Публикации Важная роль диагностического компонента в воспитательной работе современного классного руководителя

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Важная роль диагностического компонента в воспитательной работе современного классного руководителя
Автор: Ольга Вячеславовна Пирогова

Важная роль диагностического компонента в воспитательной работе современного классного руководителя Одной из проблем образования современности является то, что обучение и воспитание не всегда опираются на знание психологии развития ребенка. Сейчас во многих школах действуют психологические службы. Однако, каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, в силу своей нагрузки, он не с может осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер. В этой ситуации важную роль играет диагностическая работа классного руководителя. Почему?  Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с ограниченным количеством детей и встречается с ними ежедневно. В-третьих, получив результаты диагностики, классный руководитель сможет построить свою воспитательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей учащихся и особенностей классного коллектива. Что же такое диагностика? Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:
  • особенности возраста учащихся класса;
  • степень сформированности детского коллектива;
  • особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;
  • степень доверия друг другу детей и взрослых.
  • Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:1.Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.2. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.3. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.5. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.6. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.  Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:
  • Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.
  • Опросник дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
  • Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.
  • Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
  • Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.
  • Графические и рисуночные темы. Данные методики позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.
  • Как известно, основным средством воздействия на личность учащегося является классный коллектив. Педагогу необходимо уметь отслеживать различные изменения в классном коллективе, формирование отношений между детьми, их ценностные ориентиры, тенденции формирующихся отношений.Цели изучения классного коллектива многоплановые:
  • определение статуса каждого ребёнка в системе межличностных отношений в классном коллективе;
  • выявление уровня развития и воспитанности классного коллектива и стиль его жизнедеятельности;
  • определение психологического климата в коллективе и эмоционального самочувствия отдельных членов;
  • изучение процесса и результатов обучения и воспитания.
  • Цели и задачи воспитательной работы, как мы видим, достаточно сложны, поэтому в воспитательном процессе так необходима диагностика.Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности в нём. В соответствии с этим можно выделить 3 типа диагностики в работе классного руководителя:
  • начальная;
  • корректирующая (текущая);
  • обобщающая (итоговая)
  • Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определить воспитательную задачу и цели, которые будут реализованы в данном учебной году, нужно изучить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, выявить мотивы поведения учащихся в классе и школе, мотивы дружбы в коллективе. В этом случае нам на помощь могут прийти следующие диагностики:
  • Социометрия (использовать можно с 1 класса).
  • Цель: определение межличностных отношений в классе.
  • Методика «Солнце, тучка, дождик» (используется со 2 класса)
  • Цель: определение самочувствия и настроения детей в классе, дома, с друзьями.
  • Методика «Что важнее?» (желательно использовать в 3-4 классе) Цель: выявление мотивов дружбы.
  • Методика изучения мотивов участия школьников в совместной деятельности (по Л.В.Байбородовой) (желательно проводить в 3-4 классах).
  • Цель: выявление мотивов поведения учащихся в классе и школе. Дальнейшую свою воспитательную деятельность в новом учебном году необходимо строить исходя из результатов этих диагностик. Проведя диагностику «Социометрия» в 1 классе можно решить 2 задачи:1. Определить лидеров и отвергнутых детей в коллективе .2. Выявить взаимные симпатии и уровень сплоченности коллектива.По результатам этой диагностики можно увидеть, что в классе есть дети, которые изолированы, и с ними мало общаются остальные дети. В общении с детьми учителю нужно публично признавать их достижения, тем самым повышая их статус в коллективе. Проведя диагностику « Что важнее?» в начале третьего класса, можно выяснить, что мешает дружбе между детьми данного класса. Методика изучения мотивов участия школьников в совместных делах, помогает определить, что привлекает детей в совместной деятельности. Полнота и информативность при начальной диагностике максимально приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствуют оптимальному развитию коллектива и детей в нем. Корректирующая (текущая) диагностика проводится в течение всей воспитательной и учебной деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль взаимоотношений с детьми в процессе воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию воспитательной деятельности. На данном этапе можно использовать диагностики:
  • Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (По А.А.Андрееву)
  • Цель: определение степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Эта методика помогает увидеть какие изменения происходят в данном коллективе в течение года.
  • Методика цветоописи «Психологическая атмосфера в классном коллективе».
  • Цель: выявить состояние психологического климата в коллективе во время учебного года. В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции воспитательного воздействия в течение следующего учебного года.На данном этапе можно использовать диагностики, которыми пользовались на начальном этапе и выявить динамику. Результаты обобщающей диагностики записываются в диагностическую карту класса. Она представляет собой таблицу, в которую заносятся данные о каждом ученике в сокращенном виде. Это делает её содержательной, информативной, удобной для обозрения и анализа:И так, последовательно опишем порядок заполнения карты с указанием возможных вариантов использованных данных.№1 – ФИО – писать отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними.№2 – дата рождения – записываю для учёта в проведении праздника дня рождения№3 – сведения о родителях – для привлечения родителей к работе с детьми.№4 - тип воспитания в семье - (демократический, авторитарный, попустительский) – получаю в процессе беседы с родителями и детьми.№5 – состояние здоровья – о нём сообщают родители и врач; записываю шифром: БО – без отклонения, ЗР – зрение, СК – сколиоз. Использую для организации педагогического и воспитательного процесса.№6 – здесь записываем все методики, которые проводим в течение учебного года и их результаты.№7 – постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов.Диагностическая карта класса помогает обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравственным и другим нормам. Резюмируя можно сказать, что проведение диагностических процедур в начальной школе должно осуществляться систематически. Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в воспитательной системе. Она необходима для оптимальной организации воспитательного процесса.