Публикации ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» (кружок) 1- 4 класс

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» (кружок) 1- 4 класс
Автор: Котлярова Наталья Юрьевна

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 паменск Рассмотрено педагогическим советомПротокол № « » 20 года«Народные ремесла» УтверждаюДиректор МОБУ СОШ № 20 паменск___________ / /Приказ № « » 20 годаДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»Адресат программы: 7-10 летНаправленность: художественнаяУровень освоения программы: базовыйСрок реализации: 1годРазработчик программы: Котлярова Наталья Юрьевна,учитель, Iкв. категория паменск, 2021 годСОДЕРЖАНИЕI. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.1.Информационные материалыДополнительная  общеразвивающая программа «Волшебная школа рисования» (далее – программа)  составлена на основе многолетнего теоретического и практического опыта работы педагога , в соответствии с документами в сфере образования:1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ";2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р.);3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014года №33660).5. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015года № 09-3242 «О направлении информацииетодические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».Настоящая программа является адаптированной к условиям работы в рамках общеобразовательного учреждения. Образовательная программа по рисованию составлена на основе следующих авторских программ, нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
  • «Изобразительное искусство». Сборник примерных рабочих программ под редакцией - Б.М. Неменского.М.: Просвещение 2002
  • Живопись и ее изобразительные средства. Г. Беда. – М., 1977
  • Работа пером и тушью. – А.Л. Гаптилл. Минск: Поппури, 2001.
  • Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. В.В. Ячменева. М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
  • Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – Н.А Горяева. М.: Просвещение, 2000.
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей, приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей. Министерства образования и науки России от 11.12.2006г. № 06-1844
  • Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждение средняя общеобразовательная школа №20 паменск. Школа вправе реализовать программу при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.1.2. Направленность программыДополнительная общеразвивающая программа «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» имеет художественную направленность.1.3. Актуальность программы особенно для детей младшего школьного возраста. В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а занятия по программе «Волшебные краски» могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению к традициям русского народного творчества.Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно творческого опыта, обучению приѐмам художественно творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Все это в целом является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.1.4. Отличительные особенности программыОтличительная особенности программы данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с учащимися в свободное от учебы время в кружке изобразительного искусства, где каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа «Волшебные краски» ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.1.5. Адресат программыПрограмма предназначена для детей от 7 до 10 лет. Для поступления на общеразвивающую программу не требуется сдачи вступительных экзаменов. Принимаются все желающие в соответствии с возрастом на основании поданного заявления родителей.1.6.Срок освоения программыПрограмма реализуется 1год (68 недели).1.7. Форма обученияОбучение осуществляется в очной форме. При необходимости - в дистанционной форме.Занятия могут проводиться со всем составом творческого объединения, по группам или индивидуально, что позволит избежать несчастных случаев на практических занятиях и способствует хорошему усвоению учебного материала. 1.8. Режим занятийЗанятия проводятся в очной групповой форме (8-10 человек) 1 раз в неделю по 2 академическому часу. Продолжительность занятий - 40 мин.1.9. Цель и задачи программыЦель программы: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития детей и условий для их социализации в будущей жизни.Это определило следующие задачи программы:Обучающие:- познакомить с изобразительной грамотой и основами изобразительного искусства;помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной деятельности;- формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека;- формировать умения в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);Равивающие:- Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;- способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.- формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;Воспитательные:- Воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства;- развивать нравственные и эстетические чувства: любовь к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;- формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.II. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ2.1. Объем программыОбучение рассчитано на 1год– 68 часаЗа один год обучения обучающиеся получают элементарное образование на основе специально определенных базовых знаний, умений, навыков и показателей личностно-культурного и творческого роста, важных для дальнейшего развития школьника. 2.2. Содержание программыВводное занятие.Теория:Правила поведения в творческом объединении. Техника безопасности во время занятия. Инструктаж по технике безопасности.
  • Рисование.
  • Теория:Основы цветоведения. Правила пользования специальными инструментами. Основные приемы получения цветов, оттенков и использование их в работе. Понятия: конструкция, детали, образ. Конструирование из бумаги и рисование. Приемы работы фломастерами. Приемы работы пером и тушью. Передача линий различного характера при помощи штриха, росчерка, зигзага. Упражнения с красками по стеклу. Упражнения с красками по ткани. Приемы работы этими красками. Особенности работы этими красками. Коллаж из бумаги и из ткани. Приемы и особенности работы в этой технике.Практические задания:«Одень веточку», «Собери яблоки в корзину», «перо птицы», «небо, море, облака», «камни, песок и деревья», «пейзаж с домами», «пейзаж-настроение», «цветы». Орнаменты. «Быстрые ножки. Зайчик»Дождик». «Грустный вечер»Аперельская лазурь. «Весенний букет» «Моя картина». «Мягкие лапки. Кот». «Киригами оосад». Тело человека - пропорции, движение, различные ракурсы, передача настроения. Знакомство со светотенью: возможности передачи формы предметапособы передачи фактуры материала: гладкая, пушистая, прозрачная и т.д.
