Публикации Использование ИКТ технологий в дошкольном, и начальном общем образовании

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование ИКТ технологий в дошкольном, и начальном общем образовании
Автор: Юлия Петровна Закуракина

«Использование ИКТ технологий в дошкольном, и начальном общем образовании» Автор: Закуракина Юлия Петровна«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. ВыготскийВведение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования  подразумевает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО). Концепция и содержание данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей  начальных классов, когда речь заходит о вопросах   преемственности детского сада и начальной школы. Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, это связь между различными уровнями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Поэтому необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.По определению Д.Б. Эльконина,  «дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Ребенок, впервые поступая в детский сад, включается в систему образования, затем впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент преемственность учреждений должна стать страховкой и поддержкой маленького человека, так как школа и детский сад — это два неразрывно взаимосвязанных звена в системе образования.     Анализируя педагогический опыт ДО и НОО, можно говорить о преемственности двух образовательных программ, как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется его самоценность детства, и формируются основные личностные качества ребёнка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.Завершение дошкольного периода и поступление в школу — это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». (В. А. Сухомлинский) Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования формируются основные базовые личностные качества ребёнка, сохраняя его  самодостаточность,  и, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. Обращая  внимание на содержательные стороны методологии ФГОС ДО и ФГОС НОО,  удостоверимся, в наличии преемственности между областями дошкольного образования и НОО. Пять образовательных областей (познавательное, социально коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие) обозначенных в ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому, задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в «превращении знаний в инструмент творческого освоения мира». Учебно-методические комплекты ДО и НОО соответствуют идеологии ФГОС, а в частности, принципам системно-деятельностного подхода, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную активность. Единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения образовательной Программы интегративных качеств являются основой для начала реализации на практике решения проблемы преемственности.Средством обеспечения преемственности между детским садом и начальной школой, так же являются педагогические технологии непрерывного дошкольного, начального, общего образования, в обязательном порядке включающие в себя: развитие любознательности, интеллектуальных способностей, творческого воображения, познавательной активности и умение общаться. С. Эрманн говорит нам о том, что «наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования».     Среди выбираемых технологий приоритет, как в детском саду, так и в школе отдан ИКТ технологиям, основанным на принципах развивающего обучения.Информационная грамотность и культура стали гарантией успешной  профессиональной деятельности человека.     Владение ИКТ ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, продуктивно, мастерски, владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к организации своей деятельности.Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий решает ряд вопросов дошкольного образования: повышает мотивацию детей к получению новых знаний, улучшает качество обучения, ускоряет процесс усвоения и систематизации знаний. Поэтому  применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, наглядной, игровой форме развить познавательную активность детей, логическое мышление, внимание, память, усилить  созидательную составляющую учебного процесса. Использование информационно - коммуникационных технологий в сочетании с личностно-ориентированным подходом обучения помогут ребёнку научиться, работать с информацией, так как «научить учиться» - это важная задача современной школы, а значит и детского сада. В основной образовательной программе ДОУ содержится раздел «Компьютер – друг, компьютер – враг» отражены различные формы работы. Информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять  широкие возможности  для коммуникации. Ассортимент достаточно широк. Однако использования возможностей ИКТ в образовательном процессе, работая с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, следует соблюдать правило «не переусердствуй», «не навреди».При подготовке и проведении непосредственно образовательной деятельности ( занятий) по различным областям используются различные формы  ИКТ:
  • готовые электронные продукты (образовательные программы, интерактивные игры), которые позволяют активизировать, усилить деятельность воспитателя и воспитанника,  позволяют развивать предпосылки универсальных учебных действий (УУД) у воспитанника, воплотив в жизнь принцип наглядности. Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это говорит о том, что происходит овладения основами теоретического мышления;  
  • использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов: просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им аудио рядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.;
  • использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board позволяет воспитателям и воспитанникам в полной мере изложить и  достаточно хорошо усвоить изучаемый материал, хотя не у всех есть интерактивные доски. Интерактивная доска позволяет ребенку наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером;
  • создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных областях, который может создать каждый воспитатель. Использование презентации обеспечивает наглядность выдаваемого материала, обогащает рассказ педагога, делает его более доступным и запоминающимся. Детям представляются ключевые понятия и их взаимосвязи, также логика изложения обеспечивает формирование знаний детей по теме.
  • Презентацию можно использовать при закреплении изученного материала, систематизации знаний, при подведении итогов работы на организованной воспитателем непосредственно образовательной деятельности (занятии), так же вне занятийной деятельности воспитанников и при контроле знаний в форме устного опроса.