • новый классный руководитель;
  • столовая в которой нужно отдать талончик на питание, да ещё постоять в очереди и самостоятельно себе накрыть стол;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем работ в классе и д/з;
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; 
  • самостоятельность в работе с текстами;
  • низкий уровень развития речи;
  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;
  • своеобразие подросткового возраста.Если говорить о мониторинге успеваемости класса то результаты за 1-ю четверть такие: общий средний балл класса:4,62; общий % успеваемости класса :100; общий % качества знаний :64.Отличников :7; хорошистов :9.В резерве отличников 2 ученика имеющих по одной четвёрке(Жданова С.-руск.яз.,Мищенко Д.-математ.); в резерве хорошистов 1 ученик(Санжаров Д.-русский яз.).Учитывая ,что есть резерв предстоит слаженная работа учителей предметников с детьми, родителями.Важной задачей в плане воспитания  является формирование дружного, сплоченного детского коллектива. Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы в школе.В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:·        Не запрещать, а направлять;·        Не управлять, а соуправлять;·        Не принуждать, а убеждать;·        Не командовать, а организовывать;·        Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.Сенека говорил: «Уча других, мы учимся сами...». И до тех пор, пока у педагога есть желание, и учить, и учиться, он будет соответствовать самой высокой планке, которую установили для него время и общество.       Не все порой удается в работе, но считаю, каким в будущем человеком станет ученик, в большей  степени зависит от того, каким был его учитель.       И моя цель – воспитать настоящего человека, человека, способного трудиться, грамотного, творческого,  старательного, отзывчивого.  Для  этого надо знать ребенка, его способности, возможности, надо любить и уважать в нем личность.       «Если человек каждый день будет делать свое дело, невзирая ни на что, жизнь изменится к лучшему. А сухое дерево, если его поливать каждый день, зацветет…»Думается мне, что нам, учителям, надо чаще вспоминать эту заповедь, чтобы не устать раньше срока от нашего нелегкого труда, чтобы не изнемогла душа в ежедневной нелегкой работе. Уверена, любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Нужен нелегкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление  о  мире, свой опыт и  свои чувства.  Хочется закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.Наблюдение за учащимися вовремя и вне учебных занятий
  • Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья и пожеланиями родителей
  • Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена». «столовая», «правила поведения». «ведение дневника».
  • Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка.
  • Еженедельные консультации школьного психолога
  • Сотрудничество с учителями – предметниками.
  • Прежде всего педагогам необходимо учитывать динамику адаптационного периода. Условно его можно поделить на три этапа.Первый – время эйфории. Ребята встречаются после долгой разлуки, у них много впечатлений, которыми они хотят поделиться. Все испытывают прилив новых сил. Для этого этапа характерен высокий уровень психологического комфорта. И даже если у кого-то что-то не задается, на летнем ресурсе многие шероховатости сглаживаются. В это время большинство учащихся легко воспринимают новые задачи и требования, предъявляемые школой.Период эйфории длится первые две недели сентября. А следующие 2-3 недели позитивный настрой обычно снижается. И довольно резко. На школу накатывает рутина повседневности, летний запас положительных эмоций исчерпывается. Ученики приступают к изучению нового материала. Опытные учителя предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки. Второй этап растягивается тоже на две-три недели. А дальше наступает период стабильности: утряслось расписание, все роли распределены, новые требования понятны. Учитель-предметник уже представляет, какой у него класс. В период адаптации  не нужно требовать по максимуму, но и не позволять совершенно расслабиться.Обычно адаптационный период длится 2-3 месяца. И тогда можно сделать вывод, насколько удачно он прошел. Просчеты, допущенные в период адаптации, могут проявиться в устойчиво низкой успеваемости, проблемах поведения, частых заболеваниях. При этом необходимо понимать, что все это является признаками общей школьной дезадаптации и не всегда сопутствует только началу учебного года.Очевидно, что успех адаптации зависит от способности педагогов принять во внимание индивидуальные особенности детей. Многие ребята очень боятся скатиться с достигнутых рубежей. Им присуща повышенная тревожность. Таким ученикам нужно прежде всего помочь ощутить уверенность в своих силах, осознать, что их успех не случаен. Другая ситуация, когда ребенку все дается легко. Перейдя на новую ступень обучения, такие дети нередко вообще перестают работать. И здесь разговор об успехе должен быть совсем другим.