  • Таинственные картины
  • Теория:Понятие орнамента. Орнамент в плоскости и объеме. Цветочный и геометрический орнамент. Ритм. Виды шрифтов и использование их в работе. Шрифты печатные и рисованные. Использование орнамента в декорировании шрифтов.Практические задания:Оформление праздников, карнавальные костюмы и маски, открытки, шрифтовые композиции, макет книги.Итоговое занятие. Теория:Обсуждение творческих работ участников итоговой выставки. Анализ деятельности за год. Практическое задание:Промежуточная аттестация. Оформление альбома «Мои рисунки».2.3. Планируемые результаты освоения программыРезультатом освоения Программы является приобретение следующих УУД:Личностные результаты:К концу обучения у обучающихся должны быть сформированы:- познакомятся с изобразительной грамотой и основами изобразительного искусства;- овладеют практическими умениями и навыками в художественной деятельности;- сформируют первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека;- сформируют умения в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);- разовьют способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; потребность активного участия в культурной жизни;- сформируют устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;- создадутся условия для воспитания эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства;- создадутся условия для развития нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;- сформируются коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества. Метапредметные результаты: К концу обучения у обучающихся должны быть сформированы:- способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.Предметные: К концу обучения обучающийся должен знать: - правила техники безопасности;- назначение материалов и инструментов в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве;- основные употребляемые термины в изучаемых областях искусства;- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;- о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства и их роли в эстетическом восприятии произведений; - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формированиеустойчивого интереса к творческой деятельности. Уметь:- самостоятельно составлять композиции на основе законов композиционного построения;- последовательно работать над творческой композицией в различных техниках;- работать с первоисточниками и литературой, самостоятельно приобретать и применять знания; уметь структурировать и классифицировать знания; - устанавливать причинно-следственные связи.Владеть:- приемами составления декоративного образа на основе переработки натурного материала; - приемами использования основных средств художественной выразительности в рисунке, живописи, декоративно-прикладном искусстве;- навыками анализа содержания художественных произведений различных видов и жанров.III. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ3.1. Учебный план3.2. Календарный учебный графикПродолжительность учебного года - 34 неделиНачало занятий – 02.09.2021г., окончание - в соответствии с учебным планом ДОП. Регламент образовательного процесса:- один год обучения – 34 (1 раз в неделю по 2 часа)Режим занятийЗанятия проводятся по расписанию. Продолжительность занятий - 40 мин. Режим работы период школьных каникул Занятия детей в учебных группах проводятся по временно-утвержденному расписанию, составленному на период каникул, в форме, индивидуальной работы.3.3. Оценочные материалыДля оценки качества освоения программы, а также определения фактического уровня сформированности универсальных учебных действий применяются следующие виды диагностики:Вводная – проводится в начале учебного года и предназначена для определения уровня подготовленности обучающихся.Тематическая – проводится в ходе учебного процесса, в конце каждого учебного полугодия, определяет уровень знаний и умений по изученному материалу, что позволяет проверить, на сколько обучающиеся усвоили новый материал.Промежуточная – проводится в конце учебного года по завершению изучения годового учебного материала и определяющая уровень сформированных универсальных учебных действий по дополнительной общеразвивающей программе.По завершению изучения каждого раздела общеразвивающей программы проводится выставка работ.Творческая деятельность обучающихся входит в систему оценки знаний, как дополнительный критерий оценивания успешности освоения дополнительной общеразвивающей программы.3.4. Методические материалы Занятия помимо практической деятельности включают в себя беседы об искусстве, показ фильмов и презентаций, посещение выставок, а также участие в них, что призвано содействовать всестороннему развитию личности каждого ребенка, обогащению его духовного мира. Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания, и состоит, как правило, занятие состоит из следующих этапов:1 этап – организационный. Включает организацию начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания обучающихся. Служит для подготовки детей к работе на занятии.2 этап – проверочный. Данный этап предназначен для выявления пробелов по изученному ранее материалу и их коррекции. 3 этап – подготовительный (подготовка к новому содержанию). На данном этапе происходит мотивация и принятие детьми цели учебно - познавательной деятельности. 4 этап – усвоение новых знаний и способов действий. Основной этап занятия, на котором обеспечивается восприятие, осмысление и первичное запоминание связей и отношений в объекте изучения.5 этап – первичная проверка понимания изученного. Устанавливается, насколько правильно и осознанно материал усвоен обучающимися (выполняются пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил).6 этап – закрепление новых знаний, способов действий и их применение. На данном этапе применяются задания, которые выполняются обучающимися самостоятельно, т. е происходит активное усвоение новых знаний, способов действий и применение их на практике. 7 этап – рефлексивный. Происходит выявление качества и уровня овладения знаниями, обучающимися осуществляют рефлексивные действия. Дети оценивают свою работоспособность, психологическое состояние, анализируют результативность работы.8 этап – итоговый. На данном этапе осуществляется анализ и оценка успешности достижения цели, определяется перспектива последующей работы на занятиях. Применяются следующие методы обучения:- репродуктивный;- проблемный;- частично-поисковый;- использование интернет-ресурсов, исследовательская и проектная деятельность;-метод проектов (позволяет развить исследовательские и творческие способности обучающихся) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:- наглядные (показ образцов, иллюстраций, способов выполнения работы);- практические (в творческой деятельности учащиеся опытным экспериментальным путем осуществляют поиск оптимального художественного и технического решения);- совместно – коммуникативные методы (рассказ, объяснение, убеждение, беседа, способствующие освоению и закреплению материала).Методы организации контроля и самоконтроля познавательной деятельности: анкетирование, самоанализ, опрос, сравнение, наблюдение.Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности творческой активности:- поощрение;- создание положительной эмоциональной атмосферы и успеха;- создание игровой ситуации.IV. ИНЫЕ КОМПОНЕНТЫ4.1. Условия реализации программыМатериально-техническое обеспечение:
  • Помещение: кабинет
  • Приборы и оборудование:
  • ноутбук,
  • столы,
  • стулья,
  • Канцелярские товары и материалы для творчества:
  • карандаши простые,
  • карандаши цветные,
  • кисточки для клея и красок,
  • краски акварельные и гуашевые,
  • ластик,
  • линейки,
  • фломастеры, маркеры,
  • мелки цветные,
  • мягкие материалы: пастель
  • баночки для воды,
  • фольга в рулоне,
  • пластилин,
  • доски для лепки,
  • стеки,
  • бумага акварельная,
  • цветная бумага,
  • цветной картон,
  • клей – карандаш и ПВА,
  • палитры.
  • Природные материалы:
  • засушенные листья и цветы.
  • Наглядные и раздаточные пособия:
  • методические разработки по темам,
  • иллюстрации,
  • книги,
  • гипсовые наглядные пособия – геометрические тела,
  • бытовая утварь для составления натюрмортов,
  • электронные видео и презентации.
  • 4.2. Список литературыДля педагога:
  • Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007.
  • Неменская Л.А. Каждый народ- художник. – М.: Просвещение, 2008.
  • Альберта Г. Вульф Р. Основы рисования – Минск «ПОПУРРИ» 2001
  • Андреев Н. Русская крепость – Москва: «Центр детской книги» 1995
  • 5. Грей П. Рисуем пейзажи – М: «ЭКСМО» 20116. Гусакова М. А. Аппликация – М: «Просвещение» 19877.Данилова Г. И. Мировая художественна культура – М: «ДРОФА», 20048. Дюбоск Д. Как рисовать – Минск: «ПОПУРРИ», 20019. Иванов Д. Юный художник – М: «ЭКСМО», 200710. Калинина Т.В. Цветы и травы. Первые успехи в рисовании. – СПб.: «Речь», 200911. Кард В. А. Петров С. К. Сказки из пластилина – Спб «ВАЛЕРИ-СПБ» 199712. Князева М. Л. Шаг за шагом искусство – М: «Открытый мир», 199513. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителей. – М. Просвещение, 198914. Косминская В. Б. Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей – М: «Просвещение» 198715. Кочанова Н.П. Фантазия и ваших рук творение – Петрозаводск "Карелия", 199716. «Изобразительное искусство». Сборник примерных рабочих программ под редакцией - Б.М. Неменского.М.: Просвещение 200217. Живопись и ее изобразительные средства. Г. Беда. – М., 1977 18. Работа пером и тушью. – А.Л. Гаптилл. Минск: Поппури, 2001. 19. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. В.В. Ячменева. М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003 20. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – Н.А Горяева. М.: Просвещение, 2000. 21. Примерные требования к программам дополнительного образования детей, приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей. Министерства образования и науки России от 11.12.2006г. № 06-1844 22. – галерея картин известных художников, биографии.23.– история мирового искусства. Картинные галереи. Адреса музеев. Страницы арт-школы и виртуальной академии фотоискусства: учебные материалы, контакты специализированных магазинов и производственных фирм.24. – галереи живописи и фото российских и зарубежных художников в жанрах: пейзаж, портрет, фэнтези, природа.25. Информационный портал Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. —Режим доступа -фз.рф26. Социальная сеть работников образования 27. Учебно – методический кабинет 28. Кладовая развлечений 29. Педагогический мир Для родителей и обучающихся:30. «Как писать акварелью». (Начинающему художнику). – М.: АСТ; Астрель, 2005.31. Шматова О. Самоучитель по рисованию –М: «ЭКСМО» 200932. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью. – М.: Эксмо, 200933. Хамм Дж. Как рисовать животных – Минск: «ПАПУРРИ» 200934. Хижняк Ю. Н. Как прекрасен этот мир – М: «Просвещение» 198635. Сокольникова Н. М. Основы живописи - Обниск «Титул», 1996 V. ПРИЛОЖЕНИЕ5.1. Пример календарного учебно-тематического плана Количество часов в год -34 часа; в неделю - 2 часа