Публикации Развитие профессиональной ориентации в России

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие профессиональной ориентации в России
Автор: Николай Николаевич Московченко

Развитие профессиональной ориентации в РоссииСпособность человека самостоятельно формировать и корректировать свою образовательно-профессиональную траекторию, учитывая смысловую и инструментальную стороны профессионального развития, определяет готовность личности к профессиональному самоопределению. Традиционно важная роль в решении вопросов профориентации отводится общеобразовательным организациям, от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит последующая социальная и профессиональная жизнь человека. В современном стремительно развивающемся и усложняющемся мире появляются новые специальности и профессии, становятся востребованными новые компетенции, а приобретённые ранее знания и умения, также быстро устаревают. Поэтому одна из главных задач современного образования – формирование универсальных компетенций, или как говорят универсальных учебных действий, способствующих умению развиваться всю жизнь, учитывая происходящие в обществе изменения в том числе и в сфере профориентации.Период развития профориентации в России насчитывает более 100 лет. Естественно, за это время она, как и само общество, прошла множество спадов, подъёмов и методологических изменений. Еще в царской России, когда стало активно развиваться производство, началась урбанизация, остро встал вопрос о эффективном труде. В 1897 году появилась первая служба по «приисканию» работы в России[1]. Были выделены четыре типичных варианта выбора профессии: 1) согласно семейным традициям (что было распространено в тогдашней патриархальной России); 2) случайный, необдуманный выбор; 3) выбор по призванию; 4) выбор по расчету. Тем не менее, несмотря на возникающие условия в дореволюционной России профориентация как самостоятельное научно-практическое направление возникнуть не успело.В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации получили широкое развитие в двадцатых годах прошлого столетия. В 1921 году было подписано постановление Совета труда и обороны о создании Центрального института труда как центрального научно-исследовательского учреждения по труду в стране[2]. При Институте в 1922 году открыли Лабораторию промышленной психотехники Наркомата труда, основной целью которой было изучение профессий с позиций психологии и создание профессиограмм.В то же время группа энтузиастов во главе с академиком В.М. Бехтеревым при поддержке и участии педагогов и психотехников наладила исследования и конкретную помощь людям в выборе профессии, работы, что привело к организации в 1927 году в Ленинграде при бирже труда первого Бюро профконсультации. Со временем, в период с 1930 по 1933 годы было открыто 47 таких бюро во многих городах страны. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации занимались педологи. В 1930-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС начала разрабатывать систему школьной профориентации, объединяющую школьных психологов, бюро профконсультаций и работников профессиональных учебных заведений. В 1932 г. был создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации[3]. Однако, в силу известных причин, в 1936 г. вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» [4]. Надо отметить, что наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой перед лицом ущемления свобод и это направление в науке практически закрыли под предлогом несоответствия целям и задачам социалистического строительства, а педагогов, разрабатывающих теоретические основы трудового воспитания, обучения и профессионального образования подвергли репрессиям. Только в конце 1950-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации.В 1960-е гг. была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель - А. Н. Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель - Б. А. Федоришин); организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР - (руководитель - А. М. Голомшток) [5]. Это было время перестройки народного образования, направленной на углубление связи школы с жизнью. Основными направлениями профориентационной работы в школе становятся: пропаганда профессий, изучение личности учащегося в целях профориентации, профконсультации. Но, к сожалению, долгий перерыв в развитии профориентации как науки во многом еще оставлял профориентационные разработки на достаточно низком уровне.И только в 1970-х годах профессиональная ориентация в стране была реабилитирована. Она восстановлена благодаря трудам знаменитого психолога Е.А. Климова, работавшего в то время в Ленинграде в Институте профессионально-технического образования. Именно он всерьез занялся теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. Его классификация профессий до сих пор служит фактическим стандартом в России (типы профессий по предмету труда: «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа») [6]. С середины 80-х годов в России началась так называемая перестройка, когда вновь появились надежды на демократизацию общественной жизни. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи[7]. Период с 1985 по 1991г.г. в этом направлении, можно считать самым продуктивным в нашей стране: -создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах - множество пунктов профконсультации;-на базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (в тогдашнем СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили);-в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии» (это также был один из первых психологических курсов в школе).