Публикации
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Автор: Зуева Светлана Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Автор: Зуева Светлана Анатольевна
Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской областиГосударственное бюджетное специализированное учреждение Архангельской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации«Северодвинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко»(ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко»)______________________________________________________________________________________164505, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Юбилейная, 13. Тел. (8-818-4) 58-84-90nord_sun@mail.ruДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»Возраст обучающихся: 7-18 летСрок реализации: 12 часов (в течение 3 месяцев)Автор-составитель:Зуева Светлана Анатольевна, педагог-организаторг. Северодвинск2022 г.Пояснительная записка В настоящее время дети, попадая во взрослый мир, зачастую не умеют действовать в сфере финансов, боятся личных действий в тех или ситуациях денежного кризиса. Понимая проблему в данном аспекте, детям необходимо научиться грамотно оценивать финансовую ситуацию в мире, уметь быстро и оперативно действовать на улучшение благосостояния своей семьи. Актуальность программы раскрывает особенности финансового роста и достижения успеха в материальном плане, позволяет в современных реалиях обезопасить себя от финансового банкротства и грамотно инвестировать деньги на улучшение собственного благосостояния.Программа помогает выстроить прямую взаимосвязь между ключевыми экономическими понятиями, знаниями, умениями и навыками в практическом применении, что является новизной данной программы дополнительного образования Программа имеет социально – гуманитарную направленность и ориентирована на экономическое развитие обучающихся школьного возраста, как фактора их финансовой социализации в современном мире, имеет практико - ориентированный подход. Созданию положительной мотивации в процессе реализации программы способствует игровая деятельность на основе принципа «от простого к сложному». Педагогическая целесообразность программы ориентирована на привитие ценности зарабатывания финансовых средств, понимание основы функционирования денег, умению обучающегося грамотно распоряжаться деньгами. Отличительные особенности программы: программа построена в виде практических занятий в игровой форме с творческим подходом; программа является модифицированной, содержание адаптировано на возрастные группы обучающихся, материал получен на основе учебной литературы и интернет-источников, в частности, учебный план программы построен на основе самых востребованных вопросов современного общества; программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей с учетом индивидуальных возрастных особенностей и возможностей детей; сочетание коллективных и индивидуальных форм работы; наглядность (обилие видеоматериалов и презентаций); единство воспитания, обучения и развития. Цель программы: научить детей и подростков финансовым действиям (тратить и зарабатывать деньги) с учетом реалий современного мира посредством игровой деятельности.Задачи:Обучающиепознакомить обучающих с основными понятиями финансовой грамотности; дать представление обучающимся об основах финансовой грамотности; дать знания о своих правах и обязанностях в сфере финансов; Развивающиеразвивать навыки межличностного общения и взаимодействия друг с другом; Воспитательныевоспитывать ответственность, самостоятельность в принятии решений. В программу входят практические задания, которые помогают управлять доходами и расходами, правильно распределять денежные средства, грамотно их приумножать, достигая финансового благополучия всю жизнь.В процессе изучения курса формируются экономические знания, умения и навыки работы учащихся со схемами, таблицами и текстами. Адресат программы: программа предназначена детям и подросткам в возрасте 7-18 лет, находящимся на социальном обслуживании в ГБСУ АО "Северодвинский СРЦН "Солнышко" и разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся.Условия набора в коллектив: принимаются все желающие без специального отбора на основании заявления родителей (законных представителей).Условия формирования и наполняемости группы: предполагается как постоянный, так и переменный численный состав группы от 4 до 8 человек. В группу могут входить представители как одного, так и разных полов.Форма обучения – очнаяОбъем и сроки реализации программы: 12 часов в течение 3 месяцевФорма организации образовательного процесса: групповая;Форма проведения занятий: лекционно-игровая; игра, дискуссия, беседа.