Публикации Нейропсихологические аспекты в работе учителя-логопеда

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нейропсихологические аспекты в работе учителя-логопеда
Автор: Павлова Елена Николаевна

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫВ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАПавлова Елена Николаевнаучитель-логопед ОГБУ «БРЦ ПМСС» СП МЦ ПППД Ракитянского и Краснояружского районовАннотация: в статье рассматривается нейропсихологический подход к классификации речевых нарушений и делается попытка обосновать важность включения нейропсихологических приемов в работу учителя-логопеда.Ключевые слова: нейропсихологический подход, классификация нарушений речи, нейропсихологическая коррекция, метод замещающего онтогенеза.Нейролингвистический подход к классификации речевых расстройств соединяет традиционные представления о специфике нарушений речи с мозговыми механизмами, их обусловливающими. В основе лежат классические представления о функциональной специализации различных зон мозга (Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия), а также основные положения учения Н.А. Бернштейна об уровнях мозговой организации двигательных и психических функций.Т.Г. Визель (2000 г.) выделяет церебральные и не церебральные нарушения (1). К церебральным нарушениям речи относятся: а) алалия моторная и сенсорная, афазии, дисграфии и дислексии, в основе которых лежит языковой фонологический дефицит (корковые отделы головного мозга); б) агностическая и апраксическая алалия, сенсорная и моторная дислалия, оптические дисграфия и дислексия, а также графомоторная дисграфия, которые обусловлены гностико-праксическим фонетическим дефицитом (также корковый уровень); в) некоторые формы дизартрий, а также брадилалия и тахилалия обусловлены координационным темпово - ритмическим дефицитом (подкорковый уровень); г) бульбарная и псевдобульбарная дизартрии, органическая дисфония, обусловленные мышечным дефицитом (стволовой уровень). Среди не церебральных нарушений автор выделяет периферические, обусловленные нарушением периферического отдела речевого аппарата (органическая дислалия, ринолалия и периферические дисфонии), и социальные (различные варианты задержки речевого развития по причине социальной депривации).По мнению Т.Г. Визель (1), нейропсихологический аспект рассмотрения нарушений речевого развития позволяет дифференцированно подойти не только к структуре дефекта при разных формах расстройств речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают.Отдельным блоком включены неврогенные расстройства речи, обусловленные несоответствием степени функциональной активности между корковым и подкорковым уровнями мозгового обеспечения речи, а также функциональным дисбалансом между полушариями мозга (неврогенные афонии/дисфонии, заикание, речевые мутизмы).Нейропсихологическая коррекция это система методов, предназначенная для детей с самого раннего возраста. Она применяется для преодоления задержек психоречевого развития, нарушений речи (алалии, дизартрии, дисграфии, дислексии), в комплексной работе при ДЦП, для коррекции поведения и когнитивного развития детей с СДВГ. Она также показана при таком виде дизонтогенеза, как расстройства аутистического спектра (аутизм). То, что взрослый человек осуществляет за счет сложившихся навыков, хранящихся в памяти, ребенок должен реализовывать в значительной степени за счет мышления. В связи с этим при обучении детей основной расчет делается на активизацию мыслительных процессов.На современном этапе помощи детям с отклонениями в развитии коррекционная педагогика постепенно перерастает в нейрокоррекционную педагогику. Нейропсихология даёт учителю ориентиры относительно того, как расценивать отклонения учащегося в поведении и обучении: как дефекты воспитания или вариант патологии. Основная нейропсихологическая технология «метод замещающего онтогенеза», направлена на активизацию всех ресурсов пластичности мозга. Её основной принцип: планомерное ретроспективное воспроизведение тех участков (периодов) развития ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Потому данный метод и назван методом«замещающего онтогенеза». Педагог еще раз вместе с ребенком проходит все ключевые этапы его развития, замещая и заполняя адекватными нагрузками пропущенные участки. Таким образом, создается возможность выстроить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма.Это здоровьесберегающая и игровая технология, которая помогает корректировать нарушение психических процессов и эмоционально-волевой сферы детей через движение.В конце 90-х гг. разработана комплексная методика психомоторной коррекции А.В. Семенович, Е.А. Воробьевой. Методологически «Методика» опирается на представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (по А. Р. Лурия), в том числе о возможностях «замещающего онтогенеза»; а методически на адаптированный вариант базовых телесно ориентированных психотехник применительно к детскому возрасту.«Методика» представляет собой трехуровневую систему:
  • «Уровеньактивации,энергоснабженияистатокинетического баланса психических процессов».
  • «Уровеньоперациональногообеспечениясенсомоторного взаимодействия с внешним миром».
  • «Уровеньпроизвольнойрегуляцииисмыслообразующей функции психомоторных процессов».
  • Нейропсихологическая коррекция служит качественным дополнением к основной коррекционной программе работы с детьми с нарушениями речи, и осуществляется не вместо нее, а вместе с ней.Логопед не проводит нейропсихологические занятия, но в структуру логопедических занятий для их большей эффективности необходимо включать следующие виды упражнений нейропсихологической направленности:
  • Дыхательная гимнастика ориентирована на формирование правильного четырехступенчатого дыхания, чтобы мозг всегда был снабжен кислородом.
  • Гимнастика для приведения в норму мышечного тонуса, растяжки – ориентированы на управление мышечным тонусом и приведение его в баланс, поскольку его повышение или понижение отрицательно влияет на
  • соматическое и эмоциональное развитие. Проводится ряд упражнений на расслабление и на активизацию тонуса.
  • Ритмическая гимнастика.
  • Гимнастика на формирование взаимодействия между полушариями мозга проводится на базе одновременного выполнения упражнений разными частями и сторонами тела; кинезиологические упражнения.
  • Упражнение на развитие пространственных и квазипространственных представлений.
  • Упражнения на развитие восприятия и памяти различных модальностей.
  • Упражнения на формирование навыков самоконтроля.
  • «Метод замещающего онтогенеза» является эффективным дополнением к основной коррекционно-логопедической работе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Он позволяет глубже взглянуть на проблему, выстроить грамотную программу сопровождения. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия. Метод замещающего онтогенеза помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.ЛИТЕРАТУРА
  • Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика / Т. Г. Визель. 2-е издание, переработанное, расширенное. Москва: Издательство АСТ, 2021. – 544 с.
  • Визель, Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование / Т. Г. Визель. Москва : Сфера. 2017. 907 c.
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи: методическое пособие / Е. Л. Ворошилова, О. Е. Грибова, А. Ю. Дымкова, А. А. Константинова, Т. В. Кошечкина, О. В. Шичанина. – Москва: ФГБНУ ИКП РАО, 2020. URL:
  • Глозман, Ж. М. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста / Ж. М. Глозман, А. Е. Соболева, Ю. В. Титова. – Москва: Айрис-пресс, 2019.