Публикации Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений
Автор: Зайцев Вячеслав Александрович

Научная статья Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступленийАнтипов А.Н.Аннотация: В статье дается уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в частности рассматриваются вопросы, связанные с пониманием основного непосредственного объекта указанного преступления, его предмета, признаков объективной стороны, субъекта преступления, а также свойств субъективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Рассмотрены возможные пути устранения недостатков законодательной регламентации ответственности за ряд транспортных преступлений и совершенствования уголовно-правовых норм, содержащихся в данной статье. Ключевые слова: правила дорожного движения, транспортное средство, эксплуатация автомобиля, нарушение правил дорожного движения, уголовная ответственность. Criminal liability for committing motor vehicle crimesAntipov A.N.Annotation: The article gives a criminal-legal description of the violation of the rules of the road and the operation of vehicles, in particular, issues related to understanding the main direct object of the specified crime, its subject, signs of the objective side, the subject of the crime, as well as the properties of the subjective side of the crime, provided for by Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation. Possible ways to eliminate the shortcomings of the legislative regulation of responsibility for a number of transport crimes and improve the criminal law norms contained in this article are considered.Key words: rules of the road, vehicle, operation of a car, violation of traffic rules, criminal liability.Принятие Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. явилось качественно новым шагом в развитии ответственности за транспортные преступления, в то же время и сегодня остаются значительные погрешности в законодательной формулировке составов, посвященных безопасности работы транспорта, влияющие на справедливость установления признаков субъекта преступления, причинно-следственной связи между нарушениями и наступившими последствиями, определения нарушенного правила. Анализ уголовного законодательства показывает, что основными средствами борьбы с данной категорией преступлений традиционно являлись криминализация и декриминализация неосторожных деяний, установление пределов ответственности за их совершение, сочетание мер уголовно-правового воздействия и контроля за использованием техники с целью исключения возможности нарушения специальных правил.Автотранспортные преступления – это виновно совершенные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения в сфере безопасного функционирования (движения и (или) эксплуатации) автотранспорта, запрещенные УК РФ под угрозой наказания. Отмечу, что употребление в теории уголовного права подобного термина, позволит более точно определить круг преступлений, посягающих на безопасность движения автотранспорта.Объектом состава преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является безопасность дорожного движения, как составная часть общественной безопасности.Согласно одной из распространенных точек зрения, предметом рассматриваемых преступлений являются механические транспортные средства [3, с. 79]. Тем не менее, некоторые авторы расценивают механические транспортные средства не в качестве предмета, а в виде орудия указанных преступлений [4, с. 23]. Объективной стороной преступления выступают следующие признаки: - нарушение правил дорожного движения либо эксплуатации транспортного средства; - наступление последствий за совершенные нарушения; - существующая взаимосвязь между нарушением правила и последствиями, которые наступили в результате совершенного преступления. Необходимо отметить, что преступление, совершенное по исследуемой статье может быть осуществлено как вследствие действия, так и вследствие бездействия лица.Три состава, а именно ст. ст. 264, 266, 268 УК РФ, имеют много схожих черт по объективным и субъективным признакам. Так, все они относятся к преступлениям с материальным составом и предусматривают наступление последствий в виде физического вреда, а именно – тяжкий вред здоровью или смерть. Преступление, предусмотренное ст.264.1 УК РФ относится к числу формальных составов, поскольку опасность данного деяния заключается в повторности нахождения за рулем в состоянии опьянения. Соответственно здесь устанавливается уголовная ответственность при наличии административной преюдиции или специального рецидива. На данный момент в УК закреплена повышенная уголовная ответственность только за вождение в состоянии опьянения, подтвержденное актом освидетельствования. А вот привлечь водителя к уголовной ответственности за то, что он скрылся с места ДТП, преследуя цель, уклонится от освидетельствования на опьянение нельзя. До 28 июня 2019 года оставление водителем места ДТП, влекло лишь административную ответственность в соответствии со ст. 12.27 КоАП РФ. В связи этим водители, скрывшиеся с места ДТП оказывались в более выгодном положении по сравнению водителями оставшиеся на месте происшествия, в отношении которых имеется возможность подтвердить состояние опьянения на момент ДТП, а это обстоятельство влияет на квалификацию деяний, предусмотренных ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ.Таким образом, изменяя нормы уголовного законодательства относительно транспортных преступлений, государство пытается в лучшую сторону изменить ситуацию на дорогах; к сожалению, существующие меры не приносят и не могут приносить абсолютного результата в борьбе с нарушениями правил дорожного движения, но, тем не менее, положительные сдвиги, как показывает статистика, все же заметны; при этом работа над совершенствованием уголовного законодательства продолжается.Возможно, что ужесточение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является необходимой мерой в наше время. Например, в статье 264 УК РФ ч. 4 и ч. 6 переквалифицировать преступления водителей, совершивших ДТП в состоянии алкогольного опьянения, с преступлений средней тяжести на тяжкие преступления, ужесточить наказание относительно ныне используемых норм права. Это будет способствовать повышению степени ответственности водителей транспортных средств.Список литературы:1. Баранчикова, М. В. Уголовная ответственность за нарушения правил дорожного движения, совершенные водителями в состоянии опьянения, и проблемы их квалификации // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. - № 1 (67).- С. 24-27.2. Гумеров, И. А. Криминологическая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и его предупреждение: дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 / Гумеров Ильдар Анварович. - Казань, 2022. - 201 с.3. Вашкевич А.В. Формирование системы безопасного поведения на дорогах как социально-педагогическая проблема // Вестник Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. 2020. № 3 (45). С. 79-81.4. Михалева Т.И., Пахомова О.Н. Актуальные вопросы уголовной ответственности за преступное управление транспортным средством // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 4 (42). С. 23-25.5. Показатели состояния безопасности дорожного движения //Официальный сайт ГИБДД России. -URL: (дата обращения: 06.07.2023).6. Судебные и нормативные акты РФ // Сайт «Судебные нормативные акты РФ». - URL: regular (дата: обращения 29.06.2023).Bibliography:1. Baranchikova, M. V. Criminal liability for traffic violations committed by drivers in a state of intoxication, and problems of their qualification // Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - No. 1 (67). - S. 24-27.2. Gumerov, I. A. Criminological characteristics of criminal violation of the rules of the road and the operation of vehicles and its prevention: dis. cand. legal Sciences: 12.00.08 / Gumerov Ildar Anvarovich. - Kazan, 2022. - 201 p.3. Vashkevich A.V. Formation of a system of safe behavior on the roads as a socio-pedagogical problem // Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 3 (45). pp. 79-81.4. Mikhaleva T.I., Pakhomova O.N. Actual issues of criminal liability for criminal management of a vehicle // Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 4 (42). pp. 23-25.5. Indicators of the state of road safety //Official website of the traffic police of Russia. -URL: (date of access: 07/06/2023).6. Judicial and normative acts of the Russian Federation // Site "Judicial normative acts of the Russian Federation". - URL: (date: accessed 06/29/2023).