Публикации К вопросу о лицензировании и сертификации экспертной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: К вопросу о лицензировании и сертификации экспертной деятельности
Автор: Дю Михаил Александрович

Дю Михаил АлександровичАНО «Бюро судебных экспертиз и исследований»Судебный экспертК вопросу о лицензировании и сертификации экспертной деятельностиВ соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию характер и размер вреда, причиненного преступлением. Применительно к уголовным делам о преступлениях против собственности, коих в России совершается более половины, доказыванию подлежит фактическая стоимость объекта преступления, то есть предмета хищения, с учётом его износа. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 года № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», определяя размер похищенного имущества, следует исходить из его фактической стоимости на момент совершения преступления. При отсутствии сведений о цене стоимость похищенного имущества может быть установлена на основании заключения экспертов. Это означает, что по уголовному делу, в котором предметом преступления является собственность, следователю (дознавателю) необходимо получить заключение судебной экспертизы, поскольку в ином случае не представляется возможным определить фактическую стоимость имущества на момент совершения преступления.В этой связи, именно на этапе назначения судебной экспертизы и возникают практические сложности, которые обусловлены целым рядом факторов, в том числе отсутствием возможности оперативного производства судебных оценочных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях МВД дел России, Минюста. Основополагающий Федеральный закон №73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в статье 41 устанавливает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 Федерального закона».В соответствии с действующим процессуальным законодательством, проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам (ст. 79 ГПК РФ, ст. 199 УПК РФ), причем судебная экспертиза производится как государственными судебными экспертами, так и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями (ст. 195 УПК РФ). Таким образом, к экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся в том числе эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений.В соответствии с действующими нормативными правовыми актами, деятельность негосударственных экспертных организаций может осуществляться без получения лицензии, а оказываемые ими услуги не подлежат сертификации. В соответствии с Федеральным Законом № 128 - ФЗ от 08 января 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», экспертная деятельность не подлежит лицензированию. При этом, экспертная деятельность в России не лицензируется.Действующими нормативными правовыми актами России и ЕврАзЭС о сертификации работ и услуг (в частности, Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Законом РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации», Постановлением Госстандарта России от 28.02.98 № 5 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации» и другими) в отношении услуг экспертных учреждений обязательная сертификация не установлена.Компетенции эксперта должна устанавливаться по существу. При этом, все процессуальные кодексы указывают только одно основание (требование) для назначения лица судебным экспертом - наличие специальных знаний (ст. 57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 55 АПК РФ). Одновременно с этим, процессуальные кодексы требуют, чтобы в своем заключении судебный эксперт сообщил о своем образовании, специальности, стаже работы, о наличии ученой степени и (или) ученого звания (ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ).Исходя из вышеизложенного, автор полагает, что институт производства судебных экспертиз по уголовным делам подлежит тщательной переработке с учётом имеющихся в Законе положений о лицензировании и сертификации.