Публикации
«Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек»
Автор: Рамазанова Махият Агарагимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек»
Автор: Рамазанова Махият Агарагимовна
«Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» Проблема гендерного воспитания в нашем образовании сегодня актуальна как никогда. Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенности развития детей в ходе полоролевой социализации. Известный писатель и педагог Ж.Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать.Актуальность вопроса гендерного воспитания детей заключается в том, что в современном обществе происходят социальные изменения, во-вторых, изменяются психологические установки общества, отсутствует дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек, построение образовательного процесса идет без учета полоролевой социализации мальчиков и девочек. Такой подход приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола. Мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности; девочки нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному решению конфликтов. И как следствие это приводит к разрушению стереотипов мужского и женского поведения, к смешению половых ролей, феминизацию мужчин и омужествлению женщин.Поэтому ориентироваться в настоящее время только на биологический пол, нельзя. Учеными, психологами и педагогами был введен термин «гендер» - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то как это поведение воспринимается. В результате психолого-педагогических исследований было установлено, что именно период дошкольного детства у всех детей происходит принятие гендерной роли. К трехлетнему возрасту дети начинают понимать что они либо мальчик, либо девочка и обозначают себя соответствующим образом. С 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что пол не изменяется и мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.Существуют признаки несформированности гендерной идентичности: это предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола, стремление быть со взрослыми противоположного пола, подражая его поведению, активно выраженное желание изменить свой пол и имя, рассказы ребенка, в которых он выступает, как представитель другого пола, стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола. Если один из признаков имеется у ребенка необходимо консультация специалистов и этот факт должны узнать родители. Особенно внимательно нужно отнестись к детям из группы риска (неполные семьи), особенно к мальчикам, которые лишены мужского воспитания.Несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности для всех детей, но у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще.В период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка, а в детском саду - воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчины, а женщина, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не может, по одной простой причине у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, воспитатель женщина не располагает детским опытом переживаний, с которым сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми.Первоочередной задачей стоящей перед дошкольными образовательными организациями должна быть задача осуществления дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.Установлено, что мальчики играя, используют все игровое пространство, девочки играют в ограниченном пространстве. К сожалению, хочу отметить, что мальчики не всегда могут реализовать себя в игре, потому что нам воспитателям ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. А шумные, наполненные движениями игры мальчиков вызывают раздражение, потому что думаем что они наполнены бессмысленной беготней и могут привести к травме, следовательно их нужно прекратить. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.Чем же отличается воспитание девочки от воспитания мальчика?Когда в семье появляются дети разных полов, родителей мучает вопрос, чем отличается воспитание мальчика от девочки. Психологи едины в одном: есть различия в подходе к обучению и воспитанию мальчиков и девочек.У мальчиков и девочек разные способы получения знаний. Мальчишкам все надо попробовать и испытать. Они учатся через эксперименты, им обязательно нужно сделать что-либо самостоятельно и дойти до ответа самому.Девочки по своей природе склонны к послушанию. Если девочка просит ей что-то объяснить, то ей, действительно, достаточно объяснения, и она его применит, когда ей будет необходимо.У мальчиков и девочек разные реакции на то, как оценивают их деятельность. Для девочек, как представительниц прекрасного пола, очень важно какое они производят впечатление. Для них имеет большое значение эмоциональное общение со взрослым, и кто конкретно их оценивает, какие слова при этом употребляет.Мальчиков интересует, какая именно работа оценивается родителем или педагогом, и детальное объяснение ее сути. Поэтому эмоциональная реплика в адрес мальчика: «Я недовольна тобой» – не несёт никакого смысла.Мальчиков и девочек хвалить нужно по-разному. Чтобы дети росли гармоничными личностями с адекватной самооценкой, их действия должны иметь обратную связь со стороны родителей.Мальчики оценивают себя по достижениям. Поэтому лучшая похвала для сильного пола будет: «Какой замечательный самолёт ты смастерил!». Самооценка мальчика растет прямо пропорционально тому, как взрослые оценивают его достижения и поступки. Похвала умножается вдвое, если мама нахваливает действие сына другому человеку, например, папе. Самооценка мальчика растет через его успехи.Для девочки важно, чтобы оценили ее качества, потому как женская натура – это состояние. Нужно смотреть глубже и хвалить саму девочку: «Какая хозяюшка растет, настоящая помощница». От этого душа девочки наполняется счастьем, а женская самооценка стремительно идет вверх.Какими мужчинами и женщинами вырастут наши дети во многом зависит от семьи, в которой они воспитываются. Взрослые должны помнить про особенности воспитания мальчиков и девочек. Родители в состоянии помочь и мальчикам, и девочкам учиться успешно. Просто надо знать природу каждого пола и, отталкиваясь от этого, помогать личностям раскрываться. Литература:Берн Ш. Гендерная психология – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1988. Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. – «Дошкольное воспитание». №12 – 2003. Попова Л.В. «Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве» - «Детский сад от А до Я». №2 – 2004.