Публикации Проект «Развитие логического мышления дошкольников через обучение игре в шахматы»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект «Развитие логического мышления дошкольников через обучение игре в шахматы»
Автор: Зайниев Евгений Евгеньевич

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр»ул. Арктическая, д. 16, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629004 Телефон: +7(34922)3-24-12, +7(34922)4-00-73 эл. адрес: maudodyc@yandex.ru ОКПО 34453842, ОГРН 1108901000592, ИНН 8901024072, КПП 890101001ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В ШАХМАТЫВыполнил: Зайниев Евгений Евгеньевич, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Детско-юношеский центр»Руководитель проекта: Кассис Светлана Николаевна, методист МАУ ДО «Детско-юношеский центр»г. Салехард2023СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕШахматы – это не просто спорт.Они делают человека мудрее и дальновиднее,помогают объективнее оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд.В.В. ПутинВ настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умении анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.Для чего нужны шахматы …Нужно ли учить дошкольников этой игре? Многие исследования показали, что обязательно надо учить детей шахматной игре. Это самая гениальная игра, которую придумало человечество. Шахматы содержат в себе воспитательную, образовательную, физическую и эстетическую функцию. Шахматы-спорт, но не физический, а умственный. Шахматы — это отличная подготовка к школеДошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.Такое авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания широко популяризовать шахматы в дошкольных образовательных учреждениях. Из своего опыта работы могу сделать вывод, что у детей дошкольного возраста действительно имеется громадный потенциал возможностей обучения игре в шахматы. Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном возрасте. Х.Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам.Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.Актуальность данной темы заключается в том, что учитель в виду отсутствия системы работы по использованию таких мыслительных операций, как синтез и анализ, классификация и обобщение, аналогия и абстракция, не всегда знает, как правильно способствовать развитию у учащихся способности мыслить по законам логики.В развитии логического мышления исключительно большое значение отводится шахматам. В целом, роль шахмат в процессе обучения школьников трудно переоценить. Шахматы – средство разностороннего развития индивида. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно выполнить отсутствие логики в школьном обучении.Именно поэтому, сегодня, проблеме введения занятий по шахматам в образовательном учреждении уделяется такое внимание со стороны правительства нашей страны.В ближайшие два года для учеников начальных классов всех российских школ введут обязательные занятия шахматами.  Как ранее сообщалось в Министерстве образования и науки, в ведомстве идет активная работа по введению в учебную программу первых-четвертых классов обязательных занятий по шахматам. Принятие этого решения стало результатом исследовательской работы, которую провело Министерство образования и науки. В результате мониторинга выяснилось, что в 40 регионах России школьники играют в шахматы, и они показывают более высокие результаты в учебе. Это связано с тем, что игра в шахматы позволяет детям лучше думать, анализировать, планировать, ставить задачи и решать, в связи, с чем повышается уровень интеллектуального развития школьников. Для выработки единых общемировых подходов к дошкольно - школьной шахматной проблематике в Ханты-Мансийске прошла международная научно-практическая конференция «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования». Участники конференции отметили: 1) «Россия – первая страна в мире, где шахматы на государственном уровне стали учебной дисциплиной как предмет по выбору учащихся (родителей) в первой половине дня; для всех учащихся данной школы – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ).2) Россия – первая страна в мире, где разработан научно обоснованный курс шахмат, преподавать который призваны учителя начальных классов, – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ.Сейчас идет адаптация шахмат к социальной сфере. Общество ждет, чтобы шахматы стали прикладным видом творчества, где отрабатываются навыки самостоятельного принятия решения, навыки анализа, навыки механизма действия в уме, - всего, чем человек должен уметь пользоваться в современном высокотехнологичном мире, где он остается, образно говоря, один на один с компьютером. Обучение детей игре в шахматы решает сразу несколько задач: познавательную, воспитательную, эстетическую, физическую, коррекционную. Учитывая новые направления образовательной политики в ЯНАО по внедрению шахматного образования, образовательные запросы родителей обучающихся, был разработан инновационный проект по теме «Развитие логического мышления дошкольников через обучение игре в шахматы».Управленческая проблема.