Публикации Творческие задания на уроках литературного чтения для обучающихся 4 классов.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческие задания на уроках литературного чтения для обучающихся 4 классов.
Автор: Акчурина Диля Рафаэльевна

  • Задания словесного описания
  • Задание: «Аннотация»Аннотация в книге помещается на обороте титульного листа. Из нее можно узнать, о чем говорится в книге, так как в аннотации есть сжатое изложение содержания. Часто аннотация пишется так, чтобы заинтересовать читателя.Класс: 4Тема: «Приключения Электроника» Е. С. ВелтистовЦель: Создание условий по знакомству детей с произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника», развитие нестандартного мышления, гибкости воображения.Этап урока: Домашнее заданиеУчитель: ебята! Мы с вами прочитали произведение «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками», ответили на все вопросы и можем составить аннотацию по произведению. Давайте вспомним памятку. Памятка
  • Выбери книгу, которая тебе нравится.
  • Постарайся заинтересовать будущих читателей этой книги.
  • Начать аннотацию можно по-разному:В этой книге рассказывается о …Этот рассказ о …Писатель… рассказывает о …Главный герой этой книги– …Удивительные события происходят вЛюбишь ли ты читать о …
  • Рассказывая о содержании и герое, постарайтесь заинтересовать будущих читателей этой книги.Аннотация Пальковой Сафии:Удивительные события происходят в Дубках, куда профессор Громов привез в чемоданчике странного мальчика. Этот мальчик не простой, его зовут Электроник и он робот. Он питается электроэнергией, но однажды случилось нечто, Электроника перезарядили и он выпрыгнул в окно. А вот что случилось с ним дальше вы можете узнать, прочитав рассказ.Задание: «Составь вопрос».Класс: 4Тема: «Городок в Табакерке» В. Ф. ОдоевскийЦель: Создание условий по закреплению знания по произведению «Городок в Табакерке» В. Ф. Одоевский, развитие гибкости и беглости мышления.Этап урока: Закрепление знанийУчитель: а прошлом уроке мы с вами прочитали произведение «Городок в Табакерке» и чтобы проверить ваши знания по прочитанному произведению я предлагаю вам составить вопросы. Это работа в парах: вы составляете вопросы с соседом по парте. Чтобы вопросы не повторялись, следуйте этому плану:
  • О теме и проблемах;
  • По сюжету;
  • Об образах героев;
  • О композиции (с учетом жанра);
  • О языке (изобразительные средства языка автора);
  • Об идее.
  • - Те, кто сидят на 1 варианте, берут пункты плана под четными цифрами (2, 4, 6), а 2 вариант нечетные (1, 3, 5) и составляют по пунктам вопросы. К каждому пункту по 3 вопроса. По завершению работы пары задают друг другу свои вопросы по очереди и отвечают на них. Удачной вам работы! В процессе составления вопросов происходит совершенствование навыка чтения благодаря многократному возвращению к тексту. Важно, чтобы перечитывание носило аналитический, а не воспроизводящий характер. Когда дети отвечают и составляют вопросы, то непременно используют весь свой творческий потенциал и воображение.
  • Задания иллюстративного характера
  • Задание: «Создание диафильма»Класс: 4Тема: Г. Х. Андерсен «Русалочка»Цель: Создание условий по закреплению знаний по произведению Г. Х. Андерсена «Русалочка», развитие оригинальности, гибкости, беглости воображении.Этап урока: Закрепление знанийДиафильм – это рассказ в картинках, где в каждом кадре художник должен разместить фрагмент сюжета, каждый фрагмент связан друг с другом и представляет собой последовательную иллюстрацию. Работа над созданием диафильма – это работа над совместным проектом. В ходе работы над созданием диафильма решаются следующие задачи:
  • Дети знакомятся с понятие «Диафильм»;
  • Дети учатся проявлять творческий потенциал;
  • Формируется навык работы с литературным произведением;
  • Развивается навык работы со сверстниками;
  • Формируется интерес к художественной литературе.
  • Для того, чтобы проект был реализован, необходимо соблюдать все этапы работы:- Сбор информации о терминах: диафильм, монтаж, кадр, сценарий, иллюстратор, монтажер и другие. (Данный вид работы можно произвести единожды, а в дальнейшем освежать в памяти учеников);- Выбор произведения, деление текста на смысловые части – раскадровка;- Присвоение каждому участнику проекта совей части произведения;-Рисование кадров диафильма. (На это этапе можно отсканировать все рисунки);- Компоновка рисунков в видео пленку, либо компоновка слайдов в программе PowerPoint. если рисунки были отсканированы или же их редактирование в видеоредакторах.- Работа над выразительным чтение текста (субтитры).Этап урока: Открытие новых знаний Учитель: ебята, вы смотрели когда-нибудь мультфильмы? (Ответы детей: да). егодня я предлагаю вам создать собственный мультфильм и стать настоящими мультипликаторами! Но для начала ответьте на такой вопрос: А вы знаете, что такое диафильм? (Ответы детей: нет). -Попробуйте предположить, что такое диафильм? (Ответы детей: создание фильма). -Вы ответили практически верно! Диафильм – это рассказ в картинках, где в каждом кадре художник должен разместить фрагмент сюжета, каждый фрагмент связан друг с другом и представляет собой последовательную иллюстрацию. Работа над созданием диафильма – это работа над совместным проектом. Перед началом работы нам необходимо разделить произведение на части. К каждой части будет предложено нарисовать несколько рисунков либо один, если часть будет сокращена. Нас в классе 28, свой неповторимый рисунок к произведению нарисует каждый, это индивидуальная работа. (Далее идет деление ключевых моментов в частях между детьми и объяснение сюжета рисунка.) Таким образом, соблюдая все этапы работы над диафильмами, получится диафильм в бумажном виде, для которого можно сделать импровизированный диапроектор, либо получится более современный диафильм со звуком в презентации PowerPoint или в видеоредакторе. Неважно какой вид деятельности выбрать, главное, что данная работа объединяет детей, учит размышлять, учит договариваться о деталях рисунка, учит ответственности за общее дело, учит аккуратно оформлять свою работу, учит анализировать и раскрывает творческий потенциал каждого ученика. Задание «Моделирование обложки»Класс: 4Тема: А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»Цель: Создать условия по изучению стихотворения А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»Этап урока: Подведение итоговНа основе любого произведения можно смоделировать обложку. Моделируется она при помощи специальных фигур и цветов:Учитель: предлагаю вам создать обложку по данному стихотворению, но обложка будет не простая, а смоделированная при помощи фигуры и цвета. Обратите внимание на слайд и вспомните заменители тем и жанров (Рисунок 5). Рисунок 5 – Заменитель тем и жанров -Каков жанр нашего произведения? (Ответы детей: стихотворение). -Какую фигуру выберем? (Ответы детей: треугольник). -Какова тема стихотворения? (Ответы детей: о Родине). -Какой цвет подходит? (Ответы детей: красный). -Прекрасно! Теперь каждый может составить обложку!Образец:Ребята любят составлять книжки-самоделки, в которых можно использовать модели обложек. Такая работа помогает повторять, закреплять, проводить самопроверку и самооценку. Только в активном процессе познания происходит формирование читательских умений. Рисование обложки способствует развитию образного мышления, творческих способностей, пониманию темы и жанра изучаемого произведения. Работа с моделями обложек помогает выявлять читательский опыт.
  • Задания, относящиеся к драматизации.
  • Задание: Ролевая игра «Кто я?»Ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе». Возможно, как при изучении конкретного произведения, так же при изучении биографии авторов.Класс: 4Тема: Авторы произведений по разделу «Природа и мы». (Д. Н. Мамин – Сибиряк, С.А. Есенин, М.М. Пришвин, А. И. Куприн, В.П. Астафьев)Цель: Создать условия по закреплению знаний об авторах изученного раздела «Природа и мы», развитие гибкости, беглости воображения.Этап урока: Закрепление знанийУчитель: - Сегодня к нам пришли необычные гости из страны поэзии! Гости будут по очереди рассказывать о себе, наша с вами задача, узнать, что это за автор. Только одно важное условие, пока автор все полностью не расскажет о себе, о своей жизни и творчестве, вы не будете его перебивать и говорить свои догадки. Когда автор закончит свой рассказ, тогда мы и сможем ответить на его вопрос «Кто я?»Заходит заранее подготовленный ученик с гримом и в костюме.- Проходи гость, садись под «дерево поэтов» и расскажи нам о себе, а мы постараемся узнать, что ты за автор.Так, по очереди дети узнали всех авторов, а именно: Д. Н. Мамин – Сибиряк, С.А. Есенин, М.М. Пришвин, А. И. Куприн, В.П. Астафьев. Данный вид работы весьма интересен для детей. Таким образом дети могут актуализировать свои знания о биографии авторов. Данную ролевую игру следует проводить на протяжении всего учебного года.Таким образом, разработанные задания развивают способность генерировать большое количество новых образов из уже известных за короткий промежуток времени, рассматривать объект с разных точек зрения и переключать внимание с одного аспекта на другой. Все эти качества соответствуют основным показателям развития творческого воображения.