Режим занятий: 1раз в неделю по 1 академическому часу, продолжительность часа составляет 30 минут. Учебный план (возрастная категория 7-11 лет)Содержание программы1. Вводное занятие «В Мире Финансового Благополучия» (1 час)Теория: что такое «финансовая грамотность» и зачем она нужнаПрактика: опросник для детей, зачем и для чего нужны им деньгиФорма работы: беседа, игровая ситуацияМетодическое обеспечение: видеоролик по теме занятия, раздаточный материалРаздел 2. «Путешествие в историю финансов» (3 часа)Тема 2.1. Деньги, их история появления (1 час.)Теория: понятие «деньги», история возникновения денег.Практика: игра «Деньги России».Форма работы: беседа, игровая ситуацияМетодическое обеспечение: видеоролик «история возникновения денег - от куниц до бумажных», демонстрация слайд-шоу по теме «Деньги России», демонстрация купюр разных стран (бумажные примеры, не являющиеся платежным средством). Тема 2.2. Виды денег (1 час)Теория: Виды денег (формы :монеты, бумажные и «цифровые» носители)Практика: онлайн- игра «банкомат»Форма работы: беседа, игровая ситуацияМетодическое обеспечение: видеоролик «виды денег», демонстрация купюр разных стран (бумажные примеры, не являющиеся платежным средством). Тема 2.3 Функции денег (1 час)Теория: функции денег (мера стоимости, средства обращения, накопления, платежные системы, мировые деньги)Практика: онлайн - игра «банкомат»Форма работы: беседа, игровая ситуация, тестированиеМетодическое обеспечение: видеоролик «функции денег», демонстрация купюр разных стран (бумажные примеры, не являющиеся платежным средством).Раздел 3.«Семейный бюджет» (3 часа)Тема 3.1 Планирование бюджета (1 час)Теория: что такое бюджет, для чего он нужен, планирование бюджетаПрактика: онлайн- игра «от чего зависит благополучие в семье»Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: видеоролик «что такое бюджет и как его составлять» , слайд «планирование и бюджет». Тема 3.2 Игра «Семейный поход в магазин» (1 час)Теория: бюджет, семейный бюджетПрактика: игра «Семейный бюджет»Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: слайд «Семейный бюджет», шесть конвертов:«питание»// «коммунальные услуги» и другие важные платежи (садик, бензин и тп) // «одежда, обувь»// здоровье (домашняя аптечка, спортзал) // развлечения (путешествия, поездки, кафе) //инвестиции (вклады и «неприкосновенный запас»).Тема 3.3 Финансовые цели. Первая зарплата, подработка детей. (1 час)Теория: что такое «зарплата», из чего она состоит, понятие «финансовая цель» Практика: опросник «мои финансовые цели»Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: демонстрация «расчетного листа» (шуточная форма), видеоролик «12 идей для заработка первых денег», и способы их реализации. Раздел 4 «Финансовая безопасность» (2 часа)Тема 4.1 Мошенники онлайн (1 час)Теория: виды мошенничества в интернет-средеПрактика: отсутствуетФорма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: слайд-материал: Безопасность детей в Интернете: 10 способов обмана и отъема денег. Тема 4.2. Уличные мошенники (1 час)Теория: виды мошенничества в интернет-средеПрактика: тест по инструкции «как вести себя с мошенником»Форма работы: беседа, игровая ситуация, тестированиеМетодическое обеспечение: ситуативные карточки «интернет-мошенничество», инструкция «как вести себя с мошенником». Раздел 5 «Доходы и Расходы» (2 часа)Тема 5.1 Расходы, долги.Теория: откуда берутся непредвиденные расходы, долги и как не попадать в них (денежные займы). Практика: игра «долги и непредвиденные расходы»Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: видеоролик «виды и периодичность расходов», , бумага, карандашиТема 5.2 Мои сбережения, мои доходыТеория: Мои сбережения, виды дохода. Практика: игра «копилка»Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: видеоролик «как и зачем сберегать», «виды доходов», сувенирные деньги, Раздел 6. Итоговое занятие. Зачем быть финансово грамотным? (1 час)Содержание: Встреча, обсуждение итогов программы, тестирование. Обсуждение вопросов: «Что такое финансовая грамотность и зачем быть финансово грамотным?»Форма работы: беседаМетодическое обеспечение: тесты — как обратная связь, итоговая презентация, сертификаты всем участникам программы.Календарный учебный графикУчебный план (возрастная категория 12-18лет)Содержание программыВводное занятие «В Мире Финансового Благополучия» (1 час)Теория: что такое «финансовая грамотность» и зачем она нужнаПрактика: опросник для детей, зачем и для чего нужны им деньгиФорма работы: беседа, игровая ситуацияМетодическое обеспечение: видеоролик по теме занятия, раздаточный материалРаздел 2. «Путешествие в историю финансов» (3 часа)Тема 2.1. Деньги, их история появления (1 час.)