Публикации Методическая разработка: Идеальный урок музыки в общеобразовательной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка: Идеальный урок музыки в общеобразовательной школе
Автор: Чернега Ангелина Владимировна

Методическая разработка: «Идеальный урок музыки в общеобразовательной школе».Как провести урок музыки интересно? Как лишить его статуса «передышки» между другими занятиями и превратить в праздник?Школа требует от учителя музыки:
  • Побуждать эмоциональное восприятие музыкальных произведений;
  • Формировать осознанное позитивное отношение к музыкальному искусству;
  • Вовлекать учащихся в практическую музыкальную деятельность.
  • Звучит абстрактно. Как же увлечь целый класс, от последней до первой парты, музыкой Баха? Разберём на примере урока по непростой теме: полифония и её особенности.Первая часть урока, разумеется, посвящена теории. Важно помнить, что больше удовольствия ученик получит в том случае, если он сам угадает смысл термина; задача учителя - грамотно подвести к формулировке. А закрепить успех лучше с помощью ассоциации. Как вариант: на иврите «телефон» звучит как «пелефон», а музыку при звонке мы называем «полифония». Или присказка: «пошёл в поле Афоня, а там полифония». Такие ассоциации необходимы в том случае, если класс «густонаселённый», и сложно добиться достойного среднего уровня знаний по больнице.После вводной части урока самое время поиграть, так мы разбудим задние парты, а заодно попробуем теорию на вкус. Итак, создаём полифонию сами: ученикам даётся выбор - топать /хлопать/гудеть/свистеть/шипеть/мычать. Делаем первые шаги к понятию «канон», вступаем поочерёдно; а при должном уровне подготовки класса повторим длительности: «шипим четвертушками, топаем восьмушками».Теперь мы готовы тренировать восприятие. Стандартная школьная программа предусматривает в контексте полифонии знакомство с творчеством Баха, и это может быть интересно. Говоря о композиторе, учитель дополняет сухие факты интересными.Например, музыка Баха запущена в космос на Вояджере. Или, детям на радость, Иоганн, говорят, за деликатес почитал голову селёдки. Развивая воображение детей, учитель предложит им вместе придумать, каким мог быть композитор. Например, есть факт из биографии — он был мастером игры на органе. Интересно, как бы дети объяснили любовь Баха к этому инструменту?Можно фантазировать: например, во сне к нему явилась фея, стукнула его по голове и сказала: «не будешь играть на органе - буду каждую ночь стучать по мозгам. Он и послушался. Цель такого процесса понятна - мы очеловечиваем личность, учимся смело излагать свои фантазии и принимать чужие.Для прослушивания подойдут произведения из «Нотной тетради». Если чередовать мажорные и минорные дети будут лучше чувствовать их контраст. Обращая внимание на полифонию, учитель может на примере одного из произведений (по выбору детей, если это удобно) воспроизвести отдельно каждый из «голосов». А перед этим класс может сделать «ставки» — сколько отдельных инструментов и мелодий в этом произведении?Обязателен итоговый анализ урока. Важно услышать каждого: что понравилось меньше и больше всего, что вызвало эмоции, запомнилось? Хорошо, если учитель имеет некий шаблон обратной связи, привычный детям, который помогает ему совершенствовать уроки.Домашнее задание — проект-презентация. Задача: выбрать любую музыкальную группу, выяснить состав инструментов, на примере одной песни обратить внимание, когда вступает новый инструмент, какой из них ведёт лейтмотив. А также найти интересные факты об истории этой группы и об их творчестве. Важно при этом создать безопасную атмосферу для выражения музыкальных предпочтений.Один из моих собеседников выразил досаду: «если бы педагог действительно увлекал нас, я бы не прогулял ни одного урока».Универсального способа преподавания не существует, однако при таком количестве путей мы всегда можем пробовать новое: развивать детей, развивая себя.