Середнячкам новый учебный год дает возможность найти свой интерес в какой-то сфере образования, совершить прорыв и тем самым поменять статус в классе...Для слабых учеников адаптационный период может пройти под знаком «Я начинаю новую жизнь». Это шанс перевернуть страницу и показать себя с лучшей стороны. Задача педагога: подвести ребят к видению этой перспективы. Конечно, делать все это нужно не прямо, а исподволь, в тактичной форме.Помимо индивидуальных различий следует принимать в расчет возрастные особенности, а также специфику различных этапов школьной жизни. Есть классы, которые традиционно считаются группами риска. Скажем, первый класс. Понятно, почему: для первоклассников все внове. Примерно по той же причине к группе риска относят пятый и десятый классы. Оптимизация адаптационного периода – задача не отдельных педагогов, а всей школы. Для успеха необходимы скоординированность и согласованность действий различных школьных служб. Если с этим затянуть, у детей вырабатываются механизмы приспособления к хаосу. Но, школьным администраторам надо помнить, что учителя тоже проходят период адаптации. Есть смысл также выделить различные группы учителей. Например, учитель уже несколько лет работал только со старшеклассниками, а теперь на него «свалились» совсем маленькие. И какой бы он ни был опытный, все равно человек чувствует себя не очень уверенно. Точно такая же проблема встает перед учителями, выпустившими четвертый и берущими первый класс. Специфические сложности присущи не только начинающим, но и опытным учителям.  Результаты успеваемости в 1 четверти (5 класс)Учащихся – 12 чел.Успеваемость – 100 %Качество знаний – 42 %1 – отличник (Баев В.)4 - ударника (Козолуп Е., Попов А., Саблина В., Овчинникова Е.)У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.Важной задачей в плане воспитания  является формирование дружного, сплоченного детского коллектива. В ходе реализации этого основного направления решаются и более узкие, но не менее важные задачи: формирования нравственной культуры у учащихся и развитие у них индивидуальных способностей и эстетических понятий.Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы в школе. Основными задачами этого направления является содействие:·        культурному и духовно-нравственному просвещению педагогической общественности и российской семьи, ·        духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников;·        возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной российской культуры, приобщение к духовным ценностям.В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:·        Не запрещать, а направлять;·        Не управлять, а соуправлять;·        Не принуждать, а убеждать;·        Не командовать, а организовывать;·        Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья. Проводимые мной классные часы (информационный классный час «Мир моих увлечений», «День рожденье 5 класса», тематический классный час «Внимание! Пожар!», «Движение учащихся в группах и в колоннах» и др.);, диспуты («О дружбе и друзьях», «Мои «можно» и мои «нельзя») способствуют развитию самооценки учащихся, выработке умения видеть сильные и слабые стороны своей личности, характера.Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.Проводя анкетирование учащихся («Диагностика характера», «Трудности взаимопонимания» и др.), а также диагностику нравственной воспитанности, выявляю способности детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки.Анализируя проведенную работу, замечаю, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях ВСЕХ учащихся класса.Осознавая, что здоровье школьников это главная задача современной школы, уделяю большое внимание формированию у ребят культуры сохранения и совершенствования  собственного здоровья. Это и  физкультминутки, которые позволяют детям отдохнуть и подвигаться на уроке, и предметные праздники, посвященные охране здоровья. И главное, конечно, это большое количество спортивных эстафет, соревнований, турниров,  которые проводятся как в помещении, так и на спортивной площадке школы.В настоящем учебном году все дети класса охвачены досуговой деятельностью (4 девочки посещают кружок «Танцевальный» при ДК, все занимаются в спортивной секции, посещают все кружок «Занимательная грамматика»). С целью изучения взаимоотношений «учитель-ученик-родитель» посещаю уроки учителей – предметников в своем классе, посещаю семьи учащихся на дому, провожу индивидуальные беседы с родителями.         В своей работе использую инновационные методики, творчески подхожу к воспитательной и социально-педагогической работеСтремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом.Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела. Результатом моей работы  являются: интересные общешкольные мероприятия («День Учителя», «Золотая осень», и др.); тематические классные часы и беседы, родительские собрания («Синдром «понедельника» у пятиклассника и как его избежать») и др.     Для формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей организую для детей познавательные экскурсии, где знакомимся с достопримечательностями городов Тамбова, посещаем музеи, выставки, а также встречаемся с интересными людьми. Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответствен “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь итнернет-сайтами (, )  с методическими разработками различных мероприятий. Принимаю активное участие в методическом объединении классных руководителей школы, где выступаю с сообщениями («Информационные технологии в учебно-воспитательном процессе» и др.), делюсь с коллегами своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям.Работа с  родителями учащихся   Большое значение я придаю работе с родителями. Прежде всего – это родительские собрания. Чтобы добиться стопроцентной  явки на собрания, стараюсь применять  различные формы их проведения: это и родительские лектории, и «круглые столы», и тематические консультации, и анкетирование. Тема собраний часто продиктована желаниями родителей, поэтому актуальна, волнует родителей, и собрания проходят оживленно и всегда с пользой. О недостатках ребенка я беседую с родителями в индивидуальной беседе, начиная с положительных моментов в обучении ребенка, постепенно переходя к тому, на что родителям  следует обратить особое внимание. Такое обращение с родителями дает свои плоды: родители не бояться, что испытают неприятные минуты перед другими, охотно приходят на собрания и активно участвуют в проведении внеклассных мероприятий, подготовке класса к новому учебному году.  Провожу разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые. На собраниях с родителями провожу анкетирование, тестирование, обсуждение проблемных ситуаций. Связующим звеном между школой и всеми родителями класса является родительский актив, который активно помогает мне в организации досуга детей, в ремонте, участвуют во всех организационных вопросах. Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.Так как мой 5 класс небольшой – 12 человек, то после избрания командира класса, выбираются ответственные за  классные сектора (учебный сектор, трудовой сектор, спортивный сектор, сектор досуга). Строго распределяются обязанности. Функции совета класса:·       Подготовка и проведение классных собраний·       Анализ деятельности своих членов·       Подготовка, составление плана воспитательной работы класса·       Подготовка информации – отчета и предложений в вышестоящие органы.       Функции собрания класса:·       Заслушивание информации о решениях совета учащихся класса;·       Принятие решений по вопросам деятельности классаУчебный сектор:·        Контроль учебной деятельности; ·        Контроль выполнение домашнего задания;·        Оказание помощи слабоуспевающим ученикам.Спортивный сектор: ·        Организация спортивно-оздоровительных мероприятий. ·        Дни здоровья·        Прогулки лес, походы·        Устные журналы « Экология и мы»·        Беседы о здоровом образе жизни·        Школьная спартакиада Трудовой сектор: ·        Дежурство по школе и в классе·      Операция «Сохрани книги»Сектор досуга: ·        Проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий.·        Организация традиционных праздников (День Учителя, и др.)·        Коллективно - творческие  дела·        Турнир знаковВ конце каждой четверти, учащиеся, ответственные за сектора, отчитываются за свою работу, так как при реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее результаты.Хотелось бы отметить, что являясь посредником между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей  коллективно - творческие дела очень сплачивают детский коллектив. Работа с учителями-предметниками       Важнейшим условием благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности ребенка является его успешность в учебе. Воспитательную работу нельзя отрывать от учебной. Ребенок един, целостно его становление. Поэтому важным направлением деятельности классного руководителя является его сотрудничество с учителями-предметниками.       Сделать детей эрудированнее, свободнее в суждениях, раскованнее в общении, увереннее в себе позволяет личностно-ориентированный подход в обучении. Личностно-ориентированный подход в воспитании представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, разноуровневый, дифференцированный подходы, который осуществляется в совместной деятельности классного руководителя и учителей-предметников.  Эта работа включает совместную разработку общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников на педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам.         В самом начале учебного года я обращаю внимание учителей – предметников на учеников, у которых есть проблемы, связанные с поведением и здоровьем. Мы вместе решаем, как помочь ребенку. Иногда использую анкетирование, которое помогает выявить отношение ученика к предмету, причины его неуспеха в изучении данного предмета, способствует развитию сотруднических отношений между учителем – предметником и учащимся.Заключение. Сенека говорил: «Уча других, мы учимся сами...». И до тех пор, пока у педагога есть желание, и учить, и учиться, он будет соответствовать самой высокой планке, которую установили для него время и общество.       