Публикации МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К НЕГАТИВНЫМ ВОЗДЕЙТВИЯМ СТРЕСС-ФАКТОРАМ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК 10-11 ЛЕТ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К НЕГАТИВНЫМ ВОЗДЕЙТВИЯМ СТРЕСС-ФАКТОРАМ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК 10-11 ЛЕТ
Автор: Рига Анастасия Антоновна

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К НЕГАТИВНЫМ ВОЗДЕЙТВИЯМ СТРЕСС-ФАКТОРАМ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК 10-11 ЛЕТА.А. Рига, О.Н. БедареваМосковский педагогический государственный университет, МоскваА.А. Riga, O.N. BedarevaMoscow State Pedagogical University, MoscowАннотация: Статья посвящена проблеме развития спортивной карьеры гимнасток, в практике которой педагогические условия представлены без учета личностного выбора и направленного формирования созидательного поведения в критических ситуациях. Раскрыты современные переживания юных гимнасток в условиях критических ситуаций. Сформулированы рекомендации по оптимизации процесса педагогических условий развития спортивной карьеры гимнасток с учётом их выбора в критических ситуациях.Ключевые слова: критические ситуации, художественная гимнастика, личностный выбор, педагогические условия. Abstract: The article is devoted to the problem of the development of the sports career of qualified gymnasts, in the practice of which the pedagogical conditions are presented without taking into account the personal choice and the directed formation of creative behavior in critical situations. The modern experiences of qualified gymnasts in critical situations are revealed. Recommendations are formulated for optimizing the process of pedagogical conditions for the development of a sports career of qualified gymnasts, taking into account their choice in critical situations.Key words: critical situations, rhythmic gymnastics, personal choice, pedagogical conditions.Введение. «Кризисная ситуация (стресс-фактор)– это особая и исключительная ситуация затрудненности выполнения деятельности, специфические условия которой отражаются во внутреннем мире спортсмена в форме значимых переживаний, для трансформации (коррекции) которых, как и для коррекции поведения в целом, необходима профессиональная психологическая помощь (поддержка) извне, от других людей». [1]Критические ситуации в художественной гимнастике приобретают в настоящее время все более распространенный характер и становятся неотъемлемой частью соревновательной деятельности.Художественную гимнастику, как и любой другой вид спорта невозможно представить без критических ситуаций. Кризис деятельности (а именно ухудшение, спад результатов и так далее) это недостаточное преодоление определенных для этой деятельности критических ситуаций. Стоит также отметить, что исследований данной тематики, изучавших именно художественную гимнастику, не проводились. В сложившейся ситуации как никогда важен анализ изменений переживаний критических ситуаций гимнастками за определенный период.В этой связи перед исследованием были поставлены следующие задачи:
  • Выявить критические ситуации, переживаемые квалифицированными гимнастками.
  • 2. Определить разницу отношений к критическим ситуациям гимнасток за взятый период.3. Разработать рекомендации по оптимизации процесса педагогических условий развития спортивной карьеры у юных гимнасток с учётом их выбора в критических ситуациях.Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - анализ специальной литературы по критическим ситуациям в спорте; - опрос (анкетирование) гимнасток; - контент-анализ результатов анкетирования.В опросах приняли участие 10 гимнасток 10-11 лет, 5 из которых имеют звание кандидата в мастера спорта. Респондентам было предложено ответить на 19 вопросов анкеты о их переживаниях критических ситуаций в 2022 году и в 2023 году. Независимость суждений респондентов обеспечивалась полным исключением взаимодействия между опрашиваемыми во время заполнения анкет.Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анкетирования представлены в (табл. 1):Таблица 1 Динамика личностного выбора в критических ситуациях спортивного совершенствованияВыводы и рекомендации. Полученные данные позволили нам сформулировать следующие рекомендации по оптимизации процесса педагогических условий развития спортивной карьеры квалифицированных гимнасток с учётом их выбора в критических ситуациях:1. Добиться наивысших результатов возможно при преодолении этих критических ситуаций, что подразумевает за собой достаточно развитые интеллектуальные и эмоциональные компоненты интеллекта, а также расширенной интеллектуальной готовности гимнастки к вариативным условиям деятельности. 2. Своевременное определение кризисных ситуаций и обнаружение предпосылок к ним действительно определяют успешное развитие гимнасток высшей квалификации в их основной деятельности.3. В период всей спортивной карьеры гимнастки переживают множество бесперерывных критических ситуаций. Преодоление которых ведёт к наивысшему результату. Для преодоления кризисных ситуаций требуются условия, где у гимнасток будет процесс развития интеллектуальных и эмоциональных компонентов.1. Загайнов, Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления [Текст] / Рудольф Загайнов. - Москва : Советский спорт, 2010. - 230,2. Котова, Е.А. Ведущие показатели компонентов спортивной формы у высоквалифицированных спортсменок-студенток, занимающихся художественной гимнастикой: автореф. дис. канд. пед. наук/Е. А. Котова. - М.,2013.-24 с.