Публикации Лекция: «Виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки в школе».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лекция: «Виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки в школе».
Автор: Чернега Ангелина Владимировна

Лекция: «Виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки в школе».1. Собственно музыкальная деятельность учащихся:- музыкально-слушательская;- музыкально-исполнительская (вокально-хоровая, игра учащихся на музыкальных инструментах);- музыкально-композиционная.2. Музыкально-теоретическая деятельность учащихся.3. Музыкально-историческая деятельность учащихся.4. Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность учащихся.5. Музыкально опосредованная деятельность учащихся.Музыкально-слушательская и вокально-хоровая деятельность учащихся подробно рассматривались выше.Дополнительно. Методика слушания музыки с опорой на порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия (В.И. Петрушин).1. Выявление главного настроения (какие чувства переданы в музыке, испытал ли их сам слушатель).2. Определение средств музыкальной выразительности (мелодии, гармонии, фактуры, темпа, ритма) и сравнение их с другими образцами применения разными авторами.3. Рассмотрение особенностей развития художественного образа (то, что слышит ученик, ему предлагают передать словами; это приводит к пониманию произведения). Необходимо обратить внимание на то, как произведение начинается, какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразительности, какой образ возникает в сознании слушателя, развивается ли он плавно или с резкими контрастами, как заканчивается произведение, к чему привело развитие образа. Уместно на данном этапе привлечение аналогий с другими видами искусства.4. Выявление главной идеи произведения происходит в ходе размышления учащихся о том, для чего автор создал свое произведение, какая основная мысль владела им в процессе творчества, что он хотел сказать людям своей музыкой. Если произведение программное, можно предложить ответить на вопросы: «Почему автор назвал его именно так, а не иначе?»; «Получится ли передать основную мысль афоризмом, стихотворной строкой, образным сравнением?».5. Понимание позиции автора. Образ автора лучше всего познается через понимание стилевых особенностей его музыки. Вопросы учащимся: «Какое мироощущение и мировосприятие отличает музыку данного композитора?»; «В чем смысл его нравственных исканий, эстетических идеалов?»; «Каково отношение композитора к своим героям?»; «Относится ли он к ним с симпатией, с юмором, состраданием или с иронической усмешкой?».6. Нахождение в произведении собственного личностного смысла в процессе размышления о том, какие события из жизни самого ученика напоминает данная музыка, какие воспоминания и надежды она пробуждает, что хочется сделать прослушав ее и т.д.Игра учащихся на музыкальных инструментах отвечает возрастным особенностям прежде всего младших школьников, но может заинтересовать и подростков, так как помогает выразить себя в художественной форме. Вносит в урок игровое начало, способствует созданию атмосферы увлеченности.Учащиеся могут музицировать по специально созданным учителем партитурам; импровизировать; сочинять под руководством учителя ритмические аккомпанементы; сочинять инструментальные и вокально-инструментальные композиции.Используются бубен, барабан, треугольник, маракасы, трещотки, металлофоны и ксилофоны, ложки и другие народные инструменты, электронные инструменты.Значительный опыт накоплен педагогами во включении в содержание уроков совместной ансамблевой игры учителя и ученика на фортепиано.Музыкально-композиционная. Музыкально-композиционным творчеством принято называть импровизацию и сочинение музыки, то есть создание новых музыкальных текстов. Задача данного вида деятельности – научить школьников «слышать жизнь» в музыкально-образной форме.Два типа музыкально-творческих заданий:- развитие заданного тематизма (законченная мелодия, мотив, ритмический или гармонический оборот и т.п.);- сочинение собственного тематизма и его развитие.Музыкально-теоретическая деятельность учащихся заключается прежде всего в развитии музыкальной грамотности в широком смысле слова (постижение закономерностей музыкального искусства, его природы; форм бытования музыки, творчества композиторов, исполнителей, слушателей; изучение нотной грамоты).В узком значении эта деятельность подразумевает только освоение навыков пения и игры по нотам, записи нот.Музыкально-историческая направлена на освоение учащимися знаний о музыке различных эпох и на формирование умений и навыков оперировать своими знаниями в различных видах музыкальной деятельности.Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность учащихся основана на понимании внутренней взаимосвязи между музыкой и другими искусствами на художественно-образной основе. Основной метод реализации данного вида деятельности – метод моделирования.Музыкально-изобразительная полихудожественная деятельность может получать воплощение:- в заданиях импровизационного типа («свободный рисунок», «свободная графика», этюды-зарисовки);- в музыкально-живописных, музыкально-скульптурных, музыкально-архитектурных композициях, создаваемых учащимися под руководством педагога на основе предложенного им музыкального материала, произведений изобразительного искусства.Задания могут состоять в передаче средствами изобразительного искусства впечатления от любимого музыкального произведения, в сравнении рисунков по мотивам одного прослушанного произведения или в выборе и моделировании одного из нескольких произведений по выбору учащегося.Н.Н. Гришанович разработан метод озвучивания стихотворения и как его вариант – создание музыкальной партитуры стиха (его выразительное чтение, ритмизация, инструментовка, распределение партий и выразительное чтение по аккомпанемент).Часто на музыкальных занятиях используются инсценировка песен и музыкально-пластическая деятельность («свободный танец», «свободное дирижирование», музыкально-пластические этюды-зарисовки).Музыкально опосредованная деятельность учащихся не предполагает ориентации на конкретно звучащую музыку, но способствует формированию представления о том или ином явлении через раскрытие его жизненного или художественного контекста. Это:- мысленное музыкальное озвучивание картин природы, жизненных событий, произведений художественной литературы, изобразительного искусства, народного творчества;- мысленное воссоздание тех или иных имеющихся в музыкальном опыте представлений о конкретных произведениях, музыке того или иного композитора, стиля и т.д. с последующим установлением ассоциативных связей с явлениями жизни и произведениями разных видов искусств.Например: рассказ о зале, в котором звучит музыка; включение народной музыки в бытовой контекст - урок-посиделки; беседа о созвучности произведения внутреннему миру композитора.Самоанализ урока музыки.Анализ и самоанализ урока – процессы «многослойные» (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева), поэтому должны осуществляться по разным направлениям:- анализ цели, задач, содержания урока и методов его проведения; профессиональной деятельности учителя музыки и его личностных качеств;- рассмотрение деятельности учащихся и их личностных качеств;- выявление того, осуществилось ли на уроке приобщение к образной высокохудожественной сфере отечественного – народного и профессионального – музыкального искусства, а также расширение интонационной сферы путем приобщения музыке других народов;- наблюдение и констатация того, как происходила регуляция студентом-практикантом психологического состояния класса (от утомленного или агрессивно-возбужденного – к уравновешенному, от равнодушного – к сострадательному, от репродуктивного – к креативному и т.д.).Необходимо обратить внимание на противоречия между желаемым и реальным. Например, учитель в своем плане, на первый взгляд, задумал интересные контрасты видов деятельности, выбрал увлекательный музыкальный материал. Однако в ходе урока обнаружилось, что объем времени, отводимый на слушание музыки, оказался слишком длительным для учащихся данного класса, или же, наоборот, слишком много времени было уделено вокально-хоровой работе, что пока не по плечу этим учащимся (возможно, и начинающему учителю). Порой драматургия урока страдает от чрезмерно долгого слушания музыки в аудиозаписи и т.д.В завершении самоанализа (анализа) урока можно сделать выводы по следующим показателям:1. Общая гуманистическая характеристика деятельности учителя:- создание позитивного эмоционального климата на уроке;- оказание поддержки учащимся;- создание атмосферы доверительных отношений;- этика и эстетика отношений учащихся с учителем;- культура общения с учителем;2. Общеметодическая подготовленность учителя:- структурная целостность урока;- результативность педагогических действий;- оригинальность, нестандартность урока в целом;- культура речи;- активность учащихся на уроке;- эффективность контроля знаний, умений и навыков;- стимулирование самостоятельности мышления;- создание ситуации сотрудничества учителя и учащихся;- создание ситуации сотрудничества учеников класса;3. Психолого-педагогический анализ урока:- создание положительной мотивации;- организация внимания;- организация восприятия учебного материала;- организация работы памяти;- организация деятельности мышления.