Публикации ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Автор: Зуева Светлана Анатольевна

Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской областиГосударственное бюджетное специализированное учреждение Архангельской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации«Северодвинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко»(ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко»)______________________________________________________________________________________164505, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Юбилейная, 13. Тел. (8-818-4) 58-84-90nord_sun@mail.ruДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»Возраст обучающихся: 7-18 летСрок реализации: 12 часов (в течение 3 месяцев)Автор-составитель:Зуева Светлана Анатольевна, педагог-организаторг. Северодвинск2022 г.Пояснительная записка В настоящее время дети, попадая во взрослый мир, зачастую не умеют действовать в сфере финансов, боятся личных действий в тех или ситуациях денежного кризиса. Понимая проблему в данном аспекте, детям необходимо научиться грамотно оценивать финансовую ситуацию в мире, уметь быстро и оперативно действовать на улучшение благосостояния своей семьи. Актуальность программы раскрывает особенности финансового роста и достижения успеха в материальном плане, позволяет в современных реалиях обезопасить себя от финансового банкротства и грамотно инвестировать деньги на улучшение собственного благосостояния.Программа помогает выстроить прямую взаимосвязь между ключевыми экономическими понятиями, знаниями, умениями и навыками в практическом применении, что является новизной данной программы дополнительного образования Программа имеет социально – гуманитарную направленность и ориентирована на экономическое развитие обучающихся школьного возраста, как фактора их финансовой социализации в современном мире, имеет практико - ориентированный подход. Созданию положительной мотивации в процессе реализации программы способствует игровая деятельность на основе принципа «от простого к сложному». Педагогическая целесообразность программы ориентирована на привитие ценности зарабатывания финансовых средств, понимание основы функционирования денег, умению обучающегося грамотно распоряжаться деньгами. Отличительные особенности программы:
  • программа построена в виде практических занятий в игровой форме с творческим подходом;
  • программа является модифицированной, содержание адаптировано на возрастные группы обучающихся, материал получен на основе учебной литературы и интернет-источников, в частности,
  • учебный план программы построен на основе самых востребованных вопросов современного общества;
  • программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей с учетом индивидуальных возрастных особенностей и возможностей детей;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
  • наглядность (обилие видеоматериалов и презентаций);
  • единство воспитания, обучения и развития.
  • Цель программы: научить детей и подростков финансовым действиям (тратить и зарабатывать деньги) с учетом реалий современного мира посредством игровой деятельности.Задачи:Обучающие
  • познакомить обучающих с основными понятиями финансовой грамотности;
  • дать представление обучающимся об основах финансовой грамотности;
  • дать знания о своих правах и обязанностях в сфере финансов;
  • Развивающие
  • развивать навыки межличностного общения и взаимодействия друг с другом;
  • Воспитательные
  • воспитывать ответственность, самостоятельность в принятии решений.
  • В программу входят практические задания, которые помогают управлять доходами и расходами, правильно распределять денежные средства, грамотно их приумножать, достигая финансового благополучия всю жизнь.В процессе изучения курса формируются экономические знания, умения и навыки работы учащихся со схемами, таблицами и текстами. Адресат программы: программа предназначена детям и подросткам в возрасте 7-18 лет, находящимся на социальном обслуживании в ГБСУ АО "Северодвинский СРЦН "Солнышко" и разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся.Условия набора в коллектив: принимаются все желающие без специального отбора на основании заявления родителей (законных представителей).Условия формирования и наполняемости группы: предполагается как постоянный, так и переменный численный состав группы от 4 до 8 человек. В группу могут входить представители как одного, так и разных полов.Форма обучения – очнаяОбъем и сроки реализации программы: 12 часов в течение 3 месяцевФорма организации образовательного процесса: групповая;Форма проведения занятий: лекционно-игровая; игра, дискуссия, беседа.