Публикации История становления исполнительного производства в России

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: История становления исполнительного производства в России
Автор: Колбасина Полина Владимировна

Колбасина Полина ВладимировнаОренбургский институт (филиал) МГЮА им О.Е.Кутафина, г. ОренбургИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИАннотация: в данной статье рассматриваются этапы становления института судебных приставов.Ключевые слова: судебные приставы, государственная служба, граждане, защита прав.Государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и полномочий, отнесенных к ведению субъектов Федерации [1, с.41].После долгого забвения впервые термин «судебный пристав» появился вновь в современном законодательстве с принятием федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации, по которому поддержание порядка в заседании Конституционного суда возлагалось на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих. Вместе с тем на них не возлагаются функции по принудительному исполнению актов Конституционного Суда Российской Федерации. Это и стало новым этапом развития института судебных приставов. Поскольку к этому времени ситуация с исполнением судебных решений значительно ухудшилась, возникла острая необходимость реформирования судебной системы. Долго ждать не пришлось, уже 12 мая 1995 г. законопроекты по внесению изменений в судебную систему были внесены в Госдуму; в июле приняты в первом чтении и, после значительной доработки, 16 апреля 1997 г. приняты во втором чтении; 4 июня 1997 г. – в третьем. Одобрены они были Советом Федерации 3 июля 1997 г. и подписаны Президентом Российской Федерации 21 июля 1997 года. Оба закона вступили в силу 6 ноября 1997 год [2, c.11]. Введение этих двух законов стало значительным шагом к структурному оформлению обновленной службы судебных приставов, а также помогло решению ряда серьезных проблем, связанных с исполнительным производством: – создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов и таким образом осуществлена одна из основных идей, положенных в основу этих законов; – созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава судебных приставов-исполнителей и подъёма их профессионального уровня; – усилена ответственность неисправных должников за невыполнение судебных актов и актов других органов, а также граждан и работников организаций за неисполнение – законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве; – обеспечен действенный (внутриведомственный, судебный и прокурорский) контроль над действиями судебного пристава-исполнителя. Вместе с тем, новые очертания и функционал приобретает сама служба исполнительного судопроизводства: – судебные приставы находятся в системе управления и подчиняются вышестоящим должностным лицам (органы исполнения из судебных, превращаются в административные); – создана самостоятельная служба судебных приставов в качестве органа принудительного исполнения судебных актов и актов других органов; – на судебных приставов теперь возлагаются задачи по обеспечению охраны и защиты судей, участников процесса, свидетелей и граждан, находящихся в здании суда, от преступных посягательств, а также выполнение иных мер; – впервые в законодательстве последовательно был реализован принцип равенства защиты всех форм собственности; – судебный пристав-исполнитель получил более широкие возможности по исполнению своих обязанностей за счет наделения его правом налагать штрафы, а также вносить представления о привлечении к административной или уголовной ответственности. В 2009 г. Федеральной службой судебных приставов были приняты меры по совершенствованию законодательства, регламентирующего служебную деятельность судебных приставов. В настоящее время ФССП России заняла определенное место в системе правоохранительных органов, выполняя функции принудительного обращения взыскания на задолженности организаций и физических лиц, а также другие функции. Можно сделать вывод, что территориальные подразделения судебных приставов стали сейчас необходимым атрибутом государственной власти в городах и регионах, наряду с судами, прокуратурой, органами внутренних дел, налоговыми органами. Подробно изучив исторический аспект развития института судебных приставов, мы пришли к выводу, что периоды развития института судебных приставов не совпадали с периодами развития общей истории Российского государства. Из-за чего еще могут возникать в теоретическом аспекте изучения некоторые вопросы. Например, к какому этапу развития относить институт службы судебных приставов в период с 1991 г. по 1997 г., когда было отменено советское законодательство, регулировавшее деятельность приставов и принятием Федерального закона «О судебных приставах»? Такие периоды выпадения из периодизации мы предлагаем считать переходными периодами.Список используемых источников и литературы1.Бакурова Н. Н. Понятие исполнительного производства в административном процессе // Административное право и процесс. 2019. № 5. С. 41.2. Деготь Б. Е. Стадии исполнительного процесса // Современное право. 2015. № 5. С. 11.