В итоге была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования.Но спад развития экономики к 1990-х гг. способствовал разрушению модели школьной профориентации. В 1991 г. вышел «Закон о занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости и частично перешла в коммерческие структуры - в виде «профотбора персонала» [8]. .С 1996 года происходит новое возрождение профориентации:- В МГУ создается Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» под руководством А.Г. Шмелева;- создаются учебные пособия и разработки активизирующих методик для вовлечения молодёжи в профессиональное самоопределение.В настоящее время Центр тестирования и развития имеет офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Уфе, а также более 200 региональных Представительств в России и ближнем зарубежье, которые организуют работу по проведению профориентационного и репетиционного тестирования по ЕГЭ.Главная миссия Центра, это оказание квалифицированной помощи в профессиональном выборе и становлении личности.Президент и Правительство РФ подчеркивают важность ранней (школьной) профориентации, что отражено в Концепции развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года.Но как утверждают Кузнецов К.Г., Кувшинова О.Л. [9], существующие на сегодняшний день методы и подходы к информированию обучающихся о спектре современных профессий, предпринимаемые школами и регионами меры по организации профессиональной ориентации, – недостаточны. Как показали первые результаты проекта по профессиональной ориентации «Билет в будущее» в 2018–2020 гг., при выборе профессии большинство обучающихся 6-11 классов российских школ демонстрируют неосознанную некомпетентность – т.е. проявляют довольно низкую осведомленность о современном мире профессий и системе среднего профессионального образования (СПО) или ВО при невысоком уровне мотивации к выбору и освоению инструментов выбора. Также при самоопределении школьники демонстрируют зависимость от стереотипов и мнений окружающих и в целом не воспринимают выбор карьерной траектории как актуальную для себя жизненную задачу.Решение возникающих проблем в профориентации может быть найдено при условии, если будет построена система профессиональной ориентации и содействия профессиональному самоопределению обучающихся, в реализацию которой могут быть вовлечены не только школы, но и профессиональные образовательные организации, организации ВО, семья обучающегося, центры занятости населения, а также компании-работодатели, – т.е. будет присутствовать преемственность и согласованность действий всех участников процесса профессиональной ориентации на каждом из этапов этого процесса.В связи с этим Министерство Просвещения РФ, для выстраивания системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности рекомендует использовать Профориентационный минимум - единый минимальный набор требований к профориентационным практикам и инструментам[10]. Предполагается формирование и развитие у обучающихся 6–11 классов трех компонентов готовности к профессиональному самоопределению: мотивационно-личностного (смыслового), когнитивного (карьерная грамотность) и деятельностного. Систематическая, комплексная работа в этих трех взаимосвязанных направлениях (включающая как участие самого школьника, так и активную поддержку со стороны родителей и сотрудников образовательной организации) может позволить обучающемуся осознать себя в качестве активного субъекта выбора, отрефлексировать свои сильные стороны, ресурсы и ограничения (как объективные, так и устранимые), сверить свои представления о мире профессий и желаемых целях с действительностью, приступить к процессу профессиональных проб и отработке навыков профессионального выбора в конкретных жизненных ситуациях.Источники информации1. Пряжникова Е. Ю. Поучительная история развития профессионального самоопределения в России. [Электронный ресурс] / Центр психологического тестирования и развития ТОЧКА РОСТА – Режим доступа: (дата обращения: 29.05.2023).2. История профориентации в России [Электронный ресурс] / ООО "Бюро профориентации" Санкт-Петербург – Режим доступа: (дата обращения: 29.05.2023).3. Развитие психологического знания о труде в России и за рубежом. [Электронный ресурс] / ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга – Режим доступа: (дата обращения: 29.05.2023).4. О педологических извращениях. [Электронный ресурс] / Вологда. Советский период – Режим доступа: (дата обращения: 29.05.2023).5. Исторические аспекты профессиональной ориентации [Электронный ресурс] / ООО «Знанио» – Режим доступа: (дата обращения: 29.05.2023).6. О. Г. Носкова, Ю. К. Стрелков. Евгений Александрович Климов: жизнь в науке. [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» – Режим доступа: (дата обращения: 29.05.2023).7. Постановление ВС СССР от 12.04.1984 N 13-XI "Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы". [Электронный ресурс] / Е-Досье.– Режим доступа: (дата обращения: 29.05.2023).8. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1. [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс– Режим доступа: (дата обращения: 29.05.2023).9. Кузнецов К.Г., Кувшинова О.Л. Методика оценки готовности школьников к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование и рынок труда. – 2022. – № 1. – С. 88–111.10. Профориентация. [Электронный ресурс] / Министерство просвещения Российской Федерации – Режим доступа: (дата обращения: 29.05.2023).