Теория: понятие «деньги», история возникновения денег.Практика: игра «Деньги России».Форма работы: беседа, игровая ситуацияМетодическое обеспечение: видеоролик «история возникновения денег - от куниц до бумажных», демонстрация слайд-шоу по теме «Деньги России», демонстрация купюр разных стран (бумажные примеры, не являющиеся платежным средством). Тема 2.2. Виды денег (1 час)Теория: Виды денег (формы :монеты, бумажные и «цифровые» носители)Практика: онлайн- игра «банкомат»Форма работы: беседа, игровая ситуацияМетодическое обеспечение: видеоролик «виды денег», демонстрация купюр разных стран (бумажные примеры, не являющиеся платежным средством). Тема 2.3 Функции денег (1 час)Теория: функции денег (мера стоимости, средства обращения, накопления, платежные системы, мировые деньги)Практика: онлайн - игра «банкомат»Форма работы: беседа, игровая ситуация, тестированиеМетодическое обеспечение: видеоролик «функции денег», онлайн - игра «банкомат», демонстрация купюр разных стран (бумажные примеры, не являющиеся платежным средством).Раздел 3.«Семейный бюджет» (3 часа)Тема 3.1. Планирование бюджета (1 час)Теория: что такое бюджет, для чего он нужен, планирование бюджетаПрактика: онлайн- игра «от чего зависит благополучие в семье»Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: видеоролик «что такое бюджет и как его составлять», онлайн- игра «от чего зависит благополучие в семье», слайд «планирование и бюджет». Тема 3.2. Игра «Семейный поход в магазин» (1 час)Теория: бюджет, семейный бюджетФорма работы: беседа, игровая ситуация.Практика: отсутствуетМетодическое обеспечение: слайд «Семейный бюджет», шесть конвертов:«питание»// «коммунальные услуги» и другие важные платежи (садик, бензин и тп) // «одежда, обувь»// здоровье (домашняя аптечка, спортзал) // развлечения (путешествия, поездки, кафе) //инвестиции (вклады и «неприкосновенный запас»).Тема 3.3 Финансовые цели. Первая зарплата, подработка детей. (1 час)Теория: что такое «зарплата», из чего она состоит, понятие «финансовая цель» Практика: опросник «мои финансовые цели»и способы их реализации. Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: демонстрация «расчетного листа» (шуточная форма), видеоролик «12 идей для заработка первых денег».Раздел 4 «Финансовая безопасность» (2 часа)Тема 4.1 Мошенники онлайн (1 час) Теория: виды мошенничества в интернет-средепрактика: инструкция «как вести себя с мошенником».Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: слайд-материал: Безопасность детей в Интернете: 10 способов обмана и отъема денег. Тема 4.2. Уличные мошенники (1 час)Теория: виды мошенничества в интернет-средепрактика: тест по инструкции «как вести себя с мошенником»,Форма работы: беседа, игровая ситуация, тестированиеМетодическое обеспечение: ситуативные карточки «интернет-мошенничество», инструкция «как вести себя с мошенником». Раздел 5«Доходы и Расходы» (2 часа)Тема 5.1 Расходы, долги.Теория: откуда берутся непредвиденные расходы, долги и как не попадать в них (денежные займы). Практика: игра «долги и непредвиденные расходы»Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: видеоролик «виды и периодичность расходов», игра «долги и непредвиденные расходы», бумага, карандашиТема 5.2 Мои сбережения, мои доходыТеория: Мои сбережения, виды дохода. Практика: игра «копилка»Форма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: видеоролик «как и зачем сберегать», «виды доходов», сувенирные деньги, игра «копилка»Раздел 6. Итоговое занятие. Зачем быть финансово грамотным? (1 час)Содержание: Встреча, обсуждение итогов программы, тестирование. Обсуждение вопросов: «Что такое финансовая грамотность и зачем быть финансово грамотным?»Практика: тестированиеФорма работы: беседа, игровая ситуация.Методическое обеспечение: тестирование (обратная связь), итоговая презентация, сертификаты всем участникам программы. Календарный учебный графикПланируемые результаты реализации программыОбучающиеся познакомятся с основными понятиями финансовой грамотности, получат знания о своих правах и обязанностях в сфере финансов. У обучающихся разовьются навыки межличностного общения и взаимодействия друг с другом, ответственность и самостоятельность в принятии решений.А так-же обучающиеся в игровой форме научатся управлять доходами и расходами, правильно распределять денежные средства, грамотно их приумножать, достигая финансового благополучия всю жизнь.