Публикации «Финансовая грамотность для Лёвы»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Финансовая грамотность для Лёвы»
Автор: Паскалова Татьяна Владимировна

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Финансовая грамотность для детей среднего дошкольного возраста» от 4 до 5 летВыполнила: Паскалова Т.В. (ФИО)воспитатель(должность)МАДОУ города Нижневартовска ДС №66 «Забавушка»«Финансовая грамотность для Левы»Цель: формирование основ финансовой грамотности, умения планировать расходы.Задачи:Образовательные: - познакомить детей с такими понятиями, как «финансы», «заработная плата», «планирование расходов»;- расширить словарный запас детей по теме «деньги»;- показать, как выглядят бумажные деньги – банкноты и монеты, в чем их различие;- закреплять знания прямого и порядкового счета в пределах 5;-продолжать учить сравнивать группы предметов. Развивающие:- развивать интерес к финансовой жизни семьи;- развивать инициативу детей;- развивать воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей.Воспитательные:- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;- воспитывать чувство ответственности и желание помочь другим. Предварительная работа:Короткие беседы с детьми об общих финансовых вопросах: «Что такое деньги», «Откуда берутся деньги», «Зачем люди работают» и т.д. Рассматривание иллюстраций о разных работах, иллюстраций с торговыми центрами, магазинами. Проведение сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Мы – покупатели». Дидактические игры на сравнение количества предметов. Словесные игры. Чтение пословиц и поговорок о труде. Материалы и оборудование:Игрушка – лев, корзинка с пятью похожими мячами, на каждом мяче цифра (от 1 до 5), с обратной стороны мяча, картинка (квадрат, квадраты и круг, весы, вощи, касса). Раздаточный материал: геометрические фигуры, счетные палочки, настольная обучающая игра «Считай и проверяй» ЛЬВЕНОК Bondibon, муляжи овощей и фруктов, касса счеты, бумажные деньги и монеты. Ход занятия:1. Вводная часть.Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас гость. Он хочет, чтобы вы угадали, кто он. А чтобы вам было легче догадаться, я загадаю загадку:У него золотая грива. Она так пушиста и красива.Какая славненькая киска. Но не подходите слишком близко.Дети тянут руки, осмелев, но осторожней – это… (лев)Совершенно верно – это лев (показывает игрушку – львенка). Но этот лев совсем не страшный. Он добрый, мягкий и очень любит детей. Вы не боитесь этого льва?Дети: Нет, не боимся!Воспитатель: Он совершил долгое путешествие из жаркой саванны. Тебе нравятся наши дети? (Воспитатель обращается к львенку). Лев: Да, мне очень нравятся дети. Они добрые умные. Я пришел попросить у вас помощи. Воспитатель: А какая помощь тебе нужна, Левушка?Лев: Понимаете, там, где я живу, ничего не знают о деньгах. Не знают, что это такое, откуда берутся и зачем они нужны. А я планирую переехать в город, поближе к вам. Вы можете объяснить, что такое деньги и зачем они нужны?Воспитатель: Ну что дети, поможем Леве?Дети: Да, конечно поможем.2. Основная частьВоспитатель: Кто знает откуда в вашей семье берутся деньги?Дети: Мама и папа работают. За работу им платят деньги. (Если дети затрудняются с ответом, можно помочь им наводящими вопросами. Например: «Твой папа ходит на работу? Чем ему платят за работу? Куда он приносит заработанные деньги?»)Воспитатель: Видишь, Лева, люди ходят на работу. За их труд платят деньги – заработную плату, если говорить короче, зарплату. Заработанные деньги можно тратить. Лев: А куда и как тратят деньги?Воспитатель: Дети, подскажите, пожалуйста, Леве, на что можно потратить деньги.Разнообразные ответы детей. Воспитатель: А как вы думаете, можно тратить сразу все заработанные деньги за один день, или их надо распределять на все время до следующей зарплаты?Дети: Тратить все деньги сразу нельзя. Воспитатель: Правильно. Если потратить сразу все деньги, то может не хватить на очень нужные вещи. Лев: А на что обычно люди тратят деньги?