Публикации Проектная деятельность "Мир Теней"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность "Мир Теней"
Автор: Султанова Наталья Дмитриевна

Название проекта: «Театр теней – волшебный мир для детей!»Проект разработан: воспитатели МБДОУ «ЦРР Детский сад «Радуга»Тип проекта: краткосрочный, игровой, коллективный, информационный, практико-ориентированный, комплексный.Место события: МБДОУ «ЦРР Детский сад «Радуга», подготовительная к школе группа «Пчелка»Сроки реализации: с 06.02 – 10.02.2023Участники: дети, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели группы.Актуальность проектаТеатрализованная теневая деятельность в ДОУ позволяет развивать у детей дошкольного возраста не только художественные способности и творческий потенциал, но и помогает адаптации в обществе, освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков.  Через театрально - игровое творчество у ребенка развивается артистизм, речевая активность, эмоциональная отзывчивость и интеллект. С помощью театрализованной деятельности в детском саду есть возможность познакомить ребенка с многообразием окружающего мира через сценические образы. Цель проекта: создать условия для развития творческих способностей у детей подготовительной группы и успешной реализации у них интеллектуально-творческого потенциала, посредством специально организованной театральной деятельности. Задачи проекта:
  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  • Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  • Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  • Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
  • Познакомить детей с различными видами театра.
  • Развивать у детей интерес к театральной игровой деятельности.
  • Ожидаемые результаты:- достаточный уровень знаний о театре у дошкольников; - высокий уровень у дошкольников мотивации к самостоятельным занятиям театрализованной деятельностью;-укрепление взаимосвязи между всеми участниками образовательного процесса через совместное посещение театра, занятия театральным искусством и подготовке к выступлениям.Методы проекта: Наглядные: демонстрация наглядного материала (иллюстрации, плакаты, презентации, просмотры театральных произведений для детей с использованием ИКТ).Словесные: беседы о театре, объяснение театральных понятий, словесные инструкции, чтение художественной литературы.Практические: психогимнастические упражнения, упражнения на развитие интонации, силы голоса, посещение театра.Игровые: театрализованные, дидактические, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры.Этапы проекта.I. Подготовительный этап: 1.Формулирование актуальности проекта, постановка темы, цели, задач проекта, определение методов решения поставленных задач.2.Подбор методической и художественной литературы по знакомству с театром и развитию театрализованных умений дошкольников.3.Подбор пособий, материалов и атрибутов по теме проекта, разработка презентаций.4. Разработка тематического планирования мероприятий по формированию интереса к театрализованной деятельности дошкольников и их родителей.II. Основной этап:
  • Работа с родителями:
  • - оформление наглядной информации: «Правила поведения в театре», «Театр своими руками», памятка «Театр дома»;- проведение индивидуальных консультаций «Чем интересен современный театр»;- привлечение родителей к участию в мероприятиях (театрализованное представление, поход в театр, выставки совместного творчества, изготовление атрибутов и декораций). 2. Работа с детьмиСтихотворения о театре. «Волшебный мир – театр» (Григорьева Татьяна Юрьевна)Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски.Волшебный мир игры и приключений,Любой малыш здесь хочет побывать.Вдруг превратится в Золушку иль в принца,И всем свои таланты показать.Театр, словно чародей, волшебник,Своею палочкой волшебной проведя,И вот ребёнок, скромный и застенчивый,Сегодня вдруг играет короля.Пусть детство будет словно сказка,Пусть чудеса творятся каждый миг,И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,Добро над злом опять пусть победит!Театр кукол (Соколова Н.В.)У нас сегодня с мамойКультурная программа.Давай мне, мама, руку,Пойдем в театр кукол!Что я большой - я знаю,Но кукол обожаюСмотрю и не могу понять,Как куклой можно управлять?Взял рукавичку и надел И вот уж Петушок запел,А поменял ты рукавичку И превратился он в Лисичку!Но знаю я наверняка -Актера трудится рука,И кукла оживает,Поет, переживаетВолшебно это превращенье!И мама смотрит с восхищеньем.А мы в театр еще пойдем,И папу мы с собой возьмем!Словарик театральных терминовТеатр - это целый мир новых слов, понятий...Слов, которых в обыденной жизни мы не употребляем.Актёр - деятельный, действующий (акт - действие).Антракт - промежуток между действиями спектакля.Аплодисменты - одобрительные хлопки.Артист - творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства (актёр, певец, музыкант).Афиша - объявление о представлении.Балет - вид театрального искусства, где содержание передаётся без слов: музыкой, танцем, пантомимой.Грим - подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актёру для данной роли.Декорация (лат.) - украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната).Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами.Драма - сочинение для сцены.Жест - движения рук, головы, передающие чувства и мысли.Карман - боковая часть сцены, скрытая от зрителей.Кулисы - вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.Мизансцена - сценическое размещение, положение актёров на сцене в определённый момент.Мимика - мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражением лица, отражающее эмоциональное состояние.Монолог - речь одного лица, мысли вслух.Опера - музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.Оперетта - весёлый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором.Пантомима - выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.Парик - накладные волосы.Партер - места для зрителей ниже уровня сцены.Режиссёр - управляющий актёрами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.Реквизит - вещи подлинные или бутафорские, необходимые актёрам по ходу действия спектакля.Репертуар - пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени.Репетиция - повторение, предварительное исполнение спектакля.Театр - место для зрелищ.Фойе - помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.Психогимнастика гры, упражнения, этюды по проживаниюэмоциональных состояний детьми дошкольного возраста1. Игра «Садовник»Цель: развитие воображения, выразительности движений.Описание игры: воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнцу. Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.2. Игра «Дожди»Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.Описание игры: дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п.3. Игра «С платком»Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.Описание игры: представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проводим набольшую артистическую разминку. У меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить: бабочку; принцессу; волшебника; бабушку; фокусника; человека, у которого болит зуб; морскую волну; лису.После показа каждого нового персонажа детям следует задавать следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто еще хочет попробовать? Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть?»4. Игра «Угадай настроение»Цель: учить детей по мимике лица, застывшим жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.Описание игры: дети садятся в круг. У воспитателя в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»5. Игра «Говорящие предметы»Цель: развивать у ребенка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать.Описание игры: в ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью. Начинает первый ребенок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным веселым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на веревочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребенок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!» Педагог предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.6. Игра «Зеркало настроения»Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера.Описание игры: игра проводится в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок – зеркало. Другой – тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера.7. Игровое упражнение «Читаем стихи с разным настроением»Цель: развивать эмоциональные состояния радости, удивления, злости, страха, тренировать различные интонации голоса.Описание: дети садятся в круг. Воспитатель предлагает взять по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления, страха и т.д.). Участники договариваются, какое стихотворение будут читать. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т.е. что у него изображено на карточке.