Не все порой удается в работе, но считаю, каким в будущем человеком станет ученик, в большей  степени зависит от того, каким был его учитель.       И моя цель – воспитать настоящего человека, человека, способного трудиться, грамотного, творческого,  старательного, отзывчивого.  Для  этого надо знать ребенка, его способности, возможности, надо любить и уважать в нем личность.       «Если человек каждый день будет делать свое дело, невзирая ни на что, жизнь изменится к лучшему. А сухое дерево, если его поливать каждый день, зацветет…»        Думается мне, что нам, учителям, надо чаще вспоминать эту заповедь, чтобы не устать раньше срока от нашего нелегкого труда, чтобы не изнемогла душа в ежедневной нелегкой работе. Уверена, любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Нужен нелегкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление  о  мире, свой опыт и  свои чувства.  Хочется закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.Педсовет по теме «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие:
  • адаптацию физиологическую,
  • психологическую
  • социальную, или личностную.
  • Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.Какими должны быть пятиклассникиПятиклассники должны:
  • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
  • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
  • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
  • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
  • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
  • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
  • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор
  • Возникающие проблемы:
  • очень много разных учителей;
  • непривычное расписание;
  • много новых кабинетов;
  • новый классный руководитель;
  • проблемы со старшеклассниками;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем работ в классе и д/з;
  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
  • ослабление или отсутствие контроля;
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; 
  • самостоятельность в работе с текстами;
  • низкий уровень развития речи;
  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;
  • своеобразие подросткового возраста
  • Признаки успешной адаптации:
  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
  • Признаки дезадаптации:
  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
  • Возможные реакции:
  • Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
  • Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  • Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
  • Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
  • Сроки адаптационного периода.
  • 2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)
  • 2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся).
  • Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.1.Слабые навыки решения математических задач.2. Плохое владение пересказом текста.3 Невнимательность и неусидчивость.4 Частая смена приятелей.5. Одиночество.6. Логопедический диагноз.7. Социальное положение.8. Физическое и психологическое состояние. Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.На начало учебного года я, как классный руководитель ознакомилась с личными делами учащихся, характеристиками.
  • Была написана характеристика класса.
  • Был составлен социальный паспорт класса, план работы класса, план работы с родителями.
  • Оформлен классный уголок, уголок безопасности.
  • Еженедельно проводятся классные часы, которые носят как организационный характер, так и тематические. Проводились классные часы в неформальной обстановке(чаепитие)
  • Было проведено 2 родительских собрания.
  • Одно из них «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям», второе- «Ненасильственные методы воспитания». На первом родительском собрании родители в интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами заполнили анкеты. Была предложена памятка в помощь родителям «Трудности адаптации в 5 классе. Рекомендации для родителей
  • Наблюдение за учащимися вовремя и вне учебных занятий
  • Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья и пожеланиями родителей
  • Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена». «столовая», «правила поведения». «ведение дневника».
  • Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка.
  • Еженедельные консультации школьного психолога
  • Сотрудничество с учителями – предметниками.
  • .
  • Проведено анкетирование «Уровень воспитанности учащихся 5 б класса» Анкетирование показало, что у большинства учащихся средний уровень воспитанности. У Луговкина Никиты ближе к хорошему.
  • На своих уроках обращала внимание на следующее:
  • По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний
  • Ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)
  • Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета
  • Стараться интегрировать задания с родственными учебными дисциплинами для обогащения знаний и расширения кругозора учащихся.