Особенностью данного проекта являются: интеграция шахматной деятельности в образовательную программу не только в непосредственно образовательную деятельность, а в разные виды детской деятельности в соответствии ФГОС ДО. Организация шахматной деятельности, дополняется посредством интеграции образовательных направлений: практической, исследовательской, образовательной деятельности, в том числе и в рамках дополнительного образования.Для развития логического мышления необходимо разработать комплекс НОД по обучению игре в шахматы и внедрить в образовательно-воспитательный процесс ДОО.Исследовательская проблема. Необходимость рассмотрения данной проблемы, обусловлена важностью данного направления исследования, так как данные результаты диагностических исследований и наблюдай проведённых в ДОО свидетельствуют о ежегодный показателях среднего и низкого уровня мышления дошкольников. Поэтому, использование комплекса НОД по обучению игре в шахматы будет способствовать развитию логического мышления детей дошкольного возраста.Объект исследования: логическое мышление дошкольников.Предмет исследования: влияние комплекс НОД по обучению игре в шахматы на развитие логического мышления дошкольников.Гипотеза исследования: предполагается, что развитие логического мышления дошкольников будет проходить успешно, если:
  • в процессе обучения дошкольников игре в шахматы внедрить комплекс НОД;
  • использовать разнообразные наглядно-дидактические пособия и игры
  • Цель исследования: разработать и апробировать комплекс НОД по обучению игре в шахматы направленного на развитие логического мышления дошкольников.выявить уровень мышления у детей дошкольного возраста; разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления дошкольников.Задачи проекта:
  • Провести анализ научно - методической литературы, педагогического опыта по проблеме исследования.
  • Выявить уровень развития логического мышления дошкольников и методические особенности игре в шахматы.
  • Разработать и апробировать комплекс НОД по обучению игре в шахматы, направленный на развитие логического мышления дошкольников.
  • Представить результаты работы над проектом педагогическому сообществу.
  • Методы исследования:
  • Теоретические методы: анализ и обобщение.
  • Эмпирические методы: тестирование.
  • Количественный и качественный анализ полученных результатов.
  • Материал исследования:
  • Результаты диагностического исследования мышления в соответствии с выборкой исследования. 
  • Целевая группа – дети старшего дошкольного возрастаТеоретическая значимость исследования заключается в том, что в эксперименте доказывается необходимость специального комплексного подхода к развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста.Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе данной работы, могут иметь практическое значение для организации диагностики, определения уровня мышления дошкольников, применение педагогами методических рекомендаций и специально разработанных дидактических игр для коррекции мышления у дошкольников.Новизна исследования проекта.
  • раннее обучение игре в шахматы в непринуждённой игровой форме;
  • комплексное использование занимательного дидактического материала через организацию игровой деятельности по обучению игре в шахматы.
  • Социальная значимость проекта.Опытным путём было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы, на 40% выше, чем у неиграющих детей. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества, обогащает его духовный мир. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе школы, ибо она учит школьников логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть конечный результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память, воспитывает выдержку и уважение к партнеру по игре, учит учиться.Таким образом, обучение детей игре в шахматы обладает существенными возможностями для гармоничного развития личности, более успешной адаптации в социуме и образовательной среде.1.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТАПоисковый (2022 г)
  • изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
  • выявить условия, необходимые для формирования и развития логического мышления у дошкольников;
  • Подготовительный этап (2022 г)
  • провести диагностику направленную на изучение логического мышления у дошкольников;
  • Практический этап (2022-2023 гг)
  • разработать комплекс НОД по обучению игре в шахматы, направленный на развитие логического мышления дошкольников;
  • апробировать комплекс НОД по обучению игре в шахматы, направленный на развитие логического мышления дошкольников;
  • Аналитический этап (2023 г)
  • провести мониторинг сформированности развития логического мышления дошкольников и при необходимости скорректировать методы и формы работы с учётом выявленных в ходе апробации программы недостатков;
  • Презентационный этап (2024 г)
  • обобщить опыт работы на заседании педагогического совета, разместить методические материалы на образовательном портале;
  • Контрольный этап (2024 г)
  • проанализировать результаты выполнения проекта (2024 г).
  • ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
  • Таблица 2Показатели и критерии эффективности реализации образовательного проекта
  • ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ
  • Таблица 3План мер по минерализации рисков при внедрении и апробации образовательного проекта 5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Предполагается получение следующих теоретических и практических результатов по реализации проекта: 1.Пополнение материально-технической базы по шахматному образованию в группе.2. С помощью внедрения шахматного образования в течение трёх лет у младших школьников будут улучшены важные компетенции, такие как:
  • уровень произвольности поведения на 32%,
  • развитие логического мышления на 35%,
  • развитие пространственной ориентации на плоскости на 40%,
  • развитие коммуникативных навыков на 30%,
  • повышение интереса детей к игре в шахматы на 50%.
  • 3. Игра в шахматы объединит педагогов, воспитанников, родителей и социальных партнёров, будет способствовать укреплению взаимоотношений.4.Обобщение положительного опыта работы по теме проекта с целью дальнейшего использования и распространения на муниципальном, региональном, федеральном уровне.Перечень учебно-методического обеспечения(методические и учебные пособия, оборудование, дидактический материал)Оборудование:1. Шахматы демонстрационные (1 комплект на группу);2. Шахматы с доской (по 1 комплекту на 1 обучающегося).Обучающие диски:– «Динозавры учат шахматам»;– «Уроки тетушки Совы».Учебные пособия:
  • Сухин И.Г. Шахматы первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 1. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010.
  • Сухин И.Г. Шахматы первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 2. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010.
  • Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 1. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
  • Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 2. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
  • Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Первый год обучения. 1500 малофигурных позиций. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016.
  • Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Второй год обучения. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016.
  • Компьютерные обучающие программы:
  • «Динозавры учат шахматам»;
  • «Большое шахматное путешествие»;
  • «Шахматы: от простого к сложному»;
  • «Шахматная школа для начинающих»;
  • «Шахматная тактика для начинающих».
  • Дидактический материал:
  • Набор карточек к теме «Линейный мат».
  • Набор карточек к теме «Мат ферзем».
  • Набор карточек к теме «Мат ладьей».
  • Рекомендации «Что нужно делать в дебюте»;
  • Памятка «Главные правила сильного шахматиста».
  • Памятка «Если у тебя материальное преимущество…».
  • Набор карточек к теме «Тактические приемы».
  • 6.СМЕТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТАТаблица 4Перечень материально – технических средств, приобретённых для реализации индивидуального проекта грантополучателяЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, проект «Развитие логического мышления дошкольников через обучение игре в шахматы» является актуальным и целесообразнымВ ходе реализации проекта будут достигнуты следующие социальные эффекты:Социальный эффект от реализации проекта:. 1. Для системы образования города Салехарда:
  • увеличение охвата детей и подростков дополнительным образованием согласно Концепции развития дополнительного образования детей в РФ;
  • 2. Для детей и родителей:
  • повышение степени мотивации обучающихся к занятиям дополнительным образованием;
  • повышение уровня логического мышления;
  • получение стартовой площадки для дальнейшего совершенствования шахматного мастерства, возможность участвовать в шахматных турнирах в условиях города.
  • 3. Для МАУ ДО ДЮЦ города Салехарда:
  • обновление содержания и технологий преподавания дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Шахматная лесенка»;
  • создание методической базы по тематической направленности проекта;
  • повышение уровня профессионализма педагогического коллектива и создание конкурентоспособной организации.
  • Список литературы для педагога
  • Журавлев Н.И. Шахматы. Шаг за шагом. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2022.
  • Костров В.В., Давлетов Д.А. Шахматный учебник для детей и родителей. – В двух частях. - 1 часть. – Спб.: Литера, 2020.
  • Костров В.В., Давлетов Д.А. Шахматный учебник для детей и родителей. – В двух частях. - 2 часть. – Спб.: Литера, 2020.
  • Лобач П. Методика преподавания шахмат. От простого к сложному, 2021.
  • Майзелис И.Л. Шахматы. Самый популярный учебник для начинающих. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2021.
  • Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. - Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
  • Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. - Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
  • Список литературы для обучающихся
  • Кинг Д. Шахматы. От первого хода до победы. – М.: ООО Астрель: ООО АСТ, 2021.
  • Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
  • Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. – В двух частях. Часть 1. – 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
  • Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. – В двух частях. Часть 2. – 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
  • Приложение 1.Инструменты мониторинга и оценки проектной деятельностиВысокий уровень – от 1, 7 до 2 балловСредний уровень – от 1 до 1,6 балловНизкий уровень – от 0 до 1,9