Режим занятий: 1раз в неделю по 1 академическому часу, продолжительность часа составляет 30 минут. Учебный план (возрастная категория 7-11 лет)Содержание программы1. Вводное занятие «В Мире Финансового Благополучия» (1 час)Теория: что такое «финансовая грамотность» и зачем она нужнаПрактика: опросник для детей, зачем и для чего нужны им деньгиФорма работы: беседа, игровая ситуацияМетодическое обеспечение: видеоролик по теме занятия, раздаточный материалРаздел 2. «Путешествие в историю финансов» (3 часа)Тема 2.1. Деньги, их история появления (1 час.)Теория: понятие «деньги», история возникновения денег.Практика: игра «Деньги России».Форма работы: беседа, игровая ситуацияМетодическое обеспечение: видеоролик «история возникновения денег - от куниц до бумажных», демонстрация слайд-шоу по теме «Деньги России», демонстрация купюр разных стран (бумажные примеры, не являющиеся платежным средством). Тема 2.2. Виды денег (1 час)Теория: Виды денег (формы :монеты, бумажные и «цифровые» носители)Практика: онлайн- игра «банкомат»Форма работы: беседа, игровая ситуацияМетодическое обеспечение: видеоролик «виды денег», демонстрация купюр разных стран (бумажные примеры, не являющиеся платежным средством). Тема 2.3 Функции денег (1 час)Теория: функции денег (мера стоимости, средства обращения, накопления, платежные системы, мировые деньги)Практика: онлайн - игра «банкомат»Форма работы: беседа, игровая ситуация, тестированиеМетодическое обеспечение: видеоролик «функции денег», демонстрация купюр разных стран (бумажные примеры, не являющиеся платежным средством).Раздел 3.«Семейный бюджет» (3 часа)Тема 3.1 Планирование бюджета (1 час)Теория: что такое бюджет, для чего он нужен, планирование бюджетаПрактика: онлайн- игра «от чего зависит благополучие в семье»Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: видеоролик «что такое бюджет и как его составлять» , слайд «планирование и бюджет». Тема 3.2 Игра «Семейный поход в магазин» (1 час)Теория: бюджет, семейный бюджетПрактика: игра «Семейный бюджет»Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: слайд «Семейный бюджет», шесть конвертов:«питание»// «коммунальные услуги» и другие важные платежи (садик, бензин и тп) // «одежда, обувь»// здоровье (домашняя аптечка, спортзал) // развлечения (путешествия, поездки, кафе) //инвестиции (вклады и «неприкосновенный запас»).Тема 3.3 Финансовые цели. Первая зарплата, подработка детей. (1 час)Теория: что такое «зарплата», из чего она состоит, понятие «финансовая цель» Практика: опросник «мои финансовые цели»Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: демонстрация «расчетного листа» (шуточная форма), видеоролик «12 идей для заработка первых денег», и способы их реализации. Раздел 4 «Финансовая безопасность» (2 часа)Тема 4.1 Мошенники онлайн (1 час)Теория: виды мошенничества в интернет-средеПрактика: отсутствуетФорма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: слайд-материал: Безопасность детей в Интернете: 10 способов обмана и отъема денег. Тема 4.2. Уличные мошенники (1 час)Теория: виды мошенничества в интернет-средеПрактика: тест по инструкции «как вести себя с мошенником»Форма работы: беседа, игровая ситуация, тестированиеМетодическое обеспечение: ситуативные карточки «интернет-мошенничество», инструкция «как вести себя с мошенником». Раздел 5 «Доходы и Расходы» (2 часа)Тема 5.1 Расходы, долги.Теория: откуда берутся непредвиденные расходы, долги и как не попадать в них (денежные займы). Практика: игра «долги и непредвиденные расходы»Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: видеоролик «виды и периодичность расходов», , бумага, карандашиТема 5.2 Мои сбережения, мои доходыТеория: Мои сбережения, виды дохода. Практика: игра «копилка»Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: видеоролик «как и зачем сберегать», «виды доходов», сувенирные деньги, Раздел 6. Итоговое занятие. Зачем быть финансово грамотным? (1 час)Содержание: Встреча, обсуждение итогов программы, тестирование. Обсуждение вопросов: «Что такое финансовая грамотность и зачем быть финансово грамотным?»Форма работы: беседаМетодическое обеспечение: тесты — как обратная связь, итоговая презентация, сертификаты всем участникам программы.Календарный учебный графикУчебный план (возрастная категория 12-18лет)Содержание программыВводное занятие «В Мире Финансового Благополучия» (1 час)Теория: что такое «финансовая грамотность» и зачем она нужнаПрактика: опросник для детей, зачем и для чего нужны им деньгиФорма работы: беседа, игровая ситуацияМетодическое обеспечение: видеоролик по теме занятия, раздаточный материалРаздел 2. «Путешествие в историю финансов» (3 часа)Тема 2.1. Деньги, их история появления (1 час.)Теория: понятие «деньги», история возникновения денег.Практика: игра «Деньги России».