Публикации
Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5-6 лет "Весна-красна"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5-6 лет "Весна-красна"
Автор: Блинова Юлия Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5-6 лет "Весна-красна"
Автор: Блинова Юлия Сергеевна
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 5-6 летТема: «Весна-красна»Образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Тип: интегрированное.Возраст детей: дети 5-6 лет.Формы непосредственной образовательной деятельности: решение проблемной ситуации, ситуативный разговор, сюжетный разговор, дидактические игры.Формы организации: группа детей.Задачи:Образовательные:-уточнить и расширить представления детей о весенних изменениях в природе;-упражнять в составлении распространенных предложений, побуждать высказывать свое мнение, рассуждать;-формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде; упражнять в синтезе названий весенних месяцев;-учить самостоятельно выбирать изобразительные средства для воплощения своего замысла; располагать декоративные элементы (комочки) в определенных частях композиции.Развивающие:-развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;-развивать наблюдательность;-способствовать развитию общей моторики и мелкой моторики пальцев рук;-стимулировать познавательный интерес детей. Воспитательные:-воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться ее разнообразием; воспитывать эстетическое восприятие; -воспитывать добрые чувства по отношению к сверстникам, самому себе.Материал и оборудование:-детские рисунки по теме «Ранняя весна»;-сундучок;-тюльпаны;-ваза;-тонированные альбомные листы с веточкой вербы;-салфетки;-клей-пластилин;-белая гуашь;-кисти.Предварительная работа: -разучивание заклички, хоровода, сценки;-наблюдение с детьми торжества весны в природе;-чтение рассказов И. Соколова-Микитова «Весна в лесу», И. Сладкова «Весенние ручьи»;-повторение стихотворений о весне;-рисование на тему: «Ранняя весна»-разгадывание загадок о весне.Ход непосредсвенно-образовательной деятельности.1.Вводная беседа.(Педагог собирает детей возле выставки детских рисунков)Педагог: Ребята, пришла я сегодня утром и очень долго любовалась вашими замечательными рисунками. Какое время года вы изобразили? (Весну)Педагог: Давайте расскажем, какая весна у вас получилась? (теплая, светлая, радостная, долгожданная, цветущая, звонкая, дружная, ранняя.)Педагог: Что за чудеса происходят весной, когда пригреет солнышко?(Тает снег, бегут ручьи, прилетают перелетные птицы, расцветают цветы.)Педагог: А чем пахнет весна? (талым снегом, цветами.)Педагог: Какие звуки мы слышим весной?(Журчание ручья, капель, треск льда, щебет птиц.)2. Дидактическая игра «Подбери слова»Педагог: А сейчас найдите родственников к слову «весна». (Веснушки, веснянка, весенний.)Педагог: О чем можно сказать «весенний»? (Ручеек, дождь, день, сад.)Педагог: Весеннее?(Облако, солнце, небо, утро.)Педагог: Весенняя?(Трава, лужа, проталинка, капель.)3. Дидактическая игра «Почему»Педагог: У каждого времени года есть свои три месяца. Назовите весенние.(Март, апрель, май.)Педагог: Март в народе называют «протальник», почему? Апрель –«снегогон», почему? Май –«травень», почему? (Март называют протальник, потому что вмарте появляются проталины,... в апреле –тает снег, ...в мае –вырастает зеленая травка и распускаются цветы.)Педагог: В каком месяце весна ранняя?(В марте.)Педагог: В каком месяце весна поздняя?(В мае.)Педагог: Весна, весна! И ей все радо! Как в забытье каком стоишь, И слышишь свежий запах сада, И теплый запах талых крыш.А давайте поприветствуем нашу весну.4.Пальчиковая игра Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх-выполнить «фонарики»)Здравствуй, небо голубое! (руки вверх-выполнить движения кистями рук вправо-влево)Здравствуй, вольный ветерок! (руки вперед-выполнить движения кистями рук вперед-назад) Здравствуй, маленький дубок! (присесть)Мы живем в родном краю (хлопать в ладоши)Всех я вас приветствую! (обнять друг друга за плечи)5.Решение проблемной ситуации.Педагог: Ребята, я в группе заметила еще один сюрприз, но открывать без вас не стала. Обратите внимание. Что необычного вы заметили? (Красивый сундучок.)Педагог: А что в нем? (Может, картина? Может игрушка? Или книга?)Педагог: Давайте откроем.Педагог открывает сундучок, вынимает маленькую вазочку с первыми весенними цветами. Минутку дети любуются.Педагог: Вам нравится?(да!)Педагог: Чем вам нравятся цветочки?(Красивые, красные цветы, хорошо пахнут.)Педагог: И мне очень понравились. А как называются эти цветы? (Тюльпаны.)Педагог: Почему именно тюльпаны появились в нашей группе (Потому что, это первый весенний цветок).Педагог: Давайте мы поставим цветы в вазу, и они будут украшать наш зал. А какие еще цветы появляются первыми? (Мать-и-мачеха, лесные фиалки, ландыши.)Педагог: Как их можно назвать одним словом?(Первоцветы.)Педагог: А где растут эти цветы?(В лесу.)Педагог: Да, ребята. Они самые первые встречают весну. А как вы думаете, кто еще встречает весну в лесу? (Лесные звери.)