Механизм оценки достижения планируемых результатовПервичный контроль уровня самооценки осуществляется педагогом после первого занятия, проводится в форме наблюдения, входного и заключительного анкетирования. Цель: изучение ожиданий от программы. Формы контроля: опросник, наблюдение.Инструкция: в первое занятие проводится опросник на котором дети заполняют анкету «Ожидаемые результаты», а так же пишут пожелания, что бы хотели узнать в ходе данного курса. Текущий контроль образовательных результатов обучающихся осуществляется в конце каждого занятия педагогом.Формы контроля: участие в играх, а так же в обсуждении первых «бизнес-планов» обучающихсяИтоговый контроль образовательных результатов проводится на последнем занятии.Срок проведения: по окончании программы.Формы организации обученияКритерии оценкиУсловия реализации программыНормативно-правовое обеспечение:Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012»; Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р; Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо МО № 09-3242 от 18.11.2015г. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму МО № 06-1844 от 11.12.2006 г. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Устав, локальные нормативные акты государственного бюджетного социального учреждения Архангельской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Северодвинский социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» (ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко») Методика отслеживания результатов: исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, используются следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы: педагогическое наблюдение за детьми в процессе работы; педагогический анализ результатов анкетирования, конкурсов внутри коллектива, опросов детей и родителей, участия в мероприятиях (открытых занятиях, открытых краткосрочных программах, конкурсах, игровых программах), презентаций (подготовленных детьми), мероприятий с участием родителей, активности учащихся на занятиях и т.п.; мониторинг: педагогический мониторинг (контрольные задания, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета); мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка учащегося). Перечень оборудования, необходимого для реализации программы (в расчете на 6-7 чел.)Методы педагогического сопровождения детей: анкетирование, педагогическое наблюдение; беседа.Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.Список информационных ресурсовСписок литературы для педагогаБрехова Ю.,АлмосовА.,ЗавьяловД. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.–М.:ВИТА-ПРЕСС,2014.–80с. Брехова Ю.В. Как распознать финансовую пирамиду/Ю.В.Брехова.–волгоград:изд-во фгоувповагс,2011.–24с.–(простые финансы). Брехова Ю., Алмосов А., ЗавьяловД. Финансовая грамотность: учебная программа.–М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.–16с. Брехова Ю.,Алмосов А.,Завьялов Д. Финансовая грамотность:материалы для родителей.–М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.–112с. Энциклопедия личных финансов: популярное издание/ под ред.А.П. Алмосова, Ю.В. Бреховой.–Волгоград: изд-во волгоградского филиала фгбоувпоранхигс,2013.– Электронные образовательные ресурсы(для реализации программы)Сайт журнала «Семейный бюджет» — ; Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —; Журнал «Работа и зарплата» - /zhurnal-rabota-i-zarplata; Портал «Профориентир». «Мир профессий» - ; Список литературы для детей и родителейЛитература Евгения Блискавка. Дети и деньги. Бодо Шефер. Пёс по имени Мани. Игорь Липсиц. Удивительные приключения в стране Экономика. Анна Воронина. Математика и деньги: покупаем, продаём, меняем. Татьяна Попова, Анастасия Булавкина. Волшебный банкомат. Елена Ульева. Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей. Хайдли Фидлер. Инструкция к деньгам. Потрясающе весёлый гид по миру финансов. Сергей Биденко, Ирина Золотаревич. Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка. Сергей Биденко, Ирина Золотаревич. Финансовые истории для подростков. Джерри Бейли, Фелиция Ло. Твои деньги. Онлайн-игры: «Путь к финансовому успеху», (игра от Волгоградского государственного университета) Финансовая игра Portfolio Финзнайка Монеткины Финансовый тренажер «CachGo», основанный на игре Роберта Кийосаки «Денежный поток» Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности» Серии мультфильма «Фиксики»: Деньги; Копилка; Как делают деньги. «Богатый бобрёнок» «Азбука денег. Уроки тётушки Совы». «Незнайка на Луне»