  • Учащиеся 5 класса были вовлечены в подготовку и проведение совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников и спортивных соревнований. Участвовали во всех коллективно-творческих делах школы и класса. Каждый ученик имеет в классе поручение, качество выполнения и степень участия в делах класса и школы отражается на родительских собраниях и классных часах. В классе между девочками и мальчиками царит доброжелательность и дружелюбная атмосфера. Что касается мальчиков класса, то за 1 четверть были несколько случаев выяснений между ними отношений. Во всех этих случаях присутствуют почти одни и те же ребята: Володьков Иван. Власенко Никита и Логвин Фёдор. Со всеми ними проводились беседы классного руководителя, администрации школы. С родителями этих детей были проведены беседы. Путем многочисленных отдельных бесед с отдельными мальчиками, конфликт был постепенно сведен к минимуму. Таким образом, класс требует постоянного контроля со стороны классного руководителя и учителей-предметников.В конце I и II четвертях подвели итоги по посещаемости и успеваемости.Успехи есть. В I четверти было в классе 2 хорошиста, во II четверти хорошистов стало 3. Улучшилась посещаемость. В I четверти было пропущено 102 дня, то во II четверти-54 дня.Можно считать, что адаптация в 5 Б классе завершена. Но проблемы у некоторых воспитанников будут на протяжении всего учебного периода в школе. Эти проблемы носят социальный характер. Успеваемость составила – 100%, качество знаний – 37,5%.Классный руководитель –Балашова Л.К.В начале учебного года передо мной стояла главная цель – обеспечить адаптацию учеников  при переходе из начальной школы к условиям обучения в среднем звене.    (Сл.3) Для достижения, которой Были поставлены следующие задачи:создавать в классе ситуацию успеха;способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками;создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;развивать классное самоуправление;стимулировать  интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученикеВоспитательная работа  в течение сентября и октября велась в соответствии с планом работы на 2018-2019 учебный год.      Основными формами работы стали классные часы, праздники, беседы. Участие принимал весь класс. При их проведении функции организатора возлагались в основном на классного руководителя.     В работе с классом основное внимание уделялось нравственному воспитанию: развитию самостоятельности, инициативы, ответственности. В основном все намеченные задачи были выполнены.     Был проведён классный час, на котором обсуждали вопросы серьёзного отношения к учёбе, своевременного выполнения домашнего задания, добросовестного отношения к урокам, посещению, говорили о дополнительных консультациях при выполнении домашнего задания, а также проводили тематические классные часы по плану. По итогам четверти в классе 4 хорошиста: Белых Виктор (три четверки – русский язык, математика, английский), Дегтярев Артем (одна четверка по русскому языку), Козлова Алина, Нестерова Дарья. Отличники – Ефанова Мария, Бейсова Дарья и Ходосова Ксения. Имеет одну тройку Конорева Нина по русскому языку. По некоторым предметам отмечается снижение успеваемости: по русскому языку - Дегтярев Артем 54 и Конорева Нина 43, Уткене Полина 43 по литературе, Конорева Нина 54; Фурсов Сергей 54 по физической культуре и Кахарова Диана 43 по английскому языку. Я считаю, что это связано с возросшим темпом работы на уроке, объёмом как на уроке, так и в домашнем задании, новыми требованиями, пропусками (у Дегтярева Артема 11 пропущенных дней по болезни, у Кахаровой Дианы 2 пропуска по неуважительной причине 1 день шел дождь , а второй день проспали, у Фурсова из 11 пропущенных дней 10 по болезни, один день проходили мед. комиссию). Мной были посещены в 5 классе уроки: истории, биологии, физической культуры. Для повышения интереса к обучению, учителя Гаврилов В.М., Лубкова С.В., Ходосов Е.А. на уроках применяли игровые моменты, легенды, презентации, плакаты. Учителя – предметники после уроков всегда меня ставят в известность о замечаниях полученных детьми на уроке, и дети очень много рассказывают об уроках. Поэтому хоть я и не веду в этом классе уроки, но в курсе всего того, что произошло на уроке, что детям понравилось на уроке.Класс принимал активное участие в общественной жизни школы. Среди активистов хочется отметить всех. (Сл.4) В начале сентября проводилось родительское собрание «Особенности обучения в 5 классе»В течение двух месяцев подготовили и провели классные часы, посвященные--школьным законам и правилам.