Публикации Взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и результата развития личности младшего школьника

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и результата развития личности младшего школьника
Автор: Пирогова Ольга Вячеславовна

Взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и результата развития личности младшего школьникаСреди всех составляющих системы образования на современном этапе развития общества семье принадлежит главная роль, так как в ней закладываются основы личности взрослеющего ребенка.Педагогами-психологами замечено, что ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит на новую ступень отношений с окружающими. Находясь в том же пространстве, называемом «семья», он начинает чувствовать, что его жизнь координально изменилась, у него появились новые обязательства не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться требованиям образовательной системы. Его жизнь меняется и начинает подчиняться новым правилам, появляются обязанности. Семья начинает по-новому выстраивать отношения с ребенком в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Усиление требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, перекладывает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких - ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать ее. Начинается трудный период в жизни ребенка .Установки «Я сам», «Я хочу или не хочу» как в раннем детстве, уступают место «Я должен», «Надо, необходимо…»В этот период безусловная родительская любовь испытаниям. Близкие пристально следят за успехами и выражают недовольство, если не все идет гладко. В этот период необходимо выстроить новую систему взаимоотношений родителя и ребенка-школьника, помочь ему в преодолении трудностей адаптации к началу школьного обучения.Конечно, взрослые переживают за ребенка. Именно дома пытаются организовать его правильное отношение к учебной деятельности , отношение взятой на себя ответственности. Они специально берут отпуск в сентябре, чтобы помочь ребенку войти в учебную деятельность и определить его самочувствие и успехи на многие годы вперед. Организуется рабочее место (стол, стул, полки, лампа, часы и др.), ведутся беседы о необходимости правильно спланировать свое время, чтобы хорошо учиться и успевать играть, гулять, заниматься другими приятными или обязательными делами. Некоторые родители реально, практически учат организовывать рабочее время для занятий. Так, в одном семействе детям для исполнения домашних заданий давали специально определенное время, тем самым строго контролируя их деятельность. Заведенный будильник ставился перед ребенком на столе. Тикающий будильник, прыгающая поминутно стрелка довольно, быстро приучили детей контролировать себя во время работы и не отвлекаться на постороннее.Самое главное, что может дать семья младшему школьнику, - научить его брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей.Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи ребенок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек; с ним советуются, с ним считаются.Таким образом, разумная и любящая ребенка семья помогает ему освоить освоить новую роль школьника, но не всякая родительская любовь и требовательность может положительно влиять на развитие личности ребенка, многое зависит от стиля общения с ним, который в этот возрастной период приобретает свои особенности.В психологии выделяются и описываются множество типов детско-родительских отношений, типов семей, видов взаимоотношений, стилей взаимоотношений, стилей родительского поведения, словом, все то, что и определяет семейную систему.Изучив всё многообразие стилей родительского поведения по отношению к своим детям, психологи делят детско-родительские отношения на три основных типа - демократический, авторитарный и попустительский. Это типология была предложена зарубежным психологом Д. Боминдом. Согласно этой типологии, если в семье принят авторитарный стиль общения с ребенком, то жесткое руководство, подавление инициативы, находят себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Крики и физические наказания являются типичной формой, демонстрирующей власть и силу взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. Такие родители лишают ребенка самого главного - способности самостоятельно мыслить, анализировать и принимать решения. Самая большая ценность ребенка - его чувства. Они постоянно подавляются и обесцениваются взрослыми, самыми близкими. Негласная установка ребенку «стань таким, как я хочу» превращает его в робота или раба. Лишение человека права на собственный поступок стирает черты индивидуальности.Результаты воспитания таких родителей приводят к формированию инфантильной неуверенной в себе личности, незрелой в социальном и интеллектуальном отношении, зависимой от мнения окружения, неспособной противопоставить и защитить себя. Формируется человек, который строит свои отношения по принципу либо ты раб, либо - господин. Со слабыми - ты господин, с сильными - раб. Фильтром собственных поступков становится зависимость от сильных мира сего. Поэтому, где есть возможность, там он наслаждается собственной властью над другими, но более слабыми, чем он. Такая двойственность души, настроенной и на господина, и на раба, создает определенную напряженность нервной системы, ведет к болезням, к противоречивым отношениям с миром, эмоциональной неустойчивости. Эмоциональная жизнь детей у авторитарных родителей очень напряжена из-за отсутствия адекватной самореализации, адекватной самооценки. Ребенок находится в постоянном напряжении и стрессе. Ограниченное число вариантов поведения становится причиной недовольства собой, депрессивных состояний, ведущих к суицидам.Таким образом, в семьях, где господствует авторитарный стиль отношения с детей вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками. Либерально-попустительский стиль заключается в общении с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении - ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально овладевать социальным пространством человеческих отношений.Одним из вариантов либерально-попустительского стиля в семье является гиперопека. Гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. В этом случае семья полностью акцентирует свое внимание на ребенке. В такой семье родители растворяются в ребенке, посвящают ему всю свою жизнь. Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребенка в будущем. А их ребенок, в силу своей невротизации, постоянно прислушивается к своим ощущениям: не болит ли «головка», «животик», «горлышко»? Уменьшительно-ласкательные названия частей своего тела еще долго останутся в его лексиконе и будут вызывать ироническое отношение сверстников. Он займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди одноклассников.Таким образом, последствия «гиперопеки» не менее трагичны. Низкая адаптация к условиям жизни, потеря самостоятельности и способности решать конфликты, роль маленького человека, постоянно зависимого от родителей, приводит к постоянному аффективному напряжению и блокированию активности ребенка.Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный стиль воспитания.В семье, где принят такой стиль, ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. Он знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками сохраняя чувство собственного достоинства и знает, что такое дисциплина.Все стили общения в семье при всех различиях имеют общее - родители неравнодушны к своим детям. Они любят своих детей, а стиль воспитания часто является наследством от предыдущих поколений. Конечно же, культура семейного воспитания должна развиваться в семьях и достижения в этой сфере должны передаваться следующим поколениям. Ведь именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в этом отношении.Анализ стилей воспитания будет неполным, если не указать еще один стиль, который вовсе не направлен на воспитание. Речь идет об отчужденных отношениях в семье.Отчужденный стиль отношений подразумевает глубокое безразличие взрослых к личности ребенка. В такой семье родители или «не видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на психологической дистанции. Незаинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи не уверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками.Описанные стили отношений к ребенку по-разному оказывают влияние и на становление самооценки младшего школьника. Все выше перечисленное доказывает, насколько сложен путь развивающейся детской личности, и как во многом этот процесс зависит от выбранного родителями стиля общения со своим ребенком.Список литературы
  • Горбунова Общая психология – М., Владос, 2001г., 432с.
  • Дружинин В. Н. Психология семьи.- М., 1996.
  • Марунич Е. Взаимоотношения младших школьников с родителями // Воспитание школьников.- 2002.- №5.- С.56- 57.
  • Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2000.
  • Немов Р.С. Психология. – М., Владос, 1998г. 567с.
  • Поняева О. Роль отца в воспитании ребёнка // Воспитание школьников. -2003.-№2.-С.46-47.