Ответы детей. Воспитатель может подсказывать, задавая наводящие вопросы. Воспитатель: Видишь, Лева, сколько всего нужно людям. Поэтому деньги ни в коем случае нельзя тратить за один раз. Их нужно распределять на весь месяц до следующей зарплаты. А то можно остаться голодным.Лев: Нет, мне никак нельзя оставаться голодным. Я очень хочу научиться управлять деньгами. А что для этого надо знать?Воспитатель: А для этого надо знать математику. Вот мы с детьми уже учимся считать, сравнивать количество предметов и даже учим цифры. Правда, дети?Дети: Да!Лев: Ой, а можно я тоже с вами поучусь? Так хочется быть финансово грамотным!Воспитатель: Поучим Леву математике?Дети: Да, поучим!Воспитатель: Ну, а чтобы лучше себя чувствовать и вспомнить счет, давайте разомнем наши пальчики.Пальчиковая гимнастикаРаз, два, три, четыре, пять,Разгибаем пальцы из кулачков одновременно на двух руках, начиная с большого, и заканчивая мизинцем. Вышел Лева погулять. «Шагаем» двумя пальцами, указательным и средним, по столу.Что нам делать?Сжимаем и разжимаем пальцы в кулачек на правой рукеКак нам быть?Сжимаем и разжимаем пальцы в кулачек на левой рукеБудем с Левушкой дружить.Пожимает руки, как при приветствии.Снова будем мы считать – Сжимаем и разжимаем пальцы в кулачек на двух рукахРаз, два, три, четыре, пять. Разгибаем пальцы из кулачков одновременно на двух руках, начиная с большого, и заканчивая мизинцем.Воспитатель: У меня в корзине есть мячи. Давайте посчитаем, сколько мячей у меня в корзине. Выкладывает мячи на стол по одному, дети их считают. Всего пять мячей. Воспитатель: Посмотрите, на мячах есть цифры. Видите?Дети: Да, видим.Воспитатель: Ваня подойди и возьми мяч с цифрой 1.Ребенок, по выбору педагога, подходит к столу и берет в руки мяч с цифрой 1. Воспитатель: А что на мяче еще есть, кроме цифры 1? Покажи, пожалуйста, всем детям.Ребенок: Квадрат. Воспитатель: Правильно, еще на мяче приклеена геометрическая фигура – квадрат. Спасибо, Ваня, возвращайся на место. Воспитатель: Давайте все вместе поучим Леву различать и называть фигуры?Дети: Да, давайте.Воспитатель просит детей, по своему выбору, показать разные геометрические фигуры и назвать их цвет. Например: «Маша, покажи нам прямоугольник. Какого он цвета?» Хвалит детей за правильные ответы. Воспитатель: Следующий ребенок берет в руки мяч с цифрой 2?Что на мяче еще есть, кроме цифры 2? Покажи, пожалуйста, всем детям.Ребенок: Показывает детям: «Квадраты и круг».Воспитатель: Правильно. Сколько здесь квадратов? (два) А сколько кругов? (один) Чего больше кругов или квадратов? (квадратов) Спасибо, Аня, возвращайся на свое место.Воспитатель: Мы показали Леве, какие бывают фигуры, а теперь еще научим сравнивать их количество. Лев: Ой, я боюсь, что это слишком сложно. Я не смогу…Воспитатель: Не переживай, Лева. Сравнивать предметы по количеству – это не сложно. Наши дети умеют и тебя научат. Правда, дети, научим Леву?Дети: Да, научим!Дидактическая игра «Найди, выложи и сравни»Воспитатель просит детей выбрать из раздаточного материала и выложить на столах определенное количество фигур. Например: 1. Найдите и положите на стол три квадрата. Теперь положите еще два круга (общее количество фигур не должно превышать пяти). Сколько квадратов вы выложили? Сколько кругов? 2. Давайте сравним, чего больше квадратов или кругов. Как мы это можем сделать? Дети сравнивают количество фигур методом приложения или наложения. Выясняют, что квадратов больше. На сколько больше квадратов, чем кругов? На один. 3. Сколько всего геометрических фигур мы выложили? Давайте проверим и пересчитаем. А теперь выложите столько счетных палочек, сколько у вас всего геометрических фигур. Для наглядности воспитатель может дублировать задание, после того, как его выполнили дети, на доске, либо фланелеграфе. Игра повторяется несколько раз, в зависимости от желания детей. Лев: Какие молодцы ребята, спасибо вам большое! Теперь я тоже знаю названия геометрических фигур, цвета, и умею сравнивать количество предметов. Воспитатель: Но это еще не все, Лева. Мы еще многому можем тебя научить. Правда дети?Дети: Да!