Педагог: Правильно. Пусть они сами нам об этом расскажут. 6. Сценка«Встреча весны»Сорока: О весне я стрекотала, Целый день в лесу летала. Вот бы тут был телефон... Ой, смотрите, вот и он!(берет трубку) Первым мишку разбужу, О весне ему скажу! Разоспался наш Мишутка, Разбудить его не шутка!Медведь: Алло!Сорока: Алло! Алло! Звонит сорока!Медведь: Что случилось белобока?Сорока: Мишенька, весна пришла! По лесу идет она!Медведь: Вот так новость принесла. Говоришь, весна пришла? Лапу я сосал полгода, А теперь поесть бы меда.(Берет банку с медом, уходит)Сорока: Надо мне поторопиться, Позвонить куме-лисице.Лиса: Алло!Сорока: Алло! Алло! Звонит сорока!Лиса: Что случилось белобока?Сорока: Лисонька, весна пришла! По лесу идет она!Лиса: Ах, Сорока, как я рада, Лучше новости не надо. Хватит мерзнуть в темной норке, Сяду греться на пригорке.Сорока: Ну-ка, зайца разыщу, Ему новоть сообщу.Заяц: Алло!Сорока: Алло! Алло! Звонит сорока!Заяц: Что случилось белобока?Сорока: Заинька, весна пришла! По лесу идет она!Заяц: Побегу я по лесам, Расскажу и тут и там, Что весна в наш лес пришла И тепло нам принесла!Сорока: Просыпайтесь люди, звери, Открывайте окна, двери! К нам весна-красна идет, Свет и радость нам несет!Педагог: Давайте и мы позовем весну закличкой.7.Рассказывание заклички.Дети: Ясна-красна, приди, Весна! С голубою далью, С иваном-да -марьей, С золотистым гребнем, С изумрудным стеблем. Пришла весна, войной пошла На все –зимним, На льды –ливнем, На снег –теплом, На всю зиму -помелом.8. Встреча с Весной. Разгадывание загадок.(Входит весна)Весна: Здравствуйте, девочки и мальчики! Вам несу свое тепло! Чтобы все вокруг цвело, Чтоб листочки распускались, Птички песней заливались. Ярче вы, лучи, сияйте И земельку согревайте! Зеленейте, стебелечки, Весну встречайте все цветочки!Весна: Пришла я к вам, ребята, с загадками про деревья. Попробуйте отгадать!Белые овечки бегают по свечке.О каком дереве идет речь? (О вербе)Весна: Молодцы, ребята. Слушайте дальше.Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала,А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна! (Черемуха)Весна: Какие молодцы. Слушайте следующую загадку.Зимой и летом зелена,В лесу живѐт она.А на ней иголкиИ коротки, и колки. (Ель)Весна: Правильно. Еще одна загадка.У меня длинней иголки, чем у елки.Очень прямо я расту в высоту.Если я не на опушке,Ветви-только на макушке. (Сосна)Весна: Молодцы, ребята! Попробуйте отгадать еще загадку!Не заботясь о погоде,В сарафане белом ходит, А в один из теплых днейМай сережки дарит ей. (Береза)Весна: Правильно! И последняя загадка.Не загадка это даже,Сразу назовем,Если только кто-то скажет -Желуди на нем! (Дуб)Весна: Какие вы молодцы! Хорошо знаете лесные деревья. А хотите узнать, что происходит с деревьями в лесу весной? Тогда присаживайтесь и слушайте внимательно. (Дети присаживаются на ковер)9.Рассказ Весны о деревьях.Всем деревьям подарила я цветочный наряд. Кому-яркий, кому-скромный. Самой первой украсилась верба барашками. Черемуха из своих лесных сестер и братьев весной самая заметная: словно снегом осыпана. Молоденькая елка как будто новогодняя, праздничная. На каждой ветке яркие желтые цветы-фонарики. Ее сестра, смолистая сосна, украсила себя шишечками. Березка зацвела. А цветы у нее -длинные сережки. На дубе тоже появились цветы: маленькие, незаметные, хотя дуб-дерево видное, могучее. Весной лес преображается. Становится нарядным, праздничным. Вот что происходит с лесными деревьями. Ребята, вам понравился мой рассказ?Педагог: Спасибо тебе, Весна, за интересный рассказ. А мы с ребятами знаем весенний хоровод. Ребята, покажем Весне наш хоровод?(покажем)10.Хоровод «А весной...»11.Самостоятельная изобразительная деятельность детей.Весна: Спасибо вам, ребята, за чудесный хоровод. А я хочу подарить вам подарки –картинки с веточкой весеннего дерева. Какое дерево самое первое украсилось? (Верба)Весна: Правильно. Только на моих картинках нет пушистых почек. Поможете, ребята, украсить вербочку весенним нарядом?(Поможем).Весна: Спасибо, ребята. А мне пора. До свидания!Педагог: Ребята, а как мы можем украсить вербу?(Скатать комочки из белого пластилина, скатать салфетки, нарисовать белой краской и украсить дерево.)Педагог: правильно, ребята. А теперь выберите себе необходимый материал и приступайте к работе. (Дети садятся за столы и украшают каждый свою веточку вербы.)12.Итоговая беседа.Педагог: Молодцы, ребята! А теперь давайте отнесем свои работы на выставку. (Дети любуются своими работами)-Педагог: О каком времени года мы сегодня с вами говорили? Что нового узнали? Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Я думаю, наша гостья Весна будет рада вашей помощи! А в заключении мне бы хотелось прочитать вам стихотворение:У весны работы много, помогают ей лучи;Дружно гонят по дорогам говорливые ручьи, Топят снег, ломают льдинки, согревают все вокруг.Из-под хвои и травинок выполз первый сонный жук.На проталине цветочки золотые расцвели,Налились, набухли почки, из гнезда летят шмели.У весны забот не мало, но дела идут на лад:Изумрудным поле стало, и сады в цвету стоят.