Форма работы: беседа, игровая ситуацияМетодическое обеспечение: видеоролик «история возникновения денег - от куниц до бумажных», демонстрация слайд-шоу по теме «Деньги России», демонстрация купюр разных стран (бумажные примеры, не являющиеся платежным средством). Тема 2.2. Виды денег (1 час)Теория: Виды денег (формы :монеты, бумажные и «цифровые» носители)Практика: онлайн- игра «банкомат»Форма работы: беседа, игровая ситуацияМетодическое обеспечение: видеоролик «виды денег», демонстрация купюр разных стран (бумажные примеры, не являющиеся платежным средством). Тема 2.3 Функции денег (1 час)Теория: функции денег (мера стоимости, средства обращения, накопления, платежные системы, мировые деньги)Практика: онлайн - игра «банкомат»Форма работы: беседа, игровая ситуация, тестированиеМетодическое обеспечение: видеоролик «функции денег», онлайн - игра «банкомат», демонстрация купюр разных стран (бумажные примеры, не являющиеся платежным средством).Раздел 3.«Семейный бюджет» (3 часа)Тема 3.1. Планирование бюджета (1 час)Теория: что такое бюджет, для чего он нужен, планирование бюджетаПрактика: онлайн- игра «от чего зависит благополучие в семье»Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: видеоролик «что такое бюджет и как его составлять», онлайн- игра «от чего зависит благополучие в семье», слайд «планирование и бюджет». Тема 3.2. Игра «Семейный поход в магазин» (1 час)Теория: бюджет, семейный бюджетФорма работы: беседа, игровая ситуация.Практика: отсутствуетМетодическое обеспечение: слайд «Семейный бюджет», шесть конвертов:«питание»// «коммунальные услуги» и другие важные платежи (садик, бензин и тп) // «одежда, обувь»// здоровье (домашняя аптечка, спортзал) // развлечения (путешествия, поездки, кафе) //инвестиции (вклады и «неприкосновенный запас»).Тема 3.3 Финансовые цели. Первая зарплата, подработка детей. (1 час)Теория: что такое «зарплата», из чего она состоит, понятие «финансовая цель» Практика: опросник «мои финансовые цели»и способы их реализации. Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: демонстрация «расчетного листа» (шуточная форма), видеоролик «12 идей для заработка первых денег».Раздел 4 «Финансовая безопасность» (2 часа)Тема 4.1 Мошенники онлайн (1 час) Теория: виды мошенничества в интернет-средепрактика: инструкция «как вести себя с мошенником».Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: слайд-материал: Безопасность детей в Интернете: 10 способов обмана и отъема денег. Тема 4.2. Уличные мошенники (1 час)Теория: виды мошенничества в интернет-средепрактика: тест по инструкции «как вести себя с мошенником»,Форма работы: беседа, игровая ситуация, тестированиеМетодическое обеспечение: ситуативные карточки «интернет-мошенничество», инструкция «как вести себя с мошенником». Раздел 5«Доходы и Расходы» (2 часа)Тема 5.1 Расходы, долги.Теория: откуда берутся непредвиденные расходы, долги и как не попадать в них (денежные займы). Практика: игра «долги и непредвиденные расходы»Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: видеоролик «виды и периодичность расходов», игра «долги и непредвиденные расходы», бумага, карандашиТема 5.2 Мои сбережения, мои доходыТеория: Мои сбережения, виды дохода. Практика: игра «копилка»Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: видеоролик «как и зачем сберегать», «виды доходов», сувенирные деньги, игра «копилка»Раздел 6. Итоговое занятие. Зачем быть финансово грамотным? (1 час)Содержание: Встреча, обсуждение итогов программы, тестирование. Обсуждение вопросов: «Что такое финансовая грамотность и зачем быть финансово грамотным?»Практика: тестированиеФорма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: тестирование (обратная связь), итоговая презентация, сертификаты всем участникам программы. Календарный учебный графикПланируемые результаты реализации программыОбучающиеся познакомятся с основными понятиями финансовой грамотности, получат знания о своих правах и обязанностях в сфере финансов. У обучающихся разовьются навыки межличностного общения и взаимодействия друг с другом, ответственность и самостоятельность в принятии решений.А так-же обучающиеся в игровой форме научатся управлять доходами и расходами, правильно распределять денежные средства, грамотно их приумножать, достигая финансового благополучия всю жизнь.Механизм оценки достижения планируемых результатовПервичный контроль уровня самооценки осуществляется педагогом после первого занятия, проводится в форме наблюдения, входного и заключительного анкетирования. Цель: изучение ожиданий от программы. Формы контроля: опросник, наблюдение.Инструкция: в первое занятие проводится опросник на котором дети заполняют анкету «Ожидаемые результаты», а так же пишут пожелания, что бы хотели узнать в ходе данного курса. Текущий контроль образовательных результатов обучающихся осуществляется в конце каждого занятия педагогом.Формы контроля: участие в играх, а так же в обсуждении первых «бизнес-планов» обучающихсяИтоговый контроль образовательных результатов проводится на последнем занятии.Срок проведения: по окончании программы.Формы организации обученияКритерии оценкиУсловия реализации программыНормативно-правовое обеспечение:
  • Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо МО № 09-3242 от 18.11.2015г.
