Публикации Психопрофилактическая работа в ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психопрофилактическая работа в ДОУ
Автор: Довыдова Наталия Леонидовна

Психопрофилактическая работа в ДОУ.Психопрофилактическая работа – малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается многими учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования.Психопрофилактика – это деятельность детского психолога по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.При определении основного содержания психопрофилактической работы нужно помнить следующее.1. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого этапа.Программы осуществляются в учебной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп в основном воспитателями и родителями. Самое главное – дать возможность всем до единого шанс попробовать себя в различных областях знаний и практической деятельности для определения и развития своих интересов, способностей.Психолог анализирует все, что окружает детей и во что те включены, — игру, воспитательные мероприятия, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками и т. п., выясняя, насколько это способствует психическому и личностному развитию ребенка.2. Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.Чешские психологи Й. Лангмейер и 3. Матейчик считают чрезвычайно важной задачей разработку мер предупреждения психической депривации (недостаток чего-либо, например, внешних стимулов или любви, ведущий к психическим отклонениям у детей). Такая превентивная программа, по их мнению, должна отвечать следующим требованиям.Во-первых, необходимо обеспечить, чтобы к детям поступали стимулы из внешней жизненной среды в надлежащем количестве. Стимулы должны соответствовать степени развития ребенка. Во-вторых, поступающие стимулы должны иметь для ребенка значение, чтобы он мог включить их в систему своих переживаний и познаний.В-третьих, необходимо создать условия для развития положительных стойких взаимоотношений между ребенком и его воспитателями, средой его дома и, наконец, более широкой общественной и предметной обстановкой.В-четвертых, необходимо облегчить ребенку включение в общество, чтобы он мог усвоить адекватные социальные роли.3. Психолог следит за соблюдением в детском саду психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе.4. Психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень (кризис трех лет, период перехода от дошкольного к школьному детству). 5. Психолог ведет работу по подготовке детей к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельностей, профессий, которые им интересны, и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания.Становление психологической готовности к самостоятельному выбору профессии или сферы профессиональной деятельности должно начинаться уже в старшей группе. Работа психолога в этом направлении взаимодействия с детьми включает следующие моменты: раннюю диагностику интересов и способностей детей (музыкальных, художественных, спортивных), рекомендации родителям, разработку и проведение в жизнь программ по развитию интересов и способностей.6. Психолог заботится о создании комфортного психологического климата в детском образовательном учреждении. Центральным моментом комфортного психологического климата является общение детей со взрослыми и сверстниками, а также взрослых между собой. Высшей ценностью в общении должен быть другой человек со всеми его качествами, свойствами, настроениями вне зависимости от возраста и различных социальных характеристик.7. Психолог стремится создать благоприятные, доброжелательные отношения между родителями и педагогами.Для этого необходимо помочь взрослым вступить во взаимоотношения, результатом которых может стать следующая благоприятная реальность: родители должны относиться с уважением и благодарностью к педагогам, которые занимаются с их детьми, а педагоги уважают родителей своих воспитанников и благодарны им за доверие. В такой обстановке дети могли бы стать более добрыми, спокойными, открытыми миру и людям.В психопрофилактике выделяют три уровня:- первый уровень – так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все дети, как «нормальные», так и с проблемами. Многие авторы отмечают, что именно образовательные учреждения являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают психологов в образовании в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.- второй уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление трудностей в развитии и поведении. Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми: примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и воспитателями, обучение их стратегиям преодоления различного рода трудностей и т. д.- третий уровень – третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными детьми (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.К сожалению, заботой большинства психологов является обеспечение второго и третьего уровней, т.е. большинство усилий психологов направлено на работу с детьми, которые уже испытывают трудности. Основная масса остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования.Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, возрастными параллелями, так и с воспитателями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Можно сказать, что здесь наблюдается самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, что можно изменить, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания.