Публикации КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Заводной апельсин».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Заводной апельсин».
Автор: Холод Светлана Владимировна

Муниципальное учреждение дополнительного образования«Дома детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской областиКРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Заводной апельсин».Форма реализации: очнаяНаправленность: социально – гуманитарнаяСрок реализации программы: 9 часовВозраст обучающихся: 5-12 летСоставила: Холод Светлана Владимировна Педагог дополнительного образованияр.п. Дергачи2023 год1. Комплекс основных характеристик программыПояснительная запискаПрограмма «Заводной апельсин» предусматривает приобщение обучающихся к социально воспитательному потенциалу, досугу. Определяется как важнейшая среда взаимодействия человека с окружением,.Общеразвивающая общеобразовательная программа «Заводной апельсин» разработана для обучающихся с опорой на концепцию развития данного образовательного учреждения, с учетом традиций, сложившихся в педагогическом коллективе, творческих объединениях.Данная общеобразовательная программа имеет социально-гуманитарную направленность.Нормативно-правовое обеспечение программы.Программа «Заводной апельсин» разработана с учетом:
  • Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. 273
  • «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196, с изменениями от 30.09.2020 года)
  • «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (утв. письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 09-3242)
  • «Санитарных правил 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. 28)
  • Устава МУДО «ДДТ» р.п. Дергачи
  • Локальных нормативных актов.
  • Адресат программы.Дополнительная общеобразовательная программа «Заводной Апельсин» предназначена для детей в возрасте от 5 до 12 лет. Наполняемость группы 10 -15 человек.Объем и срок освоения программы.Программа рассчитана на период каникул и составляет 3 часа в неделю. Срок реализации 1 месяц (9 часов).Режим занятийЗанятия проводятся в соответствии с расписанием.Возрастные особенности обучающихся:При выборе форм и методов работы с детьми, педагогических технологий при реализации программы учитывались следующие возрастные особенности:Потребность в двигательной активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста настолько велика, что врачи- физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности».В возрасте 5-9 лет у детей активно формируется мотивационно-ценностный компонент (комплекс потребностей личности, в т.ч. в общении, самореализации, личностном росте). Дети начинают проявлять интерес к классным делам, к делам других людей. Ребёнок принимает на себя новые социальные роли и новые виды деятельности, возникает желание быть полезным в среде ближайшего окружения и в более глобальном мировом значении. Происходит активное формирование представлений о социальных нормах поведения; социально приемлемых способах самовыражения личности.Актуальность программы.Значимость программы для современных детей, её соответствие потребностям, интересам сегодняшних детей; направленность на решение современных проблем детства.Педагоги-исследователи отмечают, что «у ребенка должен быть богатый фонд счастливых воспоминаний, собственная духовная история», и в этом ему помогут специально разработанные увлекательные краткосрочные игровые программы, где воспитанник может одновременно почувствовать себя и сказочным героем, и силачом, и гением. Педагогическая целесообразность Главный упор делается на формирование, становление и сохранение навыков общения каждого ребенка, умение играть в командные игры, умение адаптироваться в заданных условиях, развивать коммуникативные способности и т.д.Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ:Образовательная программа «Заводной апельсин» включает в себя мероприятия, краткосрочные игровые программы которые спроектированы для всех возрастных категорий детей – от 5 до 12 лет, также включает такие формы организации культурно-досуговой деятельности, которые направлены на решение одновременно целого комплекса задач, связанных с вовлечением ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, освоением традиционного и инновационного опыта организации досуга через игровое взаимодействие. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.Цель: сформировать и активизировать творческий потенциал, индивидуальность каждого обучающегося путем вовлечения в игровые ситуации, сочетающие в себе основы нравственной, социальной культуры.Задачи:Обучающие:
  • Научить работать в команде и прислушиваться к чужому мнению.
  • Научить высказывать свое мнение так, чтоб быть услышанным.
  • Научить ориентироваться в окружающей обстановке.
  • Развивающие:
  • Развить творческую индивидуальность, эмоциональное восприятие, воображение, фантазию.
  • Развить произвольную память и быстроту реакции.
  • Развить коммуникабельность, смелость публичного самовыражения.
  • Воспитательные:
  • Воспитать любовь к окружающему миру, желание творить.
  • Воспитать чувство гражданственности, нравственность.
  • Воспитать чувство ответственности перед коллективом.
  • Планируемые результатыПредметные: по окончании обучения обучающиеся будут приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,Метапредметные: обучающиеся получат опыт эффективной коммуникации в рамках социального взаимодействия, разовьют навыки работы в команде.Личностные: воспитать умения содержательно и разнообразно проводить свободное время.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.В качестве результатов реализации программы выступают:
  • осмысление детьми в рамках своего возраста досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
  • осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
  • приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,
  • умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
  • освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
  • повышениекультурывзаимоотношенийдетей,ихповеденияво взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  • изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;
  • формирование традиций образовательного учреждения.
  • Отслеживание результатов реализации программы может осуществляться путем: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей.Сроки реализации:Образовательная программа рассчитана на 1 месяцПериодичность организации игровых программ:В неделю 3 игровые программы. В месяц 9 игровых программ.Формыорганизациидеятельностиобучающихсявпроцессе подготовки игровых программ:
  • индивидуальная;
  • индивидуально групповая;
  • групповая;
  • Формы проведения игровых программ:
  • игра на заданную тему с использованием домашней заготовки (КВН, диспут, круглый стол ит.д.)
  • игра импровизация на заданную тему (День России, День друзей т.д.)
  • сюжетно ролевая игра (путешествия)
  • Содержание программы.
  • Учебно-тематический план
  • Содержание учебного плана1.Водное занятие.Теория: Знакомство. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Просмотр видеоролика «Доброта и дружба».2. «Детство – прекрасная пора». Практика: игровая программа3. День наоборотПрактика: игровая программа4. «В поле и в лесу» Практика: интерактивная викторина5. «Передай добро по кругу» Практика: игровая программа6. «Мои сказки» Практика: викторина7. «Моя Родина – Россия!»Практика: Патриотическая познавательно – развлекательная игра.8. «Вместе мы большая сила» Практика: интеллектуальная викторина9. «На большом воздушном шаре» - итоговое занятиеПрактика: Конкурсная игровая программа». Командная игра по станциям с выполнением элементов праздничных обрядов и отгадыванием загадок и вопросов. Подведение итогов.
  • Комплекс организационно-педагогических условий
  • Методы обучения:- объяснительно-иллюстративный(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);- репродуктивный (воспроизводящий);- проблемный (ставится проблема, и дети под руководством педагога ищут пути её решения);- эвристический (проблема формулируется детьми, ими жеи предлагаются способы решения);- практический апробирование элементов игры, изготовление и оформление реквизитов.Учебно – методический комплекс для педагога и обучающихся включает: Электронные образовательные ресурсы для обучающихся Условия реализации программыДля успешной реализации программы необходимо наличие кабинета, актового зала, оргтехники (ноутбука, проектора, экрана и т.п.)Оценочные материалыКритерии оценивания учебных достижений обучающихсяВсего – 50 баллов.Список использованной литературыДля педагога:
  • Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). – М.: Знание, 1989. 78 с.
  • Вербицкий А.А.. Психолого-педагогические особенности деловой игры как форма знаково-контекстного обучения / Игровое моделирование: Методология и практика - Новосибирск: Наука, 1987. 123 с.
  • Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.,МИРОС, 2002. 296 с.
  • 4. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений / А.П. Панфилова ; под общ.ред.Для обучающихся:
  • Вознюк Н.Г. Полная энциклопедия развивающих игр для детей. – М., 2009. – 45 с.
  • Гусев Д.А. Большая книга головоломок. – Москва, 2007 г.
  • Рассел Кен, Филип Картер. Хитроумные головоломки. – М., 2007.
  • Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». – М., 2005.
  • Сухин И. Игры с буквами и словами. Любимые сказки в кроссвордах, играх, загадках. – М., 1998.
  • ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