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму МО № 06-1844 от 11.12.2006 г.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Устав, локальные нормативные акты государственного бюджетного социального учреждения Архангельской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Северодвинский социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» (ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко»)
  • Методика отслеживания результатов: исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, используются следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы: педагогическое наблюдение за детьми в процессе работы; педагогический анализ результатов анкетирования, конкурсов внутри коллектива, опросов детей и родителей, участия в мероприятиях (открытых занятиях, открытых краткосрочных программах, конкурсах, игровых программах), презентаций (подготовленных детьми), мероприятий с участием родителей, активности учащихся на занятиях и т.п.; мониторингпедагогический мониторинг (контрольные задания, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета); мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка учащегося).
  • Перечень оборудования, необходимого для реализации программы (в расчете на 6-7 чел.)Методы педагогического сопровождения детей: анкетирование, педагогическое наблюдение; беседа.Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.Список информационных ресурсовСписок литературы для педагога
  • Брехова Ю.,АлмосовА.,ЗавьяловД. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.–М.:ВИТА-ПРЕСС,2014.–80с.
  • Брехова Ю.ВКак распознать финансовую пирамиду/Ю.В.Брехова.волгоград:изд-во фгоувповагс,2011.24с.(простые финансы).
  • Брехова Ю., Алмосов А., ЗавьяловД. Финансовая грамотность: учебная программа.–М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.–16с.
  • Брехова Ю.,Алмосов А.,Завьялов Д. Финансовая грамотность:материалы для родителей.–М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.–112с.
  • Энциклопедия личных финансов: популярное издание/ под ред.А.П. Алмосова, Ю.В. Бреховой.Волгоград: изд-во волгоградского филиала фгбоувпоранхигс,2013.
  • Электронные образовательные ресурсы(для реализации программы)
  • Сайт журнала «Семейный бюджет» — ;
  • Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —;
  • Журнал «Работа и зарплата» - /zhurnal-rabota-i-zarplata;
  • Портал «Профориентир». «Мир профессий» - ;
  • Список литературы для детей и родителей
  • Литература
  • Евгения Блискавка. Дети и деньги.
  • Бодо Шефер. Пёс по имени Мани.
  • Игорь Липсиц. Удивительные приключения в стране Экономика.
  • Анна Воронина. Математика и деньги: покупаем, продаём, меняем.
  • Татьяна Попова, Анастасия Булавкина. Волшебный банкомат.
  • Елена Ульева. Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей.
  • Хайдли Фидлер. Инструкция к деньгам. Потрясающе весёлый гид по миру финансов.
  • Сергей Биденко, Ирина Золотаревич. Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка.
  • Сергей Биденко, Ирина Золотаревич. Финансовые истории для подростков.
  • Джерри Бейли, Фелиция Ло. Твои деньги.
  • Онлайн-игры:
  • «Путь к финансовому успеху», (игра от Волгоградского государственного университета) 
  • Финансовая игра Portfolio 
  • Финзнайка 
  • Монеткины 
  • Финансовый тренажер «CachGo», основанный на игре Роберта Кийосаки «Денежный поток» 
  • Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»
  • Серии мультфильма «Фиксики»:
  • Деньги;
  • Копилка;
  • Как делают деньги.
  • «Богатый бобрёнок»
  • «Азбука денег. Уроки тётушки Совы».
  • «Незнайка на Луне»