Воспитатель: Следующий ребенок подходит берет в руки мяч с цифрой 3?Что на мяче еще есть, кроме цифры 3? Покажи, пожалуйста, всем детям.Ребенок: Показывает детям: тут нарисованы весы. Воспитатель: Совершенно верно. Возвращайся на свое рабочее место, спасибо. У меня тоже есть весы. Посмотрите, какие красивые! Вам они никого не напоминают?Дети: Они похожи на Леву!Настольная обучающая игра «Считай и проверяй» Игра проводится в три этапа с желающими детьми. Воспитатель дает задание, вызвавшийся ребенок его выполняет. При необходимости, воспитатель помогает ребенку. В данной возрастной группе используются только карточки счетом до 5. 1. Голубые карточки. Найти цифру, изображенную на карточке и положить ее на одну чашу весов. На другую чашу весов положить равное количество львят. 2. Желтые карточки.Положите изображенное на карточке количество львят на одну чашу весов, количество цифр на другую. Сравнить значения. Воспитатель: Дети, вам понравилась игра? Дети: Да!Воспитатель: Тогда мы потом еще в нее обязательно поиграем и все желающие смогут поучаствовать. Лев: И мне очень понравилась эта игра. Только я не пойму, такие весы нужны для игры или они еще где-то пригодятся?Воспитатель: Что ты, Лева, весы очень нужны. Дети, где можно использовать весы?Ответы детей. Воспитатель: Какие вы молодцы! Чаще всего весы мы используем в магазине, взвешивая товары, чтобы правильно за них расплатиться. Воспитатель: Следующий ребенок берет в руки мяч с цифрой 4?Что на мяче еще есть, кроме цифры 4? Покажи, пожалуйста, всем детям.Ребенок: Показывает детям: тут нарисованы овощи.Воспитатель: Да, здесь нарисованы овощи. Бери мячик, зови ребят, сейчас немного поиграем.Подвижная игра «Назови овощи, фрукты»Дети становятся в круг, воспитатель в центре круга. Ребенок называет овощ или фрукт и кидает мяч воспитателю, тот ловит мяч, делает паузу, повторяет название и кидает мяч следующему ребенку. Овощи и фрукты можно повторять, но лучше разнообразить ответы. Можно подсказывать, задавая наводящие вопросы растерявшимся детям. Воспитатель: Как замечательно поиграли, фрукты овощи вспомнили. Давайте вернемся на свои места и покажем Леве, как покупают овощи и фрукты в магазине за деньги. Воспитатель: Следующий ребенок берет в руки мяч с цифрой 5?Что на мяче еще есть, кроме цифры 5? Покажи, пожалуйста, всем детям.Ребенок: Показывает детям: тут нарисована касса.Воспитатель: А где и для чего используют кассу? Ответы детей. Воспитатель: Чаще всего мы видим кассы в магазине. Они бывают разные и помогают посчитать, на какую сумму человек приобрел товаров. Раньше, давным-давно, считали на вот таких счетах. Но это намного медленнее, чем считает касса. А чтобы расплатиться за покупки, что нам необходимо? Дети: деньги. Воспитатель: Да. Чтобы заплатить за приобретенный товар нам нужны деньги. Они бывают бумажные: вот такие (показывает нарисованные банкноты) или монетки: вот такие. На бумажные деньги можно купить больше товаров, а монетки называют – мелочь. На них можно купить, что-то недорогое, или использовать для сдачи. Покажем Леве, как покупают продукты в магазине? Лева: Покажите пожалуйста, мне очень интересно. Дети: Покажем! Фрагмент из сюжетно-ролевой игры «Магазин», «На кассе в овощном отделе»Воспитатель занимает место продавца за кассой (при должной подготовке это может быть и ребенок). 2 – 3 детям раздаются деньги (бумажные). Они идут к прилавку с фруктами – овощами (муляжи), набирают нужное количество в корзинку или шопер и идут к кассе. По очереди выкладывают покупки. Кассир «взвешивает» товар, проговаривает его стоимость, берет деньги, дает сдачу. Дети по очереди возвращаются с покупками на свои места. 3. РефлексияВоспитатель: Много нового ты сегодня узнал, Лева? Лев: Ой, я столько всего узнал, что даже и запутался. Помогите мне пожалуйста вспомнить, чем мы сегодня занимались. Дети вспоминают, что делали сегодня на занятии, что нового для себя узнали, что больше всего понравилось. Лев: Спасибо большое, дети. Я сегодня очень много нового и интересного узнал про деньги и финансовую грамотность. Пойду своим друзьям расскажу!