Публикации «Формирование читательской культуры обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование читательской культуры обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО»
Автор: Лидия Витальевна Тыщенко

«Формирование читательской культуры обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО»Проект. Введение. Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии со ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно образование детей с особыми возможностями здоровья. Конечно, эти цели не новы, ещё в 30-е годы прошлого века выдающийся педагог Л.С. Выготский обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития. Все мы прекрасно знаем, что чтение имеет большое воспитательное значение, развивает положительные нравственные качества: любовь к своей Родине, чувство коллективизма, книги помогают познать мир, учат доброте, сопереживанию, справедливости. Дети с ограниченными возможностями здоровья – особая категория, недуг которых ведет к их изоляции от общества, затрудняя физическое, психическое, личностное развитие. Дети с проблемами здоровья изолированы в мире себе подобных, где всё приспособлено к дефекту ребенка, что ведет к низкой социальной адаптации, коммуникативным трудностям, замкнутости. Роль книги и чтения в жизни детей с нарушениями развития переоценить невозможно: для большинства из них мир открывается именно через книгу.  Ребёнок   с отклонениями в развитии не может в полной мере осознать содержание прочитанной книги в силу того, что у него  медленный темп чтения, бедный речевой запас, он не умеет правильно выбрать книгу, практически в два раза снижена любознательность в сравнении с обычными детьми. Так, при пересказе прочитанного дети не могут выделить главную мысль, отразить временные, причинно-следственные связи, оценить ситуацию, поступки действующих лиц. Такому ребёнку нужна систематическая помощь со стороны родителей, учителя, тьютора и библиотекаря, именно они занимаются руководством чтения. Практика показывает, что требования прочесть ту или иную книгу, сами по себе не могут вызвать у детей желание их прочесть. Значит, чтобы книга стала для обучающихся потребностью,  следует качественно проводить не только индивидуальную работу, но и массовые мероприятия,  способные вызвать любознательность и интерес. Основы культурного вдумчивого чтения, закладываются, естественно, в начальных классах. Программа проекта предусматривает открытое сотрудничество тьютора, педагога, родителей, библиотекаря и ребенка.Основная задача, которую я поставила перед собой, - развитие творческих способностей учащихся путем приобщения их к чтению, а девизом должны стать слова Януша Корчака (педагога, врача, писателя): «Мы должны не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания». Моя задача заключается в том, чтобы сделать чтение интересной и желанной деятельностью, обеспечить эффективное восприятие и осознание прочитанного. Дети с нарушение интеллекта вследствие сниженного познавательного интереса самостоятельно не обращаются к книге за получением новых сведений. Они выполняют только задания по классному и внеклассному чтению и другим учебным предметам, что оказывается явно недостаточным для выработки техники чтения. В связи с этим возникает вопрос о такой организации занятий, когда все ученики прочитывают текст и остаются активными на протяжении всего занятия. Аналитическая часть.Навык чтения в начальной школе играет большую роль и является основным фактором успешности обучения. Он включает в себя два компонента: технический и смысловой. В техническую сторону чтения включают следующие компоненты: способ чтения, темп чтения, правильность чтения. В смысловую сторону чтения входят выразительность и понимание прочитанного. С целью определения уровня навыков чтения у учащихся нашего класса я провела технику чтения. Мониторинг понимания читаемого текста. Обнаружены следующие недостатки качества чтения :-общее недоразвитие речи, в частности нечеткое произношение звуков;- по слоговое чтение;-прочитывание слов с ошибками;-челночное чтение;-узкий читательский кругозор;-непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения .Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора учащихся дали мне возможность проектировать эффективную для данного класса систему подготовки квалифицированного ребенка -читателя, с соответствующим уровнем, заданным программой и наметить пути эффективной работы с данными детьми.   Целью работы с детьми считаю воспитание интереса и любви к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, то есть всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека.Задачи:
  • Показать книгу как эстетическую, духовную ценность, как произведение искусства.
  • Знакомить с различными произведениями детской литературы, с разными жанрами.
  • Развивать речь, языковое чутье, воображение, фантазию, память.
  • Прививать интерес к книге и художественной литературе, показывать ее как возможность понять себя, людей, окружающий мир.
  • Показывать связь литературы с фольклором, другими видами искусства.
  • Знакомить с ритмом, рифмой, музыкой стиха.
  • Учить детей через книгу сопереживать, сострадать, сочувствовать.