--патриотическому воспитанию: «Россия – Родина моя».--правилам дорожного движения: «Знай и соблюдай правила дорожного движения»,  --соблюдение правил пожарной безопасности «Всероссийский открытый урок по безопасности» (Сл. 5)А так же проводились индивидуальные беседы с детьми на темы хорошего поведения, правила поведения в общественных местах и поведение в школьном автобусе, о выполнении домашнего задания, о школьной форме.Приняли участие в общешкольных мероприятиях (Сл.6) «Неделя безопасности», на которой пятиклассники провели в 4 классе интерактивную игру по БДД, подготовили видео ролик агитбригады ЮИД для районного конкурса и показали выступление ученикам начальной школы (Сл.7), (Сл.8) в мероприятии посвященному Дню единства, (сл.9) в празднике осени.Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации так же были проведены следующие мероприятия:--Родительское собрание: «Особенности обучения в 5 классе»--наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий.--рассаживание детей с учётом их индивидуальных особенностей.--сотрудничество с учителями предметниками.--анкетирование.--распределение поручений на основе голосования.--привлечение детей к общешкольным мероприятиям.В анкетировании приняли участие 12 учеников, Бондаренко болел, и результаты такие: (сл.11,12,13,14)Я считаю, что в классе между учащимися царит доброжелательность и дружелюбная атмосфера. Так же хочется отметить, что учащиеся 5 класса очень организованные и трудолюбивые, охотно откликаются на просьбы старших.Активное участие принимают и вне школы в ДШИ занимаются: Ефанова Мария, Уткене Полина, Конорева Нина, Бейсова Дарья.В целом намеченные в воспитательном плане задачи выполнены.     --     работоспособность и дисциплина на уроках в классе: учащиеся на уроках   работоспособны, дисциплина в классе хорошая,      --   атмосфера на уроках и взаимодействие с учителями-предметниками: мальчики и  девочки 5 класса с уважение относятся к учителям и друг к другу.        Мнение учителей-предметников об учебных достижениях учащихся – класс  работоспособный, но нужен контроль по учёбе, дети не выполняют д/з в полном объеме, Бондаренко Р., Уткене Полине (приходит в пятницу без д/р т.к. в четверг уходит с продленки на занятия в ДШИ). Я стараюсь контролировать выполнение д/р этими детьми в группе продленного дня.Исходя из изложенного считаю, что поставленные основные цели и задачи, выполнены.       Вместе  с тем  отмечаются  отрицательные  стороны:Не всегда есть своевременная роспись в дневниках детей после выходного дня, дети опаздывают на уроки, т.е. заходят в класс после звонка.         В следующих учебных четвертях наметила следующие задачи:1.Продолжить работу над развитием классного коллектива: добиваться высокого  уровня сплоченности.   2.Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии  (сохранить успеваемость класса  – 100%, добиваться повышения качества знаний учащихся (по итогам первой четверти 54%, резерв есть), добиваться 100% посещаемости).3. Продолжить развивать интерес к внеклассной деятельности. 4. Способствовать тому, чтобы учеба в школе пятиклассникам была в радость. (Сл.15)Закончить свое сообщение хочу словами «Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами».Остроградский Михаил Васильевич (это математик с мировым именем живший в 19 веке)Сл. 16 Спасибо за внимание!Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:На начало учебного года я, как классный руководитель, ознакомилась с личными делами учащихся, характеристиками.
  • Был составлен социальный паспорт класса, план работы класса, план работы с родителями.
  • Оформлен классный уголок, уголок безопасности.
  • Еженедельно проводятся классные часы, которые носят как организационный характер, так и тематические. Проводились классные часы в неформальной обстановке (чаепитие)
  • Было проведено 2 родительских собрания.
  • Одно из них «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям». На первом родительском собрании родители в интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами заполнили анкеты.На своих уроках обращала внимание на следующее:
  • По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний
  • Ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)
  • Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета
  • Учащиеся 5 класса были вовлечены в подготовку и проведение совместных мероприятий, праздников. Участвовали во всех коллективно-творческих делах школы и класса. Каждый ученик имеет в классе поручение.