Публикации Рабочая программа "Изобразительная деятельность"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа "Изобразительная деятельность"
Автор: Лычагин Валерий Анатольевич

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программаСтудия «Раннее эстетическое развитие»Программа учебного предмета « Изобразительная деятельность»(платные образовательные услуги)Возраст учащихся: 5 - 6 летСрок реализации: 1 год2021Рассмотренона Педагогическом совете директор МБУДО «КДМШ»протокол№1 от 01.09.2021г Приказ № 40-5/о от 01.09.2021гН.С. Попова Разработчик: Лычагин В.А., преподаватель МБУДО «КДМШ»Рецензент: Мельникова Е.А. преподаватель высшей квалификационной категории, заведующая художественным отделением, МБУДО «Коркинской детской школы искусств»СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
  • Пояснительная записка……………………………………………..4
  • Организация занятий………………………………………………..6
  • Формы контроля успеваемости…………………………………….7
  • Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет………...8
  • Знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы……………………………………………………………9
  • 2. Учебно - тематический план………………………………………...113. Содержание программы…………………………………………… .124. Методические рекомендации…………………………………….....165. Список рекомендуемой литературы………………………………..20
  • Пояснительная записка.
  • Рисование – вид изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность- одна из самых интересных и любимых для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста:
  • изобразительная деятельность –это специфическое образное познание действительности, и как всякая познавательная деятельность, она имеет большое значение для умственного воспитания детей (развивает наблюдение, воображение, речь, формирует мыслительные операции –анализ, синтез, сравнение, обобщение),
  • непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания; успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию,
  • изобразительная деятельность содействует нравственному воспитанию, поскольку используется для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них,
  • изобразительная деятельность содействует трудовому воспитанию, так как сочетает умственную и физическую активность: для создания рисунка необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с красками, с карандашом и кистью.
  • Основное значение изобразительной деятельности заключается в том. Что она является средством эстетического воспитания: в процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
  • Содержание настоящей программы берется из соответствующей области деятельности взрослых, то есть из содержания изобразительного искусства. Несмотря на большое различие между возможностями маленьких детей и взрослых, мы можем учить только тому, что достигнуто людьми в историческом, общественном развитии. Из огромного богатства, накопленного человечеством, мы берем то немногое, что дети в состоянии усвоить. По мере усовершенствования системы воспитания и обучения изменяется и уровень возрастных возможностей. Таким образом, принцип доступности выражается в соответствии учебного материала возрастным особенностям детей. Обучение изобразительной деятельности проводится на коллективных занятиях: вся группа детей обучается по единой программе. Вместе с тем, в процессе занятий осуществляется индивидуальный подход к детям, учет быстроты и глубины понимания, особенностей темпа выполнения, активности, воображения и пр.Цель программы: развитие творческой индивидуальности ребенка путем художественного мироощущения.Задачи:
  • Развивать творческие способности ребенка,
  • Ознакомить с разными приемами рисования,
  • Сформировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.
  • Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:
  • Наглядность,
  • Зрительный ряд,
  • Музыкальный ряд,
  • Литературный ряд (сказки, стихи, проза),
  • Материалы: акварель, гуашь, восковой мелок, цветная бумага.
  • Организация занятий.
  • Организационный момент занятий занимает 1-2 минуты (чем меньше, тем лучше). Он должен проводиться педагогом по-разному, в зависимости от занятия. Можно поупражнять детей в умении садиться тихо в виде игры-соревнования, чтобы не фиксировать на этом особое внимание в начале занятий, не отвлекать детей от последующего задания.Все занятия делятся на 3 части:I – объяснение задания;II – процесс выполнения задания детьми;III – анализ с детьми выполненной работы.В первой части занятия педагог сообщает детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно быть эмоциональным, чтобы создать у детей интерес к занятию, творческую атмосферу.Во второй части занятия, в процессе выполнения работы, педагог следит, чтобы все сразу приступили к заданию. Если он увидел, что часть детей не решается начать работу, можно показать 1 – 2 уже начатые детские работы – это оказывает положительное влияние.Далее педагог следит, чтобы не было пауз в работе, чтобы, закончив одно, ребенок сразу же переходил к следующему этапу. Паузы в работе сбивают с ритма, занятие удлиняется, и ребенок не успевает выполнить задание.Третья часть – анализ детских работ - входит в методику проведения занятия как один из важнейших ее компонентов. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо выставить все работы на стенде для рисования и аппликации.Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают все работы, размещенные на стенде. Педагог спрашивает мнение детей, сам дает оценку рисункам. Иногда, с целью воспитания умения оценивать правильно свои работы, педагог предлагает детям разместить на первом ряду стенда удачные работы, на втором – те, где допущены небольшие ошибки, и на третьем ряду – менее удачные. После занятия необходимо предоставить детям возможность еще раз посмотреть работы, поговорить с теми, кто не очень активен во время анализа, кто, по мнению педагога, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка.
  • Формы контроля успеваемости.
  • Объективным показателем качества каждого занятия Изобразительной деятельностью является результат обучения. Он выявляется посредством систематического контроля за усвоением знаний, умений и навыков.Объекты контроля:
  • учебная работа детей в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого ребенка.
  • Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их художественного развития поставленным задачам обучения.Виды контроля:
  • текущий контроль знаний (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках как при наблюдении за работой детей),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде итогового урока в конце учебного года).
  • Программа устанавливает срок реализации 1 год и предназначена для учащихся 5-6 лет.
  • Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет.
  • Ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.5-6  летний  ребенок  свободно  может  изображать  предметы  круглой,  овальной,  прямоугольной формы, состоящих  из  частей  разной  формы  и  соединений  разных  линий.  Расширяются  представления  о  цвете  (знают  основные  цвета  и  оттенки, самостоятельно может  приготовить  розовый  и  голубой  цвет).  Старший  возраст – это  возраст  активного  рисования.  Рисунки могут  быть  самыми  разнообразными  по  содержанию:  это  жизненные впечатления  детей,  иллюстрации  к  фильмам  и  книгам,  воображаемые ситуации.  Обычно  рисунки  представляют  собой  схематичные  изображения  различных  объектов,  но могут  отличаться  оригинальностью  композиционного  решения. Изображение  человека  становится  более  детализированным  и  пропорциональным.  По  рисунку  можно  судить  о  половой  принадлежности  и  эмоциональном  состоянии  изображенного человека. Рисунки  отдельных  детей  отличаются  оригинальностью,  креативностью. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.
  • Знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы.
  • Ожидаемые результаты.Теория:
  • Понятие об основных цветах.
  • Понятие об основных приемах композиции.
  • Понятие о различных техниках Изобразительной деятельности.
  • понятие о декоративном рисовании.
  • Начальные знания о фигуре и голове человека.
  • Умения и навыки:
  • Первичные навыки работы с инструментами и материалами Изобразительной деятельности.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Аккуратность и терпение в выполнении работы.
  • Умение располагать изображаемый предмет в листе по центру.
  • Умение передать выразительность в работе.
  • Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами,
  • Знает и называет материалы, которыми можно рисовать, и умеет ими правильно пользоваться (держит кисть, карандаш, цветные мелки тремя пальцами, не слишком быстро к рисующему концу; добивается свободного движения руки с карандашом, кистью, мелками во время рисования; набирает краску только на ворс; перед тем, как выбрать краску другого цвета, хорошо промывает ворс в банке с водой; неотрывно закрашивает в пределах контура цветными карандашами, накладывает штрихи в одном направлении);
  • знает и называет цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, серый, белый) и умеет правильно подбирать их для изображения предметов;
  • умеет передавать различие предметов по величине;
  • умеет ритмично наносить штрихи и пятна;
  • умеет рисовать простые предметы линиями и мазками;
  • умеет создавать изображение отдельного предмета округлой, овальной формы;
  • умеет создавать простые композиции.
  • Учебно-тематический план
  • Содержание программы.
  • Режим занятийПродолжительность занятий – 25 минут (0,5 час (учебный час составляет 45 минут). Периодичность занятий – 1 раз в неделю групповые занятия. За год 40 занятий.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом, составляет 40 часов максимальной учебной нагрузки, из них: 20 часов – аудиторная нагрузка (0,5 час в неделю), 20 часов – самостоятельная работа. Сведения о затратах учебного времени
  • Методические рекомендации.
  • Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей 5-6 лет.Педагог знакомит детей с доступными их пониманию произведениями изобразительного искусства. Это, прежде всего, картинки с отображением природы и ее явлений в разное время года, книжки- игрушки, в которых дан художественный образ, доступный ребенку 5-6 лет. С интересом рассматривают дети изображения животных. Педагог должен принимать активное участие в процессе рассматривания, он помогает ребенку увидеть наиболее существенное в образе каждого персонажа. Педагог стремится вызвать у детей радость, желание самостоятельно еще раз рассмотреть тот или иной предмет, картинку.Ознакомление с искусством проводится на занятиях Изобразительная деятельность и во время самостоятельной деятельности. Перед занятием показ произведений изобразительного искусства педагог проводит с целью вызвать у детей эмоциональный отклик на красочность иллюстрации. При этом можно использовать музыкальные произведения. Краткие образные характеристики помогают ребенку запомнить того или иного персонажа, формируют доброжелательное отношение к нему.Изобразительная деятельность детей шестого года жизни отличается тем, что благодаря формообразующим движениям в рисунке возникают отчетливые изображения предметов. В созданном ребенком образе находит отражение наиболее существенное, характерное для данного персонажа. Педагог учит детей рассматривать предмет, обводя рукой по контуру предмета. Процесс изображения сопровождается вопросами, которые направляют восприятие ребенка на существенные детали. Показ приемов изображения часто сопровождается тем, что воспитатель просит ребенка нарисовать предмет на мольберте. Этот прием способствует развитию у детей самостоятельности, активности. Игровые приемы, беседы от лица персонажа создают у детей живой интерес к образу, вызывают желание действовать.Дети продолжают осваивать технические навыки: учатся правильно держать в правой руке карандаш, кисть, не сжимая их сильно пальцами, лист придерживать левой рукой. Важно обращать внимание на положение корпуса во время рисования. На занятиях рисованием педагог развивает у детей способность замечать выразительность сочетаний цвета краски и бумаги. Чтобы проверить, каков уровень художественного развития, как дети овладели знаниями, умениями по рисованию, педагог в конце года предлагает задания, которые помогают определить, как они научились воспринимать картинки, иллюстрации, эмоционально ли реагируют на них. На занятиях рисованием дети изображают предмет круглой формы. Они должны сами выбрать цвет карандаша, краски. Педагога при этом интересуют не только технические навыки и умения детей в работе с материалами, но и выразительность рисунка.Изобразительная деятельность должна иметь место и в повседневной жизни. Для этого родителям необходимо создать условия, которые помогут направить интересы детей: в доступном для малышей месте хранить краски, карандаши. Надо способствовать тому, чтобы родители проявляли интерес к детскому творчеству. С этой целью педагог дает им рекомендации, как лучше организовать рисование в семье. У родителей нужно воспитывать уважение к результатам детского творчества.У детей этого возраста начинает формироваться художественный вкус. Они могут назвать, какие картины и иллюстрации им больше всего нравятся, определяют явления природы, переданные изобразительными средствами. В своих рисунках дети все чаще отображают то, что видели в окружающем мире или при рассматривании иллюстраций. Хотя их работы еще очень просты, однако педагогу необходимо вызвать у детей доброжелательное отношение к своим рисункам.Прежде чем изобразить предмет, педагог учит детей умению обследовать его форму, помогает ребенку самостоятельно передать строение, основные части и некоторые характерные детали. Если дети рисуют животных, растения, рассматривание их должно проходить в занимательной форме, что вызывает у них интерес к образу.Для того, чтобы рисунки детей были более выразительными, желательно предлагать им бумагу разного формата. Варианты композиционного решения в расположении рисунков находит педагог, так как ребенку 5 лет это сделать трудно. При изображении сложных предметов, фигур, освоении технических навыков педагог использует показ, который сопровождает указаниями, помогающими детям запомнить последовательность действий. Например, от четкости движения кисти, умения ритмично проводить линии разной интенсивности зависит красота узора. Кроме того, рисование несколькими красками требует овладения навыком промывания кисти, чтобы сохранить яркость и чистоту цвета краски.Развивая сюжет, педагог стремится к тому, чтобы дети не ограничивались только изображением основных фигур. Например, при рисовании грибочков предлагает ребенку дорисовать травку. На каждом занятии педагог старается использовать методы, которые направлены на развитие у детей самостоятельных способов изображения. Эта самостоятельность должна иметь место и в том случае, когда ребенок выполняет задание, предложенное педагогом.Формированию художественно- образного начала в изобразительной деятельности помогает художественное слово. На занятиях хорошо использовать такие выражение, как «травка муравка со сна поднялась», «красно- солнышко» и т.п., которые раскрывают характерные особенности образа. Комплексному занятию должна предшествовать предварительная работа: чтение рассказа, сказки, стихотворения, показ иллюстрации.При обучении детей формообразующим движениям педагог обращает внимание на разнообразие этих движений, так как все чаще ребятам приходится рисовать различные очертания круглых, прямоугольных форм. Вводится вырезание ножницами (освоение наиболее простых приемов вырезывания по прямой, закругление углов). Дети учатся владеть кистью (рисовать концом и плашмя, закрашивать части предмета…).Методика занятий по Изобразительной деятельности с детьми 5-6-х лет характеризуется большей направленности на развитие у детей самостоятельности.
  • Список литературы
  • Литература, использованная при составлении программы1. Искусство в школе ХХI века. Сборник материалов У1 Всероссийской конференции и Московского научно-практического семинара “Мастерская Б.М. Неменского - 2000. - ГОМЦ “Школьная книга”, М., 2000. 2. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. 1-9 классы. - НПЦ НХО. 2001. 3. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2002. 4. Митрохина М.С.- «АдекАРТ» - школа акварели». Журнал «Дополнительное образование». №1, 2005 5. Митрохина М.С. – «Историю делаем сами», «Искусство в школе», №1, 2008. 6. Митрохина М.С. – «Возможности полихудожественного образования и здоровьесберегающие технологии в отдельно-взятой изостудии» - Сборник научно-методический статей ИХО РАО, 2007. 7. Неменский Б.М. ,Культура - Искусство - Образование: Цикл бесед. - М., Центр ХКО.1993. 8. Неменский Б.М. Познание искусством. - М.: Изд-во УРАО. 2000. 9. Образовательная область “Искусство”. Сборник научно-методических материалов по проблемам непрерывного художественного образования. - ГОМЦ “Школьная книга”, М., 2000. 10.Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе : 1 - 4 кл. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 11.Рутковская А. Рисование в начальной школе. - СПб.: “Издательский Дом “Нева” ; М.:: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2001. 41 12.Соколова О.Ю. Секреты композиции: Для начинающих художников. - М.: ООО “Издательство Астрель”. ООО “Издательство АСТ”, 2002.13.Вэнди Тейт. Рисуем цветы акварелью. Пер. с англ. С Кормашовой. - Издательство “Кристина - новый век”, 2003. 14.Джеки Баррас. Свет в акварели. Пер. с англ. К.И. Молькова. - Издательство “Кристина - новый век”, 2003. 15.Джо Фрэнсис. Рисуем воду акварелью. Пер. с англ. С Кормашовой. - Издательство “Кристина - новый век”, 2003. 16.Крошо Э. Как рисовать акварель: Пошаговое руководство для начинающих/ Э. Крошоу; Пер. с англ. А..М, Дубах. -.“Издательство Астрель”. “Издательство АСТ”. 2003. 17.Кэрол Месси. Акварельные карандаши. Пер. с англ. К.И. Молькова. - Издательство “Кристина - новый век”, 2004. 18.Питер Кумбз. Пастельная живопись. Пер. с англ. С Кормашовой. - Издательство “Кристина - новый век”, 2002. 19.Ричард Бокс. Основы техники рисунка. Пер. с англ. К.И. Молькова. - Издательство “Кристина - новый век”, 2004. 20.Рональд Суонвик. Рисуем ландшафт. Пер. с англ. К.И. Молькова. - Издательство “Кристина - новый век”, 2003. 21.Уильям Ньютон. Акварельная живопись. Пер. с англ. С Кормашовой. - Издательство “Кристина - новый век”, 2002. 22.Журнал “Художественный совет”. ЗАО “Издательский дом “Гамма”. 1997 - 2005 г.г. 23.Журнал “Художественная школа” 2004 - 2005.