Публикации Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Автор: Бобряшова Жанна Николаевна

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы«Любая книга, которая помогает ребенку сформировать привычку к чтению, сделать чтение одной из его потребностей, хороша для него».- Майя Энджелоу.Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.Книга учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.Цель работы педагогов:• Развитие интереса к художественной литературе.• Формирование литературного вкуса.• Воспитание будущего читателя.Задачи:• Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.• Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.• Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слух, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества.• Сформировать положительный образ «я».• Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.Актуальность: социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили следующие тенденции:• Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков.• Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей изза того, что телевидение, видео и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни.• Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.• Исчезновения традиций семейного совместного чтения с детьми.Неумение читать, непонимание смысла текста затрудняют обмен информацией, влияют на качество образования, делают человека уязвимым в общении, в аргументации сказанного. Почти невозможной становится межкультурная коммуникация, ослабляются поколенческие связи.На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.Начинать такую работу необходимо с самого раннего возрастаВ процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом формируется нравственная и культурная основа личности.Своеобразие системы работы:Своеобразие системы работы мы видим в том, что прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, мы используем разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, общественностью (литературные конкурсы, работа в библиотеке ДОУ, проектную деятельность, так как только кропотливая совместная работа, усилия взрослых, окружающих детей, смогут приобщить детей к чтению книг.Методы работы по приобщению детей к чтению:Словесные:• Чтение художественных произведений.• Беседы по прочитанному.• Заучивание наизусть.• Пересказ произведений.• Выразительное чтение.Практические:• Игры – драматизации.• Дидактические игры.• Элементы инсценирования.• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).• Театрализованная деятельность.Наглядные:• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.• Просмотр видеороликов, фильмов.• Оформление выставок.• Использование разных видов театра.Формы работы:• Занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи).• Кружковая работа.• Культурно – досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры.• Свободная от занятий деятельность: экскурсия в библиотеку ДОУ; оформление тематических выставок, макетов; проведение «Недели детской книги»; игровая деятельность: (сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, настольно – печатные игры).Сотрудничество с родителями.Формы работы:• Родительские собрания.• Индивидуальные консультации.• Семинары – практикумы.• Папки – передвижки.Фотопрезентации.• Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок, макетов.Выводы:Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми и родителями позволяет:1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;2) создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.Задача детского сада, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае страдают прежде всего дети, теряя связь с семейным чтением. Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а, значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное, и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности.Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.По моему мнению, общение с книгой воздействует на ребенка, вызывает у него эмоциональный отклик. Поэтому роль книги и чтения как средство становления личности ребёнка очень велико. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.Начинать такую работу необходимо в раннем возрасте, в первом для ребёнка социальном институте- детском саду.Поэтому в своей работе я выбираю такие методы по приобщению детей к чтению: словестные, наглядные, практические1) повторное чтение всего текста,2) повторное чтение отдельных частей его.Чтение может сопровождаться1) игровыми действиями детей;2) предметной наглядностью;3) рассматриванием игрушек, муляжей;4) рассматриванием иллюстраций;5) привлечением внимания слушателей к реальным объектам;6) словесной помощью;7) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения;8) постановкой после чтения поисковых вопросов;Словестные: чтение произведений, беседы по прочитанному, заучивание наизусть, пересказ.Изображение прочитанного в изобразительной деятельности.Наглядные: показ иллюстраций, картинок, игрушек, оформление выставок.Формы работы, которые я использую.В группе создана предметно-развивающая среда в виде книжного уголка. С детьми ежедневно читаем книги не только по программе.Я считаю, что сейчас исчезновение традиций совместного семейного чтения с детьми негативно влияет на их интеллектуальное и нравственное развитие. Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (93%),стихи (36%), классическую детскую литературу (7%), энциклопедии (7%), а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо приобщить к семейному чтению.Для этого в нашей группе я разместила библиотеку, где каждый ребёнок вместе с мамой может выбрать домой книгу для чтения.Провожу развлечения для детей, для того чтобы заинтересовать их.Для развлечений я использую разнообразные интересные книги, интеллектуальные игры. Организация книжной больницы в конце каждой недели способствует привитию детям бережного отношения к книге.Всё это я делаю в тесном сотрудничестве с родителями.Для родителей я использовала папки-передвижки, индивидуальные консультации, родительское собрание, участие родителей в литературных конкурсах.Результатом моей работы стало:Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе.Развитие познавательных интересов детей.Стремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи.Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.Бережное отношение детей к книге.Повышение читательской культуры в семьях воспитанников.Из всей проделанной работы я сделала выводы, что система работы по приобщению детей младшего дошкольного возраста к чтению с опорой на разнообразные формы работы с детьми и родителями позволило признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировозренческом и нравственном становлении ребёнка. Взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению в процессе ознакомления с художественной литературой.