Публикации
Проектная деятельность "Мир Теней"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность "Мир Теней"
Автор: Султанова Наталья Дмитриевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность "Мир Теней"
Автор: Султанова Наталья Дмитриевна
Название проекта: «Театр теней – волшебный мир для детей!»Проект разработан: воспитатели МБДОУ «ЦРР Детский сад «Радуга»Тип проекта: краткосрочный, игровой, коллективный, информационный, практико-ориентированный, комплексный.Место события: МБДОУ «ЦРР Детский сад «Радуга», подготовительная к школе группа «Пчелка»Сроки реализации: с 06.02 – 10.02.2023Участники: дети, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели группы.Актуальность проектаТеатрализованная теневая деятельность в ДОУ позволяет развивать у детей дошкольного возраста не только художественные способности и творческий потенциал, но и помогает адаптации в обществе, освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков. Через театрально - игровое творчество у ребенка развивается артистизм, речевая активность, эмоциональная отзывчивость и интеллект. С помощью театрализованной деятельности в детском саду есть возможность познакомить ребенка с многообразием окружающего мира через сценические образы. Цель проекта: создать условия для развития творческих способностей у детей подготовительной группы и успешной реализации у них интеллектуально-творческого потенциала, посредством специально организованной театральной деятельности. Задачи проекта:Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей. Познакомить детей с различными видами театра. Развивать у детей интерес к театральной игровой деятельности. Ожидаемые результаты:- достаточный уровень знаний о театре у дошкольников; - высокий уровень у дошкольников мотивации к самостоятельным занятиям театрализованной деятельностью;-укрепление взаимосвязи между всеми участниками образовательного процесса через совместное посещение театра, занятия театральным искусством и подготовке к выступлениям.Методы проекта: Наглядные: демонстрация наглядного материала (иллюстрации, плакаты, презентации, просмотры театральных произведений для детей с использованием ИКТ).Словесные: беседы о театре, объяснение театральных понятий, словесные инструкции, чтение художественной литературы.Практические: психогимнастические упражнения, упражнения на развитие интонации, силы голоса, посещение театра.Игровые: театрализованные, дидактические, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры.Этапы проекта.I. Подготовительный этап: 1.Формулирование актуальности проекта, постановка темы, цели, задач проекта, определение методов решения поставленных задач.2.Подбор методической и художественной литературы по знакомству с театром и развитию театрализованных умений дошкольников.3.Подбор пособий, материалов и атрибутов по теме проекта, разработка презентаций.4. Разработка тематического планирования мероприятий по формированию интереса к театрализованной деятельности дошкольников и их родителей.II. Основной этап:Работа с родителями: - оформление наглядной информации: «Правила поведения в театре», «Театр своими руками», памятка «Театр дома»;- проведение индивидуальных консультаций «Чем интересен современный театр»;- привлечение родителей к участию в мероприятиях (театрализованное представление, поход в театр, выставки совместного творчества, изготовление атрибутов и декораций). 2. Работа с детьмиСтихотворения о театре. «Волшебный мир – театр» (Григорьева Татьяна Юрьевна)Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски.Волшебный мир игры и приключений,Любой малыш здесь хочет побывать.Вдруг превратится в Золушку иль в принца,И всем свои таланты показать.Театр, словно чародей, волшебник,Своею палочкой волшебной проведя,И вот ребёнок, скромный и застенчивый,Сегодня вдруг играет короля.Пусть детство будет словно сказка,Пусть чудеса творятся каждый миг,И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,Добро над злом опять пусть победит!Театр кукол (Соколова Н.В.)У нас сегодня с мамойКультурная программа.Давай мне, мама, руку,Пойдем в театр кукол!Что я большой - я знаю,Но кукол обожаюСмотрю и не могу понять,Как куклой можно управлять?Взял рукавичку и надел И вот уж Петушок запел,А поменял ты рукавичку И превратился он в Лисичку!Но знаю я наверняка -Актера трудится рука,И кукла оживает,Поет, переживаетВолшебно это превращенье!И мама смотрит с восхищеньем.А мы в театр еще пойдем,И папу мы с собой возьмем!Словарик театральных терминовТеатр - это целый мир новых слов, понятий...Слов, которых в обыденной жизни мы не употребляем.Актёр - деятельный, действующий (акт - действие).Антракт - промежуток между действиями спектакля.Аплодисменты - одобрительные хлопки.Артист - творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства (актёр, певец, музыкант).Афиша - объявление о представлении.Балет - вид театрального искусства, где содержание передаётся без слов: музыкой, танцем, пантомимой.Грим - подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актёру для данной роли.Декорация (лат.) - украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната).Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами.Драма - сочинение для сцены.Жест - движения рук, головы, передающие чувства и мысли.Карман - боковая часть сцены, скрытая от зрителей.Кулисы - вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.Мизансцена - сценическое размещение, положение актёров на сцене в определённый момент.Мимика - мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражением лица, отражающее эмоциональное состояние.Монолог - речь одного лица, мысли вслух.Опера - музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.Оперетта - весёлый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором.Пантомима - выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.Парик - накладные волосы.Партер - места для зрителей ниже уровня сцены.Режиссёр - управляющий актёрами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.Реквизит - вещи подлинные или бутафорские, необходимые актёрам по ходу действия спектакля.Репертуар - пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени.Репетиция - повторение, предварительное исполнение спектакля.Театр - место для зрелищ.Фойе - помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.Психогимнастика -игры, упражнения, этюды по проживаниюэмоциональных состояний детьми дошкольного возраста1. Игра «Садовник»Цель: развитие воображения, выразительности движений.Описание игры: воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнцу. Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.2. Игра «Дожди»Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.Описание игры: дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п.3. Игра «С платком»Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.Описание игры: представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проводим набольшую артистическую разминку. У меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить: бабочку; принцессу; волшебника; бабушку; фокусника; человека, у которого болит зуб; морскую волну; лису.После показа каждого нового персонажа детям следует задавать следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто еще хочет попробовать? Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть?»4. Игра «Угадай настроение»Цель: учить детей по мимике лица, застывшим жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.Описание игры: дети садятся в круг. У воспитателя в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»5. Игра «Говорящие предметы»Цель: развивать у ребенка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать.Описание игры: в ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью. Начинает первый ребенок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным веселым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на веревочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребенок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!» Педагог предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.6. Игра «Зеркало настроения»Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера.Описание игры: игра проводится в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок – зеркало. Другой – тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера.7. Игровое упражнение «Читаем стихи с разным настроением»Цель: развивать эмоциональные состояния радости, удивления, злости, страха, тренировать различные интонации голоса.Описание: дети садятся в круг. Воспитатель предлагает взять по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления, страха и т.д.). Участники договариваются, какое стихотворение будут читать. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т.е. что у него изображено на карточке.