  • В.Сухомлинский писал о том, что «Книга – это окошко, через которое дети видят и понимают мир и самих себя». и одна из задач проекта как можно раньше открыть им это окошко, ведь школьная библиотека – первая библиотека в жизни ребенка .Формирование информационной культуры учащихся у нас начинается с простейших бесед о книге и ее структуре, словарях, энциклопедиях и справочниках, о периодических изданиях для детей, о библиотеке и ее возможностях. Формы работы разнообразны. Большой популярностью пользуются  литературные беседы и обзоры к юбилейным датам любимых детских писателей, литературные викторины, громкие чтения. Книги для чтения выбираю в соответствии с возрастом и уровнем развития ребят. Чаще всего это сказки, приключения. У детей это самый любимый жанр. Литературная и народная сказка по праву считаются ядром круга чтения учащихся младшего возраста. У детей сказка вызывает сильнейший эмоциональный отклик. Более всего младшие школьники ценят и любят сказочный жанр за возможность сопереживания, сострадания любимым героям. Вначале я объясняю детям, что сказки бывают литературные и народные. Народные сказки делятся на группы, это волшебные, бытовые сказки и сказки о животных. Объясняю, чем они отличаются друг от друга. Выразительное чтение и обсуждение сказки помогает ребенку усвоить идейное содержание текста, развить образное и логическое мышление. Часто завершаем чтение рисунками. Рисовать, а особенно срисовывать понравившиеся картинки дети очень любят. Рисование благотворно влияет на психику, способствует развитию мышления, моторики рук. Поэтому часто провожу конкурсы на лучший рисунок по прочитанным произведениям. Мною собраны и разработаны   литературные викторины, конкурсы, турниры   для учащихся разных возрастов. В основе этих игр лежит книга. Литературные игры контролируют знания детей и развивают. Они строятся на читательском багаже ребенка, и предлагают вспомнить то или иное произведение, назвать его героев или сюжет. Когда ребенок отвечает на вопросы викторины, то у него работает память, мышление и проверяются не только знания, но и глубина прочтения.Руководство чтением детей требует творчества, мастерства, знания литературы и своего читателя. Очень важно увлечь  ребёнка книгой, чтением, беседой, помочь ему преодолеть чувство неуверенности в себе, создать ситуацию успеха. Библиотека должна стать площадкой для познавательной активности учащихся, развития новых форм чтения и творчества, наконец, просто тем местом, куда можно просто прийти посидеть в тишине, отдохнуть, полистать книги и журналы. Ребёнок-слушатель - это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое. БиблиотерапияБиблиотерапия, являясь частью психотерапии, имеет свои особые средства воздействия и опирается на мощный духовный потенциал мировой художественной литературы. Это особенно важно для детей, которые в силу физических недостатков оторваны от общества сверстников и ведут замкнутый образ жизни. Весёлые книги отвечают насущным потребностям детской души, служат источником особого эмоционального наслаждения, оптимизирует настроение и мысли ребёнка.Для приобщения гиперактивных детей к миру книг можно использовать метод психодинамической медитации. Пластическими движениями можно обыграть стихотворение, «оживить» персонажи, «рассказать стихотворение руками».Книги К.Чуковского, Г.Андерсена, А.Милна, Д.Родари, А.Линдгрен, В.Драгунского, Н.Носова и др. будут полезны комплексующим, неуверенным детям, которым свойственно несвободное, зажатое поведение.Книги о природе, животном мире удовлетворяют – в «виртуальном мире» – потребность детей в привязанности и эмоциональном общении.Приобщение младших школьников к жанрам малого фольклора (считалки, заклички, дразнилки) помогают при коррекции нарушений эмоционально-волевой регуляции поведения детей, способствуют развитию коммуникативных навыков. Это и хороший способ психологической разрядки. Таким образом: метод библиотерапии – один из самых эффективных методов для развития эмоциональной отзывчивости, совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать, рассказывать, импровизировать.СказкотерапияСказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-образного постижения мира человеческих отношений. Понимание сказки и ее содержания позволяет ребёнку распознать и обозначить собственные переживания, понять их важность и смысл. Сказкотерапия эффективна в работе с младшими школьниками. Особенностью сказкотерапии является то, что в одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смыслы и значения близкие и понятные. Символы сказки способствуют возникновению переживаний, через которые и происходит переоценка и переосмысливание воображаемой ситуации.Копилка приемов повышения читательской активности.Приёмы чтения адаптированы и позволяют осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход во время занятий. Предлагаемые приёмы можно использовать как на различных уроках, так и во внеурочное время для обучающихся с разным уровнем развития. Данные материалы актуальны и направлены на отработку читательских умений обучающихся.Прием «Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик ставит «крестик», а другой ставит «нолик».После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным для обучающихся является игровое поле в 9 клеток.Прием «Перевёртыши»Предлагаем ученикам расшифровать перевертыши пословиц, названий книг, строчки из стихов и песен.Счастье перемещается кучами. — Беда не ходит одна.Прочитайте слова, которые зашифрованы:ИКЗАКС ЬТЯНИЧОС ЯСЬТИЧУПримеры перевёртышей встречаются в произведении К.И.Чуковского «Чудо-дерево», в русских народных небылицах: «Ехала деревня мимо мужика», «Лошадь ела сало, а мужик овёс» и т.д.Прием «Ассоциативный куст"Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.Прием «Шесть шляп»Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значение цвета ребёнок получает своё заданиеКрасная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.Чёрная шляпа (критик)  - что плохого в поступках героев.Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю.Белая шляпа ( учёный)   -    чему следует поучиться у героя.Зелёная шляпа (творчество)  - продолжите рассказ.Все перечисленные выше приемы помогают вовлечь учащихся в деятельность и способствуют развитию и формированию культуры , читательских умений и навыков обучающихся. Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Именно семья с её неповторимой атмосферой родственных, стилем внутрисемейных отношений, любовью родителей обеспечивают детям психологический комфорт. А любовь и доверие ребёнка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Интерес к чтению начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. И пример взрослого очень важен. Ребенок должен видеть родителей, которые читают, и читают с интересом. Чтение в начальной школе – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка – источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры. Домашняя библиотека дает возможность обмениваться книгами с друзьями, что вызывает интерес к чтению. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ребенок полюбил книгу. Родителям предлагаются следующие рекомендации:1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, рассказы, стихотворения, фольклор.5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.8.Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 20 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.10.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка. Не смотря на особенности развития и обучения детей в коррекционной школе, они должны полюбить читать, должны знать, как сложен и разнообразен окружающий мир и обращались за советом к книгам. Вся моя работа с детьми проходит при непосредственном участии педагогов, тьюторов. родителей и библиотекаря. Думаю наше сотрудничество благотворно скажется на результатах работы. Китайская пословица гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».Ресурсы, используемые при